Проект Если зубы хороши, то и смейся от души для младших дошкольников

Вариативность использования интегрированного метода проектная деятельность в детском саду для детей 3-4 лет
«Если зубы хороши, то и смейся от души!»

Извекова Марина Николаевна,
Воспитатель I квалифицированной категории
ГБОУ Школа №1494 д/с № 1494, г. Москва

Проектная деятельность позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию; при этом устанавливаются партнерские отношения взрослых и детей [1]. И потому, я активно использую метод проектов в своей педагогической деятельности.
Тип проекта: групповой, краткосрочный (3 месяца), исследовательский.
Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители.
Актуальность: Проблема профилактики заболеваний полости рта – тема не совсем новая, но по–прежнему актуальная. Здоровые и красивые зубы, - это результат качественного питания, полноценного состава воды и, конечно, тщательного ухода за зубами. Сформировать навык и привычку, внушить ребёнку, что уважительное отношение к зубам – это элемент общей культуры человека и здорового образа жизни, является проблемой для взрослых, как для родителей, так и для воспитателей в детском саду. И когда наступает время обучения детей ухода за зубами, хочется чтобы дети отнеслись к этому с интересом и желанием.[4]
Цель: Формирование у детей устойчивых навыков и привычку по уходу за зубами, осознания важности гигиены полости рта для здоровья человека.
Задачи:
Познакомить детей со строением и функцией зубов.
Дать знания о причинах повреждения зубов и правилах ухода за ними.
Учить определять полезные и вредные для зубов продукты питания.
Формировать у детей положительное отношение к посещению стоматологического кабинета, к врачу – стоматологу, как к помощнику в сохранении зубов.
Формировать у детей привычку регулярно ухаживать за зубами, используя предметы гигиены полости рта (флосс, зубная паста и зубная щётка, зубочистка, жидкость для полоскания полости рта).
Организация проекта: Создание условий в группе для активной самостоятельной игровой, изобразительной, культурно-гигиенической деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой, творческой деятельности воспитателя с воспитанниками [5]; организация бесед с родителями просветительского характера; наглядная агитация, приглашение стоматолога
Предполагаемый результат: Дети должны знать и уметь:
зачем нужны зубы;
отчего болят зубы;
как чистить зубы зубной щёткой и пастой, ухаживать за зубной щёткой;
по мере надобности и необходимости, пользоваться самостоятельно флоссом, зубочисткой, полоскать рот после сладкого;
определять, какие продукты вредные для зубов, какие – полезные;
в случае травмы ротовой полости, немедленно обратиться к родителям или воспитателю;
посещать кабинет стоматолога два раза в год и положительно относиться к посещению стоматологического кабинета.
Этапы проекта:
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
Планирование работы с детьми
Этап реализации проекта
Совместная деятельность с детьми
Самостоятельная детская деятельность

Подготовительный
-Беседа с детьми на тему «Что делает улыбку красивой» [6].
-Рассматривание детьми собственных улыбок перед «Красивым Зеркалом».
-Чтение произведений К.Чуковского.
Рассматривание детьми собственных улыбок перед «Красивым Зеркалом».

Основной
-Просмотр мультипликационных фильмов «Птичка Тари», «Королева Зубная щетка», «Фиксики» серия «Зубная щетка», «Айболит».
-Беседа детского стоматолога с детьми на тему «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?» [6].
-Обучение детей сюжетно-ролевой игре «В кабинете зубного врача» [3].
-Организация и участие в сюжетно-ролевой игре «В кабинете зубного врача».
-Аппликация «Помощники королевы Зубной щетки».
-Организация опыта по демонстрации детям воздействия зубной пасты на скорлупу яйца.
-Организация и обучение детей тематическим, дидактическим и др. играм (Приложение 1)
Организация и участие в сюжетно-ролевой игре «В кабинете зубного врача».
 Участие в дидактических и др. характера тематических играх (содержание некоторых игр представлено ниже).

Заключительный
Участие в театрализованном представлении «Сказка о зубной щетке» (Приложение 3)


Планирование работы с родителями воспитанников
Этап реализации проекта
Совместная деятельность с родителями
Самостоятельная деятельность родителей

Подготовительный
-Принятие решения о создании альбома «Если зубы хороши, то и смейся от души!» (Приложение 4)
-Анкетирование о культуре ухода в семье за зубами (Приложение 2)
-Организация в помещениях группы уголка «Здоровые зубки» - стола под стаканчики для полоскания ротовой полости [5]
-На стенах около столика помещены наглядные материалы по гигиене ротовой полости и зеркало.
Анкетирование о культуре ухода в семье за зубами.

Основной
-Участие в групповой консультации на тему «Как сберечь здоровье детских зубов?» (Приложение 5 )
-Дневник наблюдений за своим ребенком (Приложение 6)
Родители ведут «Дневник наблюдений» в домашних условиях.

Заключительный
Участие в театрализованном представлении «Сказка о зубной щетке» (Приложение 3)


Приложение 1.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна».
Цель – дать представление детям о разных видах щеток. На столе воспитатель демонстрирует детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Взрослый предлагает детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку, а затем, когда она будет детьми найдена и подробно рассмотрена, воспитатель просит объяснить предназначение остальных щеток на столе.
Дидактическая игра «Чистим зубки».
Цель – закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева – направо»). Воспитатель предлагает детям попробовать чистить зубы на «игрушечном тренажере» - расческе с частыми крупными зубчиками. Сначала взрослый демонстрирует сам, как надо выдавить зубную пасту на щетку и как нужно правильно чистить зубы (держа расческу в руке, показывает движения). Далее дети пробуют повторить это же сами.
Дидактическая игра «Полезное – вредное».
Цель – в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. Воспитатель демонстрирует детям картинки с продуктами питания – «полезными» и «вредными» для зубов.
Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования».
Цель – учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок и т.д.). Воспитатель объясняет детям, что есть такие вещи у каждого из нас, которыми мы ни с кем не можем поделиться, например, зубная щетка, расческа т.д. Акцентирует внимание детей на предметах общего пользования. Объясняет, почему этого делать нельзя [2].
Игровое упражнение «У кого есть зубы?».
Цель – активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей. Воспитатель с помощью картинок с изображением животных акцентирует внимание детей на том, что как у человека, у животных (и их детенышей) тоже есть зубы, но в отличие от человека, животные не чистят зубов, т.к. у них нет зубных щеток, пасты и рук. Поскольку человек - это не животное, и у него есть руки, зубная щетка и паста, то зубки чистить надо.
Артикуляционная гимнастика:
«Почистим зубки язычком».
Цель - развитие артикуляционного аппарата и активизация внимания детей к внешнему виду собственных зубов.
«Какие у нас зубы».
Цель – развитие артикуляционного аппарата и закрепление образа внешнего вида зубов у детей [3].
Игры на развитие мелкой моторики рук:
«Как зубки растут».
Цель – дать детям представление об особенностях расположения зубов (рядом друг с другом) на макете с использованием прищепок. Воспитатель при помощи полукруга – символа челюсти – того места, где растут зубы, и обычных бельевых, белых прищепок демонстрирует расположение зубов во рту. Показывает, что если какого-нибудь зубика не будет хватать (заболеет и его вырвут, он выпадет), то можно будет легко подавиться непрожеванной пищей (кусочек поролона).
«Зубная щетка».
Цель – закрепить знания детей об образе зубной щетки. Используемые материалы: губка для посуды и зубочистки. Воспитатель предлагает детям изготовить самим зубную щетку. Предварительно тщательно рассмотрев изображения зубной щетки на картинках и фотографиях. На продолговатую полоску из губки для посуды дети нанизывают зубочистки, стараясь их располагать как можно реже.

Приложение 2.
Анкета для родителей (нужный вариант подчеркните)
Ф.И.О.
1. Ухаживает ли Ваш ребенок за полостью рта:
- полощет рот после еды
- чистит зубы утром и вечером
- чистит зубы только утром или только вечером
2. Систематически ли Ваш ребенок ухаживает за зубами:
- регулярно
- не регулярно
3. После приема пищи Ваш ребенок полощет рот:
- по напоминанию
- без напоминания
- вообще этого не делает
5. Болели ли когда-нибудь у Вашего ребенка зубы:
- да - нет
6. Вы лечили уже у Вашего ребенка зубы в стоматологическом кабинете:
- да - нет
7. Проводите санацию ротовой полости у ребенка:
- регулярно (раз в полгода)
- не регулярно
8. Имеет ли место боязнь у Вашего ребенка перед зубным врачом, его рабочими инструментами (бормашина и т.п.):
- да, боится
- нет
9. Знает ли Ваш ребенок о том, как можно уберечь зубы от различных болезней (укажите, что он знает):
- да - нет
10. Какие примеры Вы используете по профилактике зубных болезней?[4]

Приложение 3.
«СКАЗКА О ЗУБНОЙ ЩЕТКЕ И ЗУБНОЙ ПАСТЕ»
Цели: учить детей правильно чистить зубы, пользуясь зубной щеткой и зубной пастой. Дать знания о том, что чистота – залог здоровья. Воспитывать привычку ежедневного ухода за зубами.
Ход занятия
- Сегодня я вам расскажу сказку про зубную пасту и зубную щетку, которые жили у мальчика Васи (кукла). Он не любил по утрам и вечерам чистить зубы, обижал свою зубную щетку и не любил зубную пасту. У своей зубной щетки он выдернул половину волосков, а у зубной пасты отвинтил колпачок. И вот когда наступила ночь, и Вася улегся спать, в ванной комнате произошло нечто необычное.
Показ сценки из-за ширмы:
Зубная щетка горько плачет, её утешает Зубная паста:
Зубная щетка: - Я не могу больше терпеть, как обращается со мной этот мальчишка.
Зубная паста: - Давай убежим от него![4]
И они пустились в путь. Дорогу им преградили разные продукты питания (карточки).
Дидактическая игра «Что вредно, а что полезно для зубов». Дети классифицируют полезные и вредные для зубов продукты.
- Расскажу вам дальше про Васю. Утром, когда он проснулся, то даже не заметил, что зубной щетки и зубной пасты нет. Прошло несколько дней. Вася не чистил зубы, ел много сладостей. И вот, в один прекрасный день, у Васи сильно разболелись зубы. Пришлось идти к врачу. Посмотрев на Васины зубы, врач сказал, что он знает, в чем причина и может помочь, если вы отгадаете загадки:
Хвостик из кости
А на спинке щетинка. (Зубная щетка)
Я не сахар, не мука,
Но похожа на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (Зубная паста).
- Молодцы! Загадки отгадали правильно. А теперь расскажите Васе, как надо правильно ухаживать за зубами. Ребенок надевает халат врача и рассказывает:
- Зубы надо чистить не меньше двух раз в день, движениями вверх - вниз (показ на модели). Утром и вечером зубы чистят, а днем, после еды, надо обязательно полоскать рот от остатков пищи, чтобы во рту не было микробов, и чтобы не заболели зубы.
Пришел Вася домой, побежал в ванну, но зубной щетки и пасты там не нашел. В стакане, где раньше они стояли, лежала записка: «Ушли искать защиты в царстве Мойдодыра».
- Не плачь, Вася, мы очень любим приключения и новые знакомства, мы поможем тебе найти Зубную пасту и Зубную щетку. Давайте вместе отправимся по сказочной дорожке.
Песенка и движение «Про автомобиль»
Ехали - ехали, куда-то приехали. Вот какой-то сундучок, а в нем задание: «Посчитайте, всем ли детям хватит зубных щеток, чтобы почистить зубы?» (Дети считают, не хватает одной зубной щетки).
Вася: - Не беда, подумаешь, одной не хватает, можно ведь и поделиться.
Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования». Дети классифицируют предметы на два стола: этими предметами можно делиться и предлагать друг другу, а это предметы индивидуального пользования, ими может пользоваться только тот, кому они принадлежат. Например: зубная паста, зубная щетка, расческа, кукла, полотенце, машина, мячик, носовой платок, карандаши, обувь, бусы, шляпа, губка, мыло и так далее.
- Теперь можно двигаться дальше, но на поляне стало очень темно. Сожмите кулачки и раскрывайте пальцы рук, это у нас фары. Мигая ими, мы приветствуем жителей царства Мойдодыра. Осторожно! На дороге растет дерево, но оно какое-то странное - вместо листьев на нем таблички (картинки с больным и здоровым зубом)
Дидактическая игра «Здоровые Зубки». Если ответ правильный - звенит колокольчик, а если нет, то он молчит.
- Кажется, мы успешно справились с этим заданием. А вот и наши беглецы
Сценка:
Вася видит свою зубную пасту и щетку, очень радуется, просит у них прощения, что был так небрежен, жесток и неаккуратен с ними. Стал просить вернуться их домой. Зубная паста и щетка простили Васю и вернулись с ним домой. Они стали верными друзьями и теперь Вася каждое утро и вечер не забывает чистить зубы и желает своим друзьям доброго утра и спокойной ночи.
- И нам пора возвращаться. Заводите свой волшебный транспорт и поехали
Танец с зубными щетками
- Теперь, ребята, вы знаете, как важно ухаживать за зубами. Эти зубные щеточки останутся с вами, чтобы вы это не забывали.

Приложение 5.
Памятка по уходу за полостью рта у детей
(для родителей)
 Чистка зубов. 3убы чистят 2 раза в день (утром - желательно после завтрака и вечером после ужина, после каждого приема пищи необходимо прополоскать рот водой). Если ребенок посещает детский сад, то в будние дни зубы чистят до завтрака.
Чистка зубов осуществляется следующим образом: вначале зубную пасту при помощи зубной щетки распределяют по всем зубам, далее очищают наружные (щечные поверхности зубов) при сомкнутых челюстях, круговыми движениями щетки. Внутренние (язычные, небные) поверхности зубов очищают подметающими движениями. Жевательные поверхности очищают возвратно-поступательными движениями (вперед-назад). На каждые 2 зуба - по 10 движений зубной щетки, со всех сторон.
Продолжительность чистки зубов 3-5 минут.
 Щетка и паста. Зубная щетка должна быть с искусственной щетиной, длиной головки до 20-25 мм, шириной 8-10 мм, с удобной ручкой. Зубную щетку меняют каждые 3 месяца.
Зубная паста должна быть с фтором (не менее 500 ррм фтора). Лучше выбирать пасты известных фирм «Blend-a-med», «Colgate», а также отечественные «Вита F», «Парадонтол» (со фтором), «Каримед» (детский), «Чистюля». На щетку выдавливают не более 5 мм зубной пасты (размером с небольшую горошину).
 Хранение зубных щеток. Зубную щетку хранят с намыленной щетиной, головкой вверх (перед употреблением щетку моют).
Контроль за гигиеной полости рта. Контроль за соблюдением гигиены полости рта утром и вечером осуществляют родители. После того как ребенок почистил зубы, взрослый берет щетку в свою руку и еще раз очищает все поверхности зубов.
Качество чистки зубов можно проверить при помощи зубочистки, проведя ее кончиком в области шейки зуба (возле десны), если на кончике зубочистки обнаруживается налет, то зубы чистят снова.
Питание. «Воскресная конфета» - это означает любое количество сладостей раз в неделю, с последующей чисткой зубов. В остальные дни недели ребенок сладостей не получает.
Покупайте ребенку напитки, сладости, не содержащие сахара или с сахарозаменителями.
Используйте при приготовлении пищи фторированно-йодированную соль или фторсодержащую питьевую воду «Протера».
 Не забывайте 2-3 раза в год показывать Вашего ребенка стоматологу!
ПРАВИЛА ПРИЕМА СЛАДОСТЕЙ.
Не есть сладости между приемами пищи.
Сладости не должны быть последним блюдом.
После приема сладостей следует съесть твердые фрукты или сыр.
После приема сладостей прополоскать рот водой, использовать жевательную резинку с ксилитом или почистить зубы.
Не есть сладкого после чистки зубов на ночь.
Есть сладости не чаще 1-2 раз в неделю «воскресная конфета».
При необходимости употреблять быстро метаболизируемые сладости (зефир, мармелад, пастила, джем), содержащие пектины - естественные сорбенты.
Пить соки через трубочку [4]
 Подарите детям улыбку!
Приложение 6.
Дневник наблюдений
Начат: _______________
Окончен: ____________
Цель наблюдения: проследить уровень принятия ребенком правил ухода за ротовой полостью (в домашних условиях).
Условия наблюдения за ребенком: домашние условия.
Ф.И. ребенка:
Возраст:
Инструкция: Уважаемые родители! С целью повышения эффективности воспитательного воздействия в стенах ДОУ по приобщению Вашего ребенка к культуре ухода за ротовой полостью и профилактики зубных заболеваний и страхов перед стоматологом, мы предлагаем Вам вести в течение месяца такой дневник наблюдений [4]. От Вас требуется только напоминать ребенку о том, что надо чистить зубы утром и вечером и полоскать рот после еды, а также отмечать это в дневнике, например, так:

День недели
утро
вечер
Полоскание
регулярно
Полоскание
нерегулярно
Примечание

1.
02.02.16
+
-
-
+
Утром без напоминания чистил зубы, вечером не захотел, лег спать












Литература
Березина, Н.О., Веннецкая, О.Е., Герасимова, Е.Н. Успех. Методические рекомендации. Пособие для педагогов. – М.: Просвещение, 2012.
Кочемасова, Е.Е., Вахрушева, А.А., Белова, И.К. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет. Часть 1. ФГОС. – М.: Баласс, 2015.
Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Кубрушко, Т.В., Олаваренко, Л.В. Уроки Мойдодыра. – Курск:КиНПо, 2013.
Логинова, В.И., Бабаева, Т.И., Ноткина, Н.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Сизова, Н.О. Валеология: конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет) – СПб.: Паритет, 2008.
15