Организация работы с родителями в хореографическом ансамбле


Организация работы с родителями как одно из условий открытости дополнительного образования (из опыта работы).
Родители и их дети придя в учреждение дополнительного образования , включаются в деятельность на основе своего добровольного выбора в соответствии с их интересами, склонностями, ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию; право на пробы и ошибки, возможность выбрать себе педагога; возможность на практике применить полученные знания и навыки .
Дополнительное образование свободно выбирается, выстраивается каждым родителем и ребенком самостоятельно в комфортных для него формах продуктивного учения, позволяя приобретать навыки сотрудничества, неформального общения старших и младших, детей и взрослых, опыт личностного и профессионального самоопределения, сознательного самовоспитания.
При организации работы с родителями мы определяем содержание и способы сотрудничества и отражаем в планах воспитательной работы. Изучаем образовательные потребности и ожидания родителей от занятий.
Из опыта работы можно сказать что, для установления партнерских, открытых, доверительных отношений с родителями необходимо соблюдать следующие условия:
1.Уважать семейную систему – значит принимать ее такой, какая она есть, без желания переделать,
не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи. Важно осознать, что образовательная организация не предлагает себя в качестве альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее.
Родители должны понимать, что педагог не является потенциальным врагом, который хочет
указать родителям на «неправильный» образ жизни или плохое воспитание детей. Уважение педагога к семье как системе позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этими двумя авторитетами и не только поддерживает авторитет родителей, но и
укрепляет авторитет педагога.
2. Гуманизм во взаимодействии с семьей, что предполагает опору на положительные качества родителей и детей; осуществление действий, направленных на укрепление и повышение
авторитета родителей; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
3. Соблюдение по отношению к родителям, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству: «Мы вместе помогаем детям».
К сожалению, довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию давления «сверху», приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы педагог в процессе общения с родителями поддерживал позицию «Взрослый – взрослый». У каждого из партнеров взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо относиться с уважением.
4. Обеспечение эмоциональной безопасности.
Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред. Постоянно ведется работа над поддержанием доброжелательного психологического климата на занятиях.
В практике работы хореографического ансамбля «Контрасты» определились, закрепились следующие формы взаимодействия с родителями это: открытые занятия, родительские собрания, концерты, поездки, консультации.
Открытые занятия – занятие с приглашением родителей воспитанников, студенты, преподаватели хореографического отделения музыкального колледжа, института искусств. Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям, специалистам творческие возможности, успехи и достижения детей. У родителей гордость ,что на примере их детей учатся будущие специалисты в хореографии, а у детей повышается самооценка, у них так и светится личностный рост. После таких занятий организуется обмен мнениями и пожеланиями.
Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная . На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации проводится по инициативе педагога или по инициативе самих родителей.
Приглашая на беседу важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.
Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты.
Несколько советов по ведению беседы с родителями. Они простые, но мы их часто забываем или пренебрегаем.
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни центра, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией центра.
У нас в ансамбле очень любимая форма работы с родителями, им даже не помеха, что мы заканчиваем поздно.
Родительские собрания – на которых мы решаем вопросы по актуальным проблемам учебного и воспитательного процесса. Львинная доля вопросов, решаемых на собраниях это о пошиве костюмов, изготовлении реквизита, помощь в организации , концертов, поездок на конкурсы и т. Д .Всегда приятно когда родители подходят и предлагают свою помощь.
Концерты , поездки на конкурсы – позволяют показать достижения детей, демонстрацию личностного роста воспитанников, коллектива раскрывают индивидуальность ребёнка, дают мотивацию родителям к сотрудничеству. Большое спасибо родителям, без них не состоялась бы не одна поездка.
Родители у нас ведут своеобразную летопись ансамбля.
История нашего коллектива отражается в фотографиях, видеозаписях, где запечатлены концертные выступления ,юбилейные концерты, конкурсы в других городах, есть фотографии которые тайно и явно сняты во время репетиций . К юбилейному концерту родители помогли сделать презентацию, все подборки фото, видео были предоставлены родителями. Также они открыли странички в социальных сетях, помимо организационных вопросов родители обмениваются видео с уроков, где разучиваем комбинации .В одной из них в очень интересной написан целый рассказ о истории становления, развития нашего ансамбля .Написан не формально, а с теплотой, с любовью. И самое ценное, что эта летопись постоянно пополняется новыми событиями и фактами.
.Анализ работы показывает, что если существует ансамбль много лет.Показывает хорошие результаты в конкурсах различного уровня, востребован на всех мероприятиях города, республики, то это лучшее доказательство того ,что проводимая работа с родителями эффективна, мы нашли друг друга, у нас взаимопонимание и доверие!!!