Урок по окр. миру: Города России 2 класс по Плешакову


Тема: Города России
Цели: Метапредметные: строить понятные для партнера высказывания;задавать вопросы;
Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление о причинах успеха в учебе;
Предметные:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации обокружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,одноклассниками– определять условия, необходимые для жизни на Земле (свет, тепло, воздух, вода);
-условия, необходимые для жизни животных, использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, -использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.
Оборудование: физическая карта, буквы из названия городов, контурная карта, клей, информационный лист-таблица, презентация. Викторина на листочках, карточки с цветами на карте, обозначениями города, болота и т.д.. , таблица с латинскими буквами, информация о городах.
Организационный момент урока.
Психологический настрой учащихся:
С добрым утром!
С ясным днем!
Мы с весёлой улыбкой,
Урок свой начнем!
- Поделитесь друг с другом доброй улыбкой., поделитесь своей улыбкой с гостями.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, кто из вас любит путешествовать?
- Велика и прекрасна наша страна Россия. Наша страна как вы уже знаете, занимает огромную территорию. Сегодня мы совершим необычное путешествие по родной стране, не выходя из класса.
- А помогут нам в этом ваше воображение, знания…
- И еще кое - что, вы узнаете из загадки:
Страны без людей,

Города без домов,
Леса без деревьев,

Моря без воды.
- Правильно, это карта. А что такое карта? (Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков).
(вывешивается физическая карта России).
Работа над темой урока.
- Для того, чтобы использовать карту в своём путешествии, надо её повторить.
- Перечислите названия основных сторон горизонта: ( север, юг, запад, восток).
- Покажите где расположен север?
- Где юг?
- А запад?
- Восток?
3.2. работа с карточками (на рабочих местах).
-Ребята, каким цветом на карте обозначаются моря?
(дети показывают карточки голубого цвета)
- Равнины?
- Почему же равнины обозначаются разными цветами? (На равнине есть низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности.)
- Низменности обозначаются каким цветом?-(зелёным).
- Возвышенности? – (жёлтым).
-Как обозначаются на карте крупные города, мелкие города, болота, граница?
Работа по теме:
Перед вами карта России. Как вы думаете, о каком государстве мы будем говорить?
-Чтобы точно определить тему урока, вам нужно выполнить задание под номером один.
-Выпишите только русские буквы сначала в верхней строке, потом в нижней.Г R Y O W G L F P J Z O Д L A W F
V Y P L O S C Y C R И D F И F Z J
Итак, назовите тему урока?
-Тема урока: Города России.
Сегодня мы совершим с вами путешествие по городам России, городов в России очень много: маленьких и больших. Сегодня на уроке мы познакомимся с 5 российскими городами. У каждого города есть свои места, которые делают это город известным и знаменитым. Вы поделитесь своими знаниями, и в конце урока каждый из вас будет хорошо знаком с 5 российскими городами. Слушайте внимательно своих товарищей. После выступления группы записывайте в свой маршрутный лист название города и его главную достопримечательность., народные промыслы. В конце урока мы с вами создадим небольшой информационный журнал по изученным городам.
-Перед тем как начнем говорить о городах, давайте с вами назовем столицу нашего государства?
-Символы государства?
- Кто является президентом России?
-- Что означают цвета на российском флаге?
(Белый – символ чистоты, синий – благородство, красный – символ мужества и храбрости.)
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас с вами живем, находились непроходимые лес, полные зверей и птиц. И только сильные и смелые люди могли возвести на месте лесов города.
В нашей стране у каждого города есть свой герб, а у некоторых гимн.
Герб города может рассказать о прошлом, настоящем и будущем этого города.
Задание №2
-Перед вами лежит конверт, откройте его и составьте из букв название города, над которым вы сегодня будете трудиться.( Тула, Ростов, Ярославль, Кострома, Волгоград)
Итак, над какими городами вы сегодня будете трудиться?
Задание №3
-Найдите этот город на физической карте, отметьте его на контурной карте.
Задание №4
- У вас на парте лежат информационные листы. Прочитайте информацию , выпишите в таблицу главное. Подготовьте рассказ для товарищей о том городе, который вы собрали из букв.
Название города Эмблема Достопримечательности Народные промыслы
Тула
Ярославль
Волгоград
Кострома
Ростов
Ростов.
Не путайте город Ростов с другим похожим городом – Ростов - на - Дону. (Показать на карте). Город Ростов – это небольшой город в Ярославской области. Несмотря на то, что это совсем маленький город, но слава о нем известна по всей России.
Слайд 1 . Древний город Ростов называют Великим. Это один из старейших городов России. Он был основан более тысячи лет назад. Город расположен на берегу озера Неро.
Слайд 2. Герб города: На красном щите изображен серебряный олень с золотыми копытами, рогами и гривой.
Слайд 3. Ростов славится своим Кремлем. Особенно красива его Звонница.
Народные промыслы: Ростовская финифть.Ведь финифть - это эмаль, рожденная в раскаленной печи, поделки из эмали: картины, тарелки, подносы.
Тула
Слайд 1 и 2 . Тула – крупный российский город. Находится недалеко от Москвы. Изображение на гербе Тулы отражает оружейный характер города. В красном поле серебряный ружейный ствол, положенный на двух клинках. Вверху и внизу по одному золотому молоту
Слайд 3. Недалеко от города Тула находится усадьба «Ясная Поляна», в которой жил и работал Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель.
Слайд 4. А в самой Туле с давних времен жили славные мастера оружейники. Об этом можно узнать в Музее Оружия.
Народные промыслы: В Туле получают развитие производства самоваров, пряников, гармоник, замочно-скобяных изделий.
Ярославль
Слайд 1. Ярославль - красивый старинный город. Он был основан в 11 веке князем Ярославом Мудрым. Отсюда и название города.
Слайд 2. Герб Ярославля представляет собой помещённого в золотом щите черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом плече серебряную секиру. Щит венчает ярославская княжеская шапка
Слайд 3. В Ярославле был открыт один из первых русских театров. Он носит имя своего основателя Федора Волкова
Народные промыслы: сувениры, елочные украшения, колокольчики, подсвечники, шкатулки, декоративные вазы, кашпо, предметы интерьера, картины и барельефы из керамики.Кострома
Слайд 1. Кострома – красивый русский город, расположен на двух берегах реки Волги.
Слайд 2. Герб Костромы: В голубом поле на серебряной волне золотой корабль, украшенный на носовой части орлиной головой,, с семью гребцами, с вымпелом на корме, с парусом и флагом
Слайд 3.Кострома гордится своим Музеем Деревянного зодчества. Он расположен под открытым небом. В нем можно увидеть старинные церкви и дома
Кострома была всегда известна своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. Помимо этого некоторое время на Костромской земле занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным мастерством, гончарным, кузнечным....
Волгоград
Слайд 1. Крупный город, расположен в южной части России. Свое название получил в честь великой русской реки Волги, на берегах которой он и расположен.
Слайд 2. Герб Волгограда - представляет собой щит золотистого цвета, разделённый на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда». Верхняя половина герба представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенной в красный цвет. Дополняет ее медаль «Золотая Звезда. В нижней половине герба изображены шестерня и сноп пшеницы  золотистого цвета. Голубой цвет по всему полю в этой части герба символизирует Волгу.
Слайд 3. Главной достопримечательностью Волгограда является Мамаев Курган, построенный в память о великом сражении Великой Отечественной войны. Главный монумент - «Родина-мать». Этот комплекс входит в число 7 чудес России.
-Дети по группам докладывают полученную информацию, которая сопровождается слайдами на экране, записывают в таблицу новое.
Народные промыслы:
 изделия кружевные ручного плетения
 изделия плетеные из дерева
 изделия художественного вязания
 изделия из тканей с росписью
Задание№5
-Ребята, таблицу мы заполнили, город на карте отметили, а вот герб города мы не приклеили. Предлагаю вам выбрать нужные герб вашего города и наклеить на контурную карту возле названия города.
Задание №6
-Вот мы и познакомились с городами. Надеюсь, вы внимательно слушали и сумели все правильно записать в свои маршрутные листы. Это может помочь вам при выполнении следующих заданий:
Я буду читать описание города, а вы попробуйте догадаться о каком городе идет речь, поднимите соответствующую карточку с названием:
На красном щите изображен серебряный олень с золотыми копытами, рогами и гривой.( Ростов)
Производство самоваров, пряников, гармоник, замочно-скобяных изделий.( Тула)
Красивый старинный город. Он был основан в 11 веке князем Ярославом Мудрым.
Этот город гордится своим Музеем Деревянного зодчества. Он расположен под открытым небом. В нем можно увидеть старинные церкви и дома.( Кострома)
Крупный город, расположен в южной части России. Свое название получил в честь великой русской реки Волги, на берегах которой он и расположен. ( Волгоград)
Обобщение и систематизация знаний.
Ну что ж, я вижу теперь вы хорошо знаете эти города, и я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. Вспомните еще раз все то, о чем мы говорили на уроке, мысленно прогуляйтесь по улицам известных российских городов. (Демонстрация видеоролика «Достопримечательности городов России»)
7. Дом. задание. – подготовить сообщение о городах России
Рефлексия:
-Сегодня на уроке я узнал…
-Испытывал затруднения….
Меня заинтересовало задание…