Сказка на тему Круговорот воды в природе. Испарение. (Агрегатные состояния вещества)
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ИСПАРЕНИЕ
Утренний сон! Как он сладок! Особенно когда сквозь открытое окно тянет предрассветной
свежестью и прохладой.
Но вдруг, яркий свет полоснул меня по газам,
-
как будто пробежал солнечный зайчик. А потом
еще раз, и ещ
е. Я с трудом открыл глаза, и только хотел возмутиться: ©Кто это там балуется?ª,
как вдруг увидел такое, что вообще онемел, и весь сон как рукою сняло!
На подоконнике, освещенном ранними солнечными лучами, стояла малюсенькая девочка. Она
снимала крошеч
ные капельки росы с лепестков маминой фиалки и подбрасывала их, как мячик,
потом ловила.
Некоторые капельки, которые она не смогла поймать, падали на подоконник и разбивались на
еще более мелкие брызги. Девочка смеялась едва слышным смехом, а по всей
комнате от этих
забав бегали радужно окрашенные солнечные зайчики.
Так вот кто меня разбудил. Я с трудом справился с потрясением от увиденного, и тихонько,
чтобы не напугать девочку, спросил:
Ты кто?
Ой, Толик, извини, я не хотела тебя будить.
Я эльфиечка Росинка, но люди меня называют
феечкой. Давай дружить!
Откуда ты меня знаешь?
А я живу здесь, в саду за окном, и все вижу и слышу. Большие люди тебя называли Толик,
значит это твое имя.
Что же ты делаешь на окне?
Помогаю росинкам
испариться. Солнышка не было целую ночь. Земля остыла, и все бы на
ней замерзло, но сестрички
близняшки, молекулы воды, сберегли для нее свое, накопленное
за день тепло. И когда Земле стало особенно холодно, они ее согрели. А сами, чтобы не
мерзнуть, при
жались друг к дружке,
-
объединились в капельки росы.
Я не вижу здесь больше никаких девочек.
Вы, люди, можете наблюдать за молекулами только через сверхмощные электронные
микроскопы.
Ну и зачем же ты их подбрасываешь?
Сидеть, прижавшись д
руг к дружке от холода так скучно, а я помогаю этим добрым девочкам
отогреться на солнышке, и снова разлететься по комнате, чтобы можно было веселиться и
играть в догонялки. Как только они получат достаточно тепла, они перестанут держаться друг
за дружку и
снова начнут двигаться и накапливать энергию на следующую ночь. Та из них,
которая больше всего тепла сумеет накопить, будет самой быстрой, и возможно сможет улететь
к облакам, увидит Землю с высоты птичьего полета. Как же я им завидую!
Но, у тебя ж
е есть крылья! Почему же ты не летишь с ними?
Мы никогда не поднимаемся так высоко, для нас это опасно.
А в саду их тоже кто
-
то подбрасывает?
Да, мой брат
эльф Ветерок. Молекулы воды быстрее испаряются по трем причинам: от
тепла, переданного им
солнечными лучиками или другими согревателями; или если увеличить
поверхность, с которой отогревшиеся сестрички могут разлетаться (поэтому я их и
разбрызгиваю на большее количество капелек); или если дует Ветерок. Тогда оторвавшись от
сестричек, они уже н
е могут к ним вернуться,
их уносит потоком воздуха.
А те молекулы, которые окажутся самыми быстрыми могут улететь в космос?
Нет, не могут. Земля, отогревшись, может прогреть воздух только около своей поверхности, а
на большой высоте воздух остается
холодным. Те молекулы, которые поднимаются высоко,
отдают свое тепло воздуху, а сами снова собираются в капельки. Видишь на небе облака?
Да.
Это на самом деле мелкие капельки воды. Когда молекулам становится очень холодно, они
объединяются в более крупные капельки. Когда их становится чрезвычайно много
они уже не
пропускают лучики света. С земли мы это видим как образование облаков. Случае
тся даже, что
молекулы леденеют.
Как это?
В капельках воды, молекулы, стараясь согреться, толкают друг дружку, меняются местами,
кружатся. А если уж невыносимо холодно, им приходится и дальше отдавать тепло, тогда они
уже теряют способность двигать
ся, а только дрожат, крепко вцепившись друг в дружку. Так
капельки превращается в льдинки. Льдинки, слипаясь, образуют снежинки.
Особенно крупные снежинки уже не могут парить в воздухе, от своей тяжести они падают на
землю. Зимой они долетают до пов
ерхности промороженной земли, греют ее, и могут
пролежать, не тая, до весны. А летом снежинки, подлетая к теплой земле, тают, и выпадают
дождем.
Не люблю дождик. Мама в такую погоду гулять не пускает.
Дождик, пропитывает землю, поит все живое. Дой
дя до плотных слоев грунта, вода стекает в
подземные водоемы, которые подпитывают через роднички реки, а реки обратно стекают в
моря и океаны.
Понятно теперь, почему моря не пересыхают, как вода в забытом стакане.
Ну вот, вся работа сделана. Все ро
синки улетучились и мне пора уходить. У меня еще много
дел в саду.
Как жаль. Только подружились.
А ты попробуй ответить на мои вопросы, чтобы не скучать. До свидания. Я к тебе еще
вернусь.
Эльфиечка исчезла. А я еще долго смотрел на окно и сад за
окном, надеясь снова ее увидеть…
Вопросы Росинки:
1. Земля и Луна получают одинаковый поток солнечной энергии. Почему же на Луне огромная
разность температур поверхности между ночной и дневной стороной (около 300 градусов), а на
земле
маленькая (даже в б
езводных пустынях не превышает 40 градусов)?
2. Почему летом у теплого моря разница температур между ночью и днем составляет 5
градусов, а в пустыне
-
40.
3. Где быстрее испарится одинаковое количество воды: в блюдце или в чашке?
4. Когда быстрее высохнет
влажное белье, на улице в безветренную погоду или во время
ветра?
5. Зависит ли скорость испарения воды от ее температуры? Почему?
6. Правда ли то, что все тела: и твердые, и жидкие, и газообразные (например, лед, вода и пар)
состоят из маленьких подвижн
ых частичек, разделенных промежутками? Чем они отличаются?
7. Больше всего испаряется воды над морями и океанами. Как вода, унесенная вглубь суши
ветром, возвращается в море?
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая сказка о законах испарения. Очередная сказ
ка из серии
©Физика малышамª? Да. Дело в том, что подобные сказки помогают
детям
запомнить и лучше понять суть физических явлений. Только
теперь я ее сочинила сама. Кто лучше объяснит детям физику, как не
старый учитель? Желательно, чтобы и дети (тогда эфф
ект будет еще
лучшим) сочиняли такие сказки, но под редакцией знатоков, чтобы не
случались ляпсусы, как иногда случается у создателей познавательных
мультфильмов. Сама обожаю эти мультфильмы и их создателей за то,
что они делают для детей, но в школе они я
вно не были отличниками.