Урок в 8 классе Кровеносные сосуды. Движение крови по кровеносным сосудам

класс Урок №22

Тема урока: Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по кровеносным сосудам.
Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения; знакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.
Задачи:
а) образовательная - формировать знания о строении и функциях большого и малого кругов кровообращения человека; строении кровеносных сосудов в зависимости от выполняемых функций; дать понятие о перераспределении крови в организме.
б) развивающая – развивать умение анализировать, выбирать главное; делать выводы; работать в коллективе.
в) воспитательная –воспитывать бережное отношение к своему организму, воспитывать толерантность; продолжить формирование здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, элементы технологии критического мышления.
Наглядности: таблицы «Строение сердца», «Схема движения крови», «Схема кругов кровообращения», презентация, опорные схемы.

Ход урока:

Организационный момент. (1 минута)
Приветствие гостей.
Ребята, столе перед вами лежат карточки различных цветов (красный – тревожность, зеленый - спокойствие, желтый - радость, готовность к работе, синий – настороженность) Выберите такую, которая соответствует вашелу психологическому состоянию.
Прием саморегуляции – посмотрит в окно, глубокий медленный вдох через нос, выдох – длинный чрез рот.
Постановка цели и задач урока – побуждение (3 минуты)
Разгадайте загадку:
Проследите путь торта,
Начиная изо рта
До клетчатки жировой
Есть еще вопрос другой:
Если кто-то пиво пьет,
По каким путям дойдет
Алкоголь наш от желудка
В почки? Это вам не шутка!
Есть ещё вопрос и третий:
Стоит и курит мальчик Петя.
Как никотин попал в мозг Свете?
Ну-ка, кто из вас ответит?
- Благодаря чему все упомянутые вещества попадают в различные органы нашего организма? Являются ли вещества, перечисленные в стихотворении полезными для организма? В чем их вред, вам необходимо найти информацию на следующий урок, а пока поговорим о кровообращении
Сообщение темы урока.
Задачи урока:
Узнать, что называется кровообращением?
Выяснить по каким органам движется кровь?
Рассмотреть особенности кровообращения человека.
Развивать межпредметные умения: составлять схемы, краткие конспекты, озвучивать видеоролики.
Оценивание будет проходить по листам самооценки, ознакомьтесь, по каким критериям сегодня будет проходить оценивание:
Лист самооценки
Класс ______ Ученик ________________

Критерии оценивания
Набранные баллы

1
Выполнение тестовых заданий (от 0 до 3 баллов)


2
Работа в группе:
- пассивно слушал – 0 баллов;
- активно обсуждал, вносил предложения – 1 балл;
- выступал с докладом – 2 балла


3
Работа на уроке:
- не отвечал на вопросы – 0 баллов;
- отвечал небольшое количество раз – 1 балл;
- активно отвечал – 2 балла.



Всего баллов / оценка:
1 балл – оценка 2;
2-3 балла – оценка 3;
4-5 баллов – оценка 4;
6-7 баллов – оценка 5



Актуализация опорных знаний - выполнение разноуровневых тестовых заданий (7 минут)
- Ребята, выберите один из предложенных тестовых заданий, они разного уровня сложности:
на красных листах – 1 вариант (самые сложные задания);
на зеленых – 2 вариант (задания средней сложности);
на фиолетовых – 3 вариант (несложные задания).
На выполнение задания 2 минуты.
1 вариант – 1 правильный ответ – 1 балл.
Вставьте пропущенные слова:
Самой мощной оболочкой сердца является _______________ (1), состоящая из исчерченной сердечной ткани. Между предсердиями и желудочками находятся _____________ (2) клапаны, которые препятствуют обратному движению крови. Сокращение сердца называется _____________(3), при этом кровь выталкивается из сердца.
Ответы 1 ______________________________
2_______________________________
3_______________________________
Всего набранных баллов ________

2 вариант – 1 правильный ответ – 0,5 балла
Найдите соответствие между названием структурной единицы сердца и её изображением на рисунке

А. Аорта
Б. Левый желудочек
В. Полые вены
Г. Правый желудочек
Д. Правое предсердие
Е. Легочные вены.
Ответы:
А
Б
В
Г
Д
Е








Всего набранных баллов___________

3 вариант 1 правильный ответ – 0,5 балла
Выберите один правильный вариант ответа из предложенных:
1. Сердце человека:
А- трехкамерное, с венозной кровью в желудочке;
Б- четырехкамерное, с неполной перегородкой между желудочками;
В- трехкамерное, со смешанной кровью в желудочке;
Г- четырехкамерное, с полной межжелудочковой перегородкой.
2. Кровь в аорту поступает:
А- из правого желудочка сердца;
Б- из левого предсердия;
В- из левого желудочка сердца;
Г – из правого предсердия.
3.Кислород в крови переносят:
А- лейкоциты;
Б- эритроциты;
В-тромбоциты.
4. Размеры сердца человека равны:
А – размерам его кулака;
Б - максимальным ударам сердца;
В - размерам всех животных.
Ответы:
1


2


3


4


Всего набранных баллов ________
Самооценивание
1 вариант
1 Миокард
2 Створчатые клапаны
3 Систола
2 вариант
А
Б
В
Г
Д
Е

6
2
8
3
4
7

3 вариант
1
Г

2
В

3
Б

4
А


Изучение нового материала (10.12)
А. Фронтальная беседа (2 минуты)
Что называют кровообращением?
Сколько кругов кровообращения имеют представители типа хордовых?
По каким сосудам происходит движение крови? Что называют артериями? Венами?
Б. Строение кровеносных сосудов – работа в группах (10 минут)
Какое строение имеют кровеносные сосуды? Для этого поработаем с учебником (параграф 18, стр. 80) и выполним задание в группах. Мы объединились в 3 группы. Получите задание для групп.
1 группа – Заполните таблицу:
Строение кровеносных сосудов
Артерии
Капилляры
Вены

1.
1.
1.

2.

2.

3.

3.

3 группа – Вставьте пропущенные названия кровеносных сосудов в последовательности:
Последовательность движения крови по кровеносным сосудам
Артерии ______________ капилляры __________ вены

2 группа – Вставьте пропущенные слова
Артерии отличаються от вен по толщине ________________________ слоя. Это связано с тем, что в артериях _______________ кровяное давление. В венах есть ______________________ ________________, которые пропускают кровь только в одном направлении и препятствую _______________ току крови. (Флеш-анимация)

- Интересно знать, что длина всех кровеносных сосудов человека составляет 100 000 км. Кто помнит, какова длина окружности Земли по экватору? (40 900 км) Значит кровеносными сосудами можно обернуть Землю больше чем в два раза.

В. Движение крови по кровеносным сосудам (10.24) – 5 минут

- По каким же принципам движется кровь по организму? Рассмотрите графики и дайте ответы на вопросы:
1. Где самая высокая скорость тока крови? Самая низкая? Почему в капиллярах должна быть самая низкая скорость тока крови?
2. Где самое высокое давление крови на стенки кровеносных сосудов? Самое низкое давление?
- Благодаря разнице давлений, кровь из зоны с высоким давлением движется в зону с низким давлением.
- При движении крови по сосудам вниз помогает и сила тяжести. Что называется силой тяжести?
- А благодаря чему поднимается кровь вверх по сосудам? Выполним несложное упражнение, которое поможет ответить на этот вопрос.
Физминутка: Что происходит с ногами, если нам приходится долго сидеть? Для того, чтобы избежать этого необходимо выполнить упражнение: вытянуть ноги и поработать ступнями, напрячь мышцы бедер, ягодиц, живота.
- Скажите, что помогает противостоять силе тяжести? (Движение мышц) Схема. Они давят на стенки кровеносных сосудов и проталкивает кровь вверх.

Таким образом, причинами движения крови по кровеносным сосудам являются:
1.Работа сердца.
2. Разность давления в кровеносных сосудах.
3. Наличие клапанов в венах.
4. Работа близлежащих скелетных мышц.

Г. Круги кровообращения (10.30) – 10 минут
- Движение крови происходит по кругам кровообращения. Их в организме человека 2 (большой и малый). Готовя для вас схемы кругов кровообращения, я перепутала все карточки. Теперь не могу разобраться: какие относятся к большому кругу кровообращения, а какие к малому. В какой последовательности они расположены. Прошу вас помочь мне разобраться. Для этого мы внимательно посмотрим видеофрагмент, на основе которого составим схемы кругов кровообращения.
Карточки:
Сердце, левый желудочек, аорта, артерии (сонная, подключичная, подвзошная), артериолы, различные органы тела, капилляры всех органов, артериальная кровь превращается в венозную, венулы, вены, верхняя и нижняя полые вены, правое предсердие.
Какая кровь течет по артериям большого круг кровообращения? А по венам?
Правый желудочек, легочная артерия, легочные артериолы, капилляры легких, венозная кровь превращается в артериальную, легочные венулы, 4 легочные вены, левое предсердие.
Ребята, у меня на доске перепутались.
Рефлексия
- Представьте, ребята, что вы звукооператоры. Вам в студию принесли видеоматериал, который необходимо озвучить. Смотрим фрагмент и сравниваем со схемой. А затем необходимо его будет озвучить.
Просмотр первичный.
Просмотр вторичный + озвучивание.
Д. Перераспределение крови в организме (опыт Анжело Мосса) – ( 10.40) 2 минуты

Больше всего крови в организме находится в капиллярах. Но кровь между органами в организме может перераспределятся благодаря нервной регуляции. Для этого рассмотрим опыт Мосса.
Проблемный вопрос: Почему нарушается равновесие весов? К какому органу приливает кровь?

Нарушения равновесия происходит из-за прилива крови к рабочему органу.
Подведение итогов урока и задание на дом (2 минуты)
А. Закончи предложение:
- Я узнал сегодня, что
Интересным было то, что
Б. Выставление оценок в лист самооценки.
6. Домашнее задание (1 минута)
Параграф 18 выучить, составить словарик, подготовить сообщение о вреде алкоголя, табака, сладкой пищи.
Просмотреть «Как работает сердце. Познавательный мультфильм»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15