Фрагмент родительского собрания в первом классе


Мастер-класс «Кубик Рубика»
Шумейко Ирина Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ гимназии.
Цели проведения мастер класса:
Ознакомить педагогов с методикой проведения тренингов, показать их роль в организации работы с родителями.
Мотивация осознанной деятельности педагогов, принимающих участие в работе мастер класса.
Овладение приёмами педагогической рефлексии.
Оборудование:
- песочные часы;
- кубик Рубика;
- игрушечное сердечко;
- листы формата А-4 (вдвое больше, чем участников);
- фломастеры, ручки.
I. Ни для кого из вас не секрет, что работа с родителями считается трудным делом в педагогической практике. 1 сентября педагог проводит первое занятие, первый классный час со своими детьми. С этого дня обучающиеся, педагог и родители - один единый коллектив. Из опыта своей работы с уверенностью могу сказать, что от того, как сложатся отношения в этом коллективе не только среди детей, но и среди родителей, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании школьников.
Я считаю, что на первом родительском собрании педагогу важно не только самому познакомиться с родителями, но и познакомить их между собой. Из собственных наблюдений могу сказать, что это создаёт положительный эмоциональный климат в коллективе взрослых, настраивает их на совместную работу в решении неизбежно возникающих организационных вопросов.
Конечно, традиционно организационные и тематические родительские собрания не утратили своей актуальности. В своей педагогической деятельности я использую различные формы работы: дискуссии, беседы, обмен мнениями, час вопросов и ответов и т. д. Но уровень образования современных родителей, их социальный запрос к современному образованию требуют поиска новых форм и видов сотрудничества. Одной из интересных форм работы, которую я освоила сравнительно недавно, является проведение тренингов.
Что такое тренинг? По сути - это работа с какой- либо ситуацией, проблемой, но в игровой форме. Основной задачей проведения тренингов является умение объективно оценивать ситуацию, анализировать, объединить, сплотить коллектив. Участники тренинга учатся находить верный путь из сложившейся ситуации, ближе узнавать друг друга, учатся общаться, быть находчивыми, терпимыми друг к другу.
Родители признаются, что такие игровые упражнения добавляют хорошего настроения. После проведённых тренингов появляется желание больше узнать друг о друге, сделать что-то вместе для класса, даже преодолеть какую-либо трудность. Такие игровые упражнения носят и соревновательный характер, что позволяет воспитывать командный дух, чувство сопереживания. Родители и дети очень любят такие тренинги, ждут их, а я создаю, придумываю, нахожу всё новые и новые упражнения для решения самых различных целей и задач.
Возможно, благодаря такой работе мои дети любят ходить друг к другу в гости, приглашают одноклассников на день рожденья. У родителей и детей возникает желание в организации походов и экскурсий. Многие начинают дружить семьями.
Выбор времени и места проведения зависит от того, с какой группой вам предстоит работать (ученики, родители, коллеги). Тренинги можно использовать на классном часе, родительском собрании, во время прогулки на свежем воздухе, в кабинете. Считаю важным, что перед проведением различных групповых тренингов педагог должен обговорить правила групповой работы:
- конфиденциальность;
- активность;
- терпимость к высказываниям участников тренинга;
- запрещается пользоваться сотовым телефоном…
Первое родительское собрание каждый из нас начинает со знакомства. Как правило, мы сталкиваемся с проблемой выбора родительского комитета. Я считаю, что задача педагога не только познакомиться с родителями своих будущих первоклассников, но и познакомить самих родителей между собой, ведь им в будущем придётся взаимодействовать друг с другом, решать массу организационных вопросов. Для этого на первом родительском собрании я использую тренинги. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов такой работы.

II. А теперь, уважаемые коллеги, представьте, что ваш ребёнок-первоклассник, а вы пришли на первое родительское собрание.
Уважаемые родители, теперь мы с вами одна большая семья. Нам предстоит несколько лет вместе жить, преодолевать трудности, взрослеть, учиться. Учиться - значит, учить и самих себя вместе с детьми.
1.Тренинг « Ладошка».
А надо ли вам учиться? Может, вы и так всё знаете? Вот, например, простое упражнение. Попробуйте сделать хлопок одной рукой. Получается? (все пытаются использовать в качестве опоры разные предметы). Да, способов много, но настоящего хлопка без второй руки не получится. Попробуем ещё раз? (все хлопают, поворачиваясь к соседу, но по-прежнему только одной рукой). Получается хлопок? Какой вывод мы делаем из тренинга? 2.Тренинг « Рисунок».
А теперь вновь каждый пользуется только одной рукой. Возьмите вместе один карандаш. Не общаясь, нарисуйте какой-нибудь предмет. Раскрасьте его. Друг с другом можно советоваться только при помощи взгляда. Время выполнения-2 минуты.
(Рисунки вывешиваются на доску, обсуждаются). Легко ли вам было выполнить эту работу? Почему? Какой можно сделать вывод, любуясь этими результатами вашей совместной работы? У кого получилось выполнить задание и почему? (Людям важно договариваться, вместе принимать какое-либо решение, тогда всё получится).
3.Тренинг «Узнай о друге».
-Поднимите руку, кто из вас любит мороженое?
- Потопайте те, кто умеет кататься на коньках.
- Хлопните в ладоши те, кто умеет вязать.
- Встаньте те, у кого есть дача.
- Подойдите ко мне те, у кого в нашем классе учится дочь.
- А теперь подойдите те, у кого учится сын.
- Поднимите руки те, у кого в семье двое и более детей.
- Присядьте те, кто по утрам делает зарядку.
- Кто из вас запомнил, кто из родителей нашего класса умеет вязать, делает зарядку? Какая возникает трудность? ( Мы не знаем, как зовут друг друга; трудно сразу всё друг о друге узнать и запомнить, на это требуется время).
Тренинг «Сердечко».
Да, самое приятное для каждого человека слово – его собственное имя. Мы очень многое узнали друг о друге. А сейчас каждый вас, получая сердечко, будет называть своё имя, при этом говорить о себе то, что считает нужным (профессию, хобби, увлечение, настроение и т. д.).
Кто из вас запомнил, что рассказала о себе Анна Ивановна…Какой вывод сделаем? (Нас много, у всех разные увлечения, значит, мы сможем организовать жизнь класса интересно. Кто-то живёт рядом и т.д.).
Тренинг «Дерево».
Если мы такие разные, как же мы будем работать вместе? Удастся ли справляться с трудными задачами? На доске вы видите листы бумаги с номерами (по количеству участников). Задача - нарисовать совместно дерево. Каждому можно нарисовать лишь часть дерева. На выполнение работы даётся 1 минута.
Рисунок дерева вывешивается на доску. Какое впечатление осталось у вас после работы? Как вы считаете – получился ли у вас совместный рисунок? Почему? Обсуждение.
Тренинг «Снежинка».
Итак, действуя в экстремальной обстановке, выполняя практически невыполнимое задание, вы смогли приблизиться к цели, получить неплохой конечный результат. Вы ещё мало знакомы друг с другом, а уже умеете договариваться, распределять роли. Это вселяет оптимизм и большие надежды на будущие свершения!
Предыдущее задание предполагало разделение ролей. А что у нас получится, если мы будем выполнять одно и то же задание? Возьмите в руки лист бумаги. Сверните его пополам. Оторвите каждый угол…. (дальше произвольно). Разверните. Что получилось? Как же так? Всем было дано одно и то же задание, а фигурки получились разные (При одинаковых обстоятельствах каждый человек поступает по-разному, потому что все разные, все обладают разными способностями, качествами и т.п.). Вот так и дети ваши будут присутствовать на одних и тех же уроках, будут слушать одно и то же, но слышать и выполнять всё по-разному. Вам придётся быть терпимыми, внимательными и понимающими родителями.
Тренинг «Угадай предложение».
Сегодня мы очень многое узнали друг о друге. Главный итог нашей работы вы сейчас узнаете сами. Я буду называть слова, а вы выписывайте вторую букву каждого слова.
Удочка, парта, овал, карандаш, ой, стул, мел, ужин, мир, отличник, шью, удача, треугольник, ручка, гжель, Анна, молодцы.
Давайте жить дружно! (или Всё у нас получится!) Этой фразой я хотела бы завершить наше первое родительское собрание.
Кто из вас понял, почему наше собрание называлось «Кубик Рубика»? Да, кубик Рубика состоит из разных частичек, которые отличаются друг от друга цветом, местом расположения. Собрать его - непростая задача для многих из нас. Вот и мы с вами - разные, но, если мы будем работать все вместе, у нас всё получится. Спасибо за внимание.