Мастер – класс проведен в рамках районного семинара «Современный подход к преподаванию музыки и изобразительного искусства: опыт, традиции, новации».


Мастер – класс проведен в рамках районного семинара «Современный подход к преподаванию музыки и изобразительного искусства: опыт, традиции, новации».
Потапова А.Ф., сертифицированный учительмузыки Третьего (Базового) уровня, 1 квалификационной категории.
Тема: «Применение технологии «Критическое мышление» на уроке музыки».
Построение урока.
Уважаемые коллеги, после прохождения уровневых курсов, я активно внедряю в свою педагогическую практику идеи 7 модулей Программы, некоторые из них вы наблюдали при проведении открытого урока. Это следующие модули:
Новые подходы в преподавании и обучении.
Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Использование ИКТ в преподавании и обучении.
Обучение талантливых и одаренныхучеников.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Управление и лидерство в управлении.
7)Модулю «Обучение критическому мышлению» - я посвящаю наш мастер-класс.
Модуль «Критическое мышление» является одним из модулей Программы, «основное содержание которой представлено в контексте семи модулей, находящихся во взаимосвязи» и как красной чертой через весь образовательный процесс обучения проходит «критическое мышление» основанное на диалоговом обучении в группе, паре, индивидуально. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группе — группы формируются в классе.
Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Я вас кратко познакомила с  модулем  КМ, используемым на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с таким приемом КМ, как «Мозговой штурм». Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.
Итак, прием «Мозговой штурм» предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РЕФЛЕКСИЯ
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме)
-Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме)
- Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
-Информационная
(получение новой информации по теме)
- Систематизационная (корректировка полученной информации)
- Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) -Информационная (приобретение новых знаний)
- Коммуникационная (обмен мнениями, новой информацией)
- Мотивационная (постановка учеником новых целей обучения)
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
1.И это мы с вами сейчас попробуем на уроке музыки в 6 классе. Мы исходим из содержания школьной программы и возрастных особенностей учащихся.
Сейчас вы должны внимательно прослушать предложенные вам мелодии и заполнить схему на основании вопросов ( раздаю схемы).
- Что навевают вам услышанные фрагменты мелодий?
- Какие картины вы можете себе представить?
- Какие чувства, эмоции, настроение вызывают у вас эти мелодии?
- Может быть, вы узнаете из этих отрывков, названия произведений и автора, или авторов?
Слушание: 1) концерт для скрипки с оркестром; 2) танец розовых девушек; 3) триумфальный марш Рима; 4) танец с саблями; 5) героическая тема Спартака; 6) вальс из драмы «Маскарад». (Заполняют схему, отвечают.)
2. А, теперь следующее задание. На основании розданных вам ресурсов, ответить на экспресс - вопросы и определить:
- Что нового вы узнали?
- Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- И какова тема урока? ( портрет А.И.Хачатуряна)
3.Давайте вновь прослушаем отрывки мелодий и узнаем: (слушание отрывков и просмотр фото)
- Какие произведения вы уже слышали и знаете их названия?
- А, с какими познакомились сегодня на уроке?
- И какие новые факты из жизни А.И.Хачатуряна вы узнали?
Итог работы: применяя модуль  КМ на уроках музыки, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;• обостряется любознательность, наблюдательность;• развивает активное слушание;• повышает самооценку.
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
—И так, мы с вами на уроке музыки применили модуль «Критическое мышление», и увидели, что его можно использовать на различных стадиях урока. Благодарю вас за участие. Большое спасибо. Наш мастер - класс закончен! Давайте будем в течение всего этого 2016 года радоваться каждому дню: просыпаться утром и думать, какие встречи нас ждут, какие возможности Всевышний нам даровал — каждый день не похож на предыдущий! Каждый день мы можем проявлять свои таланты, способности, свое творчество! Каждый день нас ждут десятки светлых детских глаз.