Бинарный урок Биология+русский язык в коррекционной школе 8 вида на тему Кровеносные сосуды и круги кровообращения

Бинарный урок (биология + русский язык) в 9 классе
Подготовили и провели:
Рыжова О.Ю.,учитель биологии и
Шарашенидзе С.Д., учитель русского языка

Тема. «Кровеносные сосуды. Круги кровообращения»
Класс: 9
Цель: сформировать представление о кровеносных сосудах и о кругах кровообращения.
Задачи:
1. Сформировать понятия «кровеносные сосуды» и «круги кровообращения»; систематизировать знания о кровеносной системе; закрепить знания о составе крови, о кровеносных сосудах, о кругах кровообращения; работать над расширением терминологического словаря по предмету.
2. Развивать логическое мышление через классификацию предметов; корригировать непроизвольное внимание через настрой на рабочий лад; развивать умение слушать учителя, одноклассников; развивать умение сотрудничать в паре; корригировать умение понимать друг друга без слов (жестами, мимикой); развивать творческие способности через выполнение домашнего задания.
3. Воспитывать взаимовыручку при работе в паре; воспитывать интерес к учёбе, предмету через выполнение домашнего задания; воспитывать умение анализировать свою деятельность

Раздел программы по биологии: Кровеносная система
Тип урока: бинарный, урок усвоения новых знаний.
Оборудование:  проектор, компьютер, интерактивная доска SMART, презентация , карточки для групповой работы, учебники.
УМК: учебник И.В.Романов, И.Б.Агафонова «Биология. Человек. 9 класс».М. – Дрофа, 2014.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока.

I. Мотивация
Учитель биологии.
– Ребята, добрый день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам с вами предстоит изучить интересную тему, но об этом чуть позже.

II. Актуализация пройденного материала
Учитель биологии.
– На место сядет тот, кто правильно поработает. На доске вы видите изображения клеток кров. Ваша задача правильно распределить названия клеток и их значение для организма (дети по очереди выходят и работают с интерактивной доской, кто правильно ответил – садится на место, оставшиеся ученики делают выводы и садятся)
(Интерактивная доска, слайд 1)

Учитель русского языка.
- Ребята, вы хорошо знаете, какую важную роль играют в нашем организме тромбоциты, эритроциты и лейкоциты.
(Интерактивная доска, слайд 2)
- А к какой части речи относятся данные слова? (Ответы учащихся)
- Докажите.
- Как вы думаете эти имена существительные русского или иноязычного происхождения? (Ответы учащихся)
- Да, греческого происхождения.
- Давайте вспомним, что же они означают.
В каждом слове есть одинаковая часть циты - от греческого: вместилище, клетка
- А вот , что же означает первая часть каждого слова: тромб - ......, эритр - ....,
лейк - ... (слайд 2 - появляется значение каждого слова).
- Молодцы! Если каждое слово образовано из слов, то какие же они по составу? (Ответы учащихся).
Какая соединительная гласная помогла образовать данные сложные имена существительные?
Вывод: существительные тромбоциты, эритроциты и лейкоциты - сложные.

Учитель биологии.

– Теперь вы знаете, что обозначают эти слова. Клетки крови находятся в постоянном движении, выполняя свою работу. Каким образом передвигаются клетки крови? (по сосудам)

Учитель русского языка.
(Интерактивная доска, слайд 3)
- Да, кровь в нашем организме переносят сосуды.
Предлагаю образовать сложное имя прилагательное
(Интерактивная доска, слайд 4) кровь +переносят = ?
(Кровеносные)
- А сейчас предлагаю составить словосочетание из существительного сосуды и прилагательного кровеносные.
- Почему сосуды так называются? (Ответы учащихся)

(Учитель биологии к доске прикрепляет карточку с темой «Кровеносные сосуды»)

Учитель биологии
– Давайте вспомним, что относится к кровеносной системе? (Интерактивная доска. Слайд 4)



Кровеносная система
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
кровеносные сосуды сердце

– В чем заключается основная работа сердца (перекачивать кровь по сосудам)
– В нашем организме кровь двигается по замкнутому кругу. Их два: малый и большой. Об этом мы сегодня узнаем
(Учитель русского языка к доске прикрепляет карточку с темой «Круги кровообращения»)

Учитель русского языка.
(Интерактивная доска. Слайд 5)
Предлагаю определить часть речи каждого слова в словосочетании круги кровообращения.
- Какое из этих слов является сложным? Докажите (Один ученик приглашается к интерактивной доске для разбора слова по составу).

III. Актуализация нового материала
Учитель биологии

– Тема нашего урока: Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
(Презентация POWERPNT - слайд1)
Цель урока: сформировать представление о кровеносных сосудах и о кругах кровообращения.
В тетрадь записываем число и тему урока.
– Кровеносные сосуды пронизывают всё наше тело, достигают всех органов. (Презентация POWERPNT - слайд2)
– Различают три основных вида сосудов (Презентация POWERPNT - слайд3). Записываем в тетрадь
Артерии
Капилляры
Вены

Артерии (Презентация POWERPNT - слайд4)
– это сосуды, по которым кровь течёт от сердца к органам.
На картинке они обозначены красным цветом.
Кровь по артериям бежит под большим давлением (сердце её толкает), стенки сосудов очень прочные
Артерии находятся глубоко под мышцами. Как вы думаете почему? (защита от случайных повреждений)
Самую крупную артерию, которая отходит от сердца, называют аортой, а чем дальше от сердца, тем артерии тоньше. Давайте посмотрим на рисунок.
Кровь называется артериальная
Самые тонкие артерии ветвятся и переходят в капилляры

Капилляры (Презентация POWERPNT - слайд5)
– это мельчайшие кровеносные сосуды
В 50 раз тоньше человеческого волоса
Они пронизывают весь организм. Каждый из вас сталкивался с этим явлением в своей жизни. Когда? ( если поранишься или уколишься, то выступает капельки крови)
Кровь в капиллярах течёт очень медленно. Стенки капилляров очень тонкие. Благодаря такому строению все необходимые вещества из крови легко проникают в органы, а отработанные вещества возвращаются из органов в кровь
Тончайшие капилляры собираются в более крупные сосуды – вены

(Презентация POWERPNT - слайд 6)
– это сосуды, по которым кровь течет от органов к сердцу
На картинке они обозначены синим цветом.
Давление небольшое, стенки сосудов более тонкие
Внутри крупных вен находятся специальные клапаны. Они пропускают кровь только в одном направлении – к сердцу.
Находятся неглубоко под кожей. Посмотрите на свои руки. Вы увидите тонкие синеватые жилки. Это вены.
Кровь называется венозная

– Итак, в теле человека кровь течет по (Презентация POWERPNT - слайд7)
– артериям, капиллярам, венам. Если расположить все артерии, капилляры и вены в один ряд, то их длина составила бы 100 000 км (Презентация POWERPNT - слайд8)
Для сравнения, окружность Земли составляет около 40 000 км. А это означает, что кровеносные сосуды могут обогнуть планету 2,5 раза. Кровеносные сосуды образуют замкнутую систему (Презентация POWERPNT - слайд9)
и объединяются в два круга кровообращения – большой и малый.
Большой круг кровообращения (Презентация POWERPNT - слайд10)

Начинается от левого желудочка
Кровь, насыщенная кислородом (артериальная), выбрасывается в аорту
Из аорты кровь поступает в артерии. По артериям кровь течет к внутренним органам, мышцам, костям
Артерии ветвятся на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает питательные вещества и кислород, забирает отработанные продукты и углекислый газ. Кровь становится венозной
Венозная кровь по венам поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. Он длится 24 секунды
– Давайте ещё раз повторим как кровь проходит по большому кругу кровообращения. (Повторяем)
– Теперь поработаем в паре. Я раздаю вам надписи, вы должны расставить их в правильной последовательности. Двое человек с таким же заданием работают у доски (сначала сверяем ответы с доской, затем со слайдом презентации, исправляем ошибки).

Малый круг кровообращения (Презентация POWERPNT - слайд11)

Правый желудочек
Кровь течет к легким
Происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа
Из венозной кровь превращается в артериальную
Кровь возвращается в сердце
И поступает в левое предсердие. Здесь заканчивается малый круг кровообращения, который длится всего 4 секунды
– Давайте ещё раз повторим как кровь проходит по малому кругу кровообращения. (Повторяем)
– Теперь поработаем в паре. Я раздаю вам надписи, вы должны расставить их в правильной последовательности. Двое человек с таким же заданием работают у доски (сначала сверяем ответы с доской, затем со слайдом презентации, исправляем ошибки).

Физкультминутка
– Выстраиваемся один за другим ко мне спиной. Первому человеку я жестами, мимикой объясняю понятие «СЕРДЦЕ». Он в свою очередь , не говоря ни слова , объясняет впереди стоящему однокласснику и т.д. Последний проговаривает это слово вслух.

– Посмотрите на эти сосуды (Презентация POWERPNT - слайд12)
Чем они отличаются? (один здоровый, красивы, а на стенках второго есть какие-то отложения)
– Они мешают работе сосуда? (да)
– Как вы думаете, что это такое? ()
– Это откладываются жиры на стенках сосуда из-за неправильного образа жизни. Что может к этому привести? (жирная пища, малоподвижный образ жизни)
– И вот к чему это приводит (слайд 12). Сосуд не может пропускать кровь. Требуется хирургическое вмешательство. В сосуд вводят стент (Презентация POWERPNT - слайд13), который расширяет стенки сосуда и кровь может спокойно проходить по нему (слайд 13).
– Посмотрите, а здесь что не так? (Презентация POWERPNT - слайд14)
(клапаны в венах пропускают кровь обратно, этого не должно быть)
– Как вы думаете, почему это происходит? ( жирная пища, малоподвижный образ жизни, высокие каблуки)
– Какой сделаем вывод?
1. Почаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.
2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.
3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.
4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!

Работа с учебником.
– Откройте учебник на 97 странице. Вам надо прочитать абзац «Круги кровообращения» и ответить на вопрос: где начинают и где заканчиваются оба круга кровообращения? (в сердце)

IV. Закрепление

Учитель русского языка.
Ребята, подведём итог урока, проверим наши знания.
- Помогите восстановить текст (Интерактивная доска. Слайд 6)
- Какое ключевое слово есть в каждом предложении? ( Слово кровь)
- Сейчас мы с вами составим на тему "Кровь" синквейн.

V. Рефлексия

Учитель русского языка.
- Кто забыл, как составляется синквейн, напомню
(Интерактивная доска. Слайд 7)
(Интерактивная доска. Слайд 8)
Составление синквейна
(Интерактивная доска. Слайд 9)

Учитель биологии

VI. Домашнее задание и выставление отметок.
– Когда я готовилась к уроку, то нашла такую информацию: «Кианетики Презентация POWERPNT - слайд15)– люди с голубым цветом крови». Как вы думаете это правда?
Вы должны узнать , правда ли в природе можно встретить голубую кровь.

– Ребята, мы сегодня с вами хорошо потрудились. Кто может себе за работу на уроке поставить «5», «4» ? (ответы детей)













































А что за «синий человек» изображен на иллюстрации? (слайд 17) Этот человек жил в США. Кожа у него, действительно, была синего цвета из-за болезни. Она развилась из-за неправильного применения лекарства. При этой болезни происходит отложение серебра в организме. Как следствие, кожа необратимо синеет. 23 сентября 2013 года «синий человек» скончался от инфаркта. Было ему 62 года.
– Однако кровь синего цвета действительно встречается в природе (слайд 18). В крови большинства моллюсков и членистоногих не хватает гемоглобина, который окрашивает человеческую кровь в красный цвет, а вместо него у них присутствует белок гемоцианин. Он то и окрашивает кровь в темно-синий цвет