Сказка на тему Круговорот воды в природе. Испарение. (Агрегатные состояния вещества)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ИСПАРЕНИЕ Утренний сон! Как он сладок! Особенно когда сквозь открытое окно тянет предрассветной свежестью и прохладой. Но вдруг, яркий свет полоснул меня по газам, - как будто пробежал солнечный зайчик. А потом еще раз, и ещ е. Я с трудом открыл глаза, и только хотел возмутиться: ©Кто это там балуется?ª, как вдруг увидел такое, что вообще онемел, и весь сон как рукою сняло! На подоконнике, освещенном ранними солнечными лучами, стояла малюсенькая девочка. Она снимала крошеч ные капельки росы с лепестков маминой фиалки и подбрасывала их, как мячик, потом ловила. Некоторые капельки, которые она не смогла поймать, падали на подоконник и разбивались на еще более мелкие брызги. Девочка смеялась едва слышным смехом, а по всей комнате от этих забав бегали радужно окрашенные солнечные зайчики. Так вот кто меня разбудил. Я с трудом справился с потрясением от увиденного, и тихонько, чтобы не напугать девочку, спросил: ‬ Ты кто? ‬ Ой, Толик, извини, я не хотела тебя будить. Я эльфиечка Росинка, но люди меня называют феечкой. Давай дружить! ‬ Откуда ты меня знаешь? ‬ А я живу здесь, в саду за окном, и все вижу и слышу. Большие люди тебя называли Толик, значит это твое имя. ‬ Что же ты делаешь на окне? ‬ Помогаю росинкам испариться. Солнышка не было целую ночь. Земля остыла, и все бы на ней замерзло, но сестрички ‬ близняшки, молекулы воды, сберегли для нее свое, накопленное за день тепло. И когда Земле стало особенно холодно, они ее согрели. А сами, чтобы не мерзнуть, при жались друг к дружке, - объединились в капельки росы. ‬ Я не вижу здесь больше никаких девочек. ‬ Вы, люди, можете наблюдать за молекулами только через сверхмощные электронные микроскопы. ‬ Ну и зачем же ты их подбрасываешь? ‬ Сидеть, прижавшись д руг к дружке от холода так скучно, а я помогаю этим добрым девочкам отогреться на солнышке, и снова разлететься по комнате, чтобы можно было веселиться и играть в догонялки. Как только они получат достаточно тепла, они перестанут держаться друг за дружку и снова начнут двигаться и накапливать энергию на следующую ночь. Та из них, которая больше всего тепла сумеет накопить, будет самой быстрой, и возможно сможет улететь к облакам, увидит Землю с высоты птичьего полета. Как же я им завидую! ‬ Но, у тебя ж е есть крылья! Почему же ты не летишь с ними? ‬ Мы никогда не поднимаемся так высоко, для нас это опасно. ‬ А в саду их тоже кто - то подбрасывает? ‬ Да, мой брат ‬ эльф Ветерок. Молекулы воды быстрее испаряются по трем причинам: от тепла, переданного им солнечными лучиками или другими согревателями; или если увеличить поверхность, с которой отогревшиеся сестрички могут разлетаться (поэтому я их и разбрызгиваю на большее количество капелек); или если дует Ветерок. Тогда оторвавшись от сестричек, они уже н е могут к ним вернуться, ‬ их уносит потоком воздуха. ‬ А те молекулы, которые окажутся самыми быстрыми могут улететь в космос? ‬ Нет, не могут. Земля, отогревшись, может прогреть воздух только около своей поверхности, а на большой высоте воздух остается холодным. Те молекулы, которые поднимаются высоко, отдают свое тепло воздуху, а сами снова собираются в капельки. Видишь на небе облака? ‬ Да. ‬ Это на самом деле мелкие капельки воды. Когда молекулам становится очень холодно, они объединяются в более крупные капельки. Когда их становится чрезвычайно много ‬ они уже не пропускают лучики света. С земли мы это видим как образование облаков. Случае тся даже, что молекулы леденеют. ‬ Как это? ‬ В капельках воды, молекулы, стараясь согреться, толкают друг дружку, меняются местами, кружатся. А если уж невыносимо холодно, им приходится и дальше отдавать тепло, тогда они уже теряют способность двигать ся, а только дрожат, крепко вцепившись друг в дружку. Так капельки превращается в льдинки. Льдинки, слипаясь, образуют снежинки. ‬ Особенно крупные снежинки уже не могут парить в воздухе, от своей тяжести они падают на землю. Зимой они долетают до пов ерхности промороженной земли, греют ее, и могут пролежать, не тая, до весны. А летом снежинки, подлетая к теплой земле, тают, и выпадают дождем. ‬ Не люблю дождик. Мама в такую погоду гулять не пускает. ‬ Дождик, пропитывает землю, поит все живое. Дой дя до плотных слоев грунта, вода стекает в подземные водоемы, которые подпитывают через роднички реки, а реки обратно стекают в моря и океаны. ‬ Понятно теперь, почему моря не пересыхают, как вода в забытом стакане. ‬ Ну вот, вся работа сделана. Все ро синки улетучились и мне пора уходить. У меня еще много дел в саду. ‬ Как жаль. Только подружились. ‬ А ты попробуй ответить на мои вопросы, чтобы не скучать. До свидания. Я к тебе еще вернусь. Эльфиечка исчезла. А я еще долго смотрел на окно и сад за окном, надеясь снова ее увидеть… Вопросы Росинки: 1. Земля и Луна получают одинаковый поток солнечной энергии. Почему же на Луне огромная разность температур поверхности между ночной и дневной стороной (около 300 градусов), а на земле ‬ маленькая (даже в б езводных пустынях не превышает 40 градусов)? 2. Почему летом у теплого моря разница температур между ночью и днем составляет 5 градусов, а в пустыне - 40. 3. Где быстрее испарится одинаковое количество воды: в блюдце или в чашке? 4. Когда быстрее высохнет влажное белье, на улице в безветренную погоду или во время ветра? 5. Зависит ли скорость испарения воды от ее температуры? Почему? 6. Правда ли то, что все тела: и твердые, и жидкие, и газообразные (например, лед, вода и пар) состоят из маленьких подвижн ых частичек, разделенных промежутками? Чем они отличаются? 7. Больше всего испаряется воды над морями и океанами. Как вода, унесенная вглубь суши ветром, возвращается в море? ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физическая сказка о законах испарения. Очередная сказ ка из серии ©Физика малышамª? Да. Дело в том, что подобные сказки помогают детям запомнить и лучше понять суть физических явлений. Только теперь я ее сочинила сама. Кто лучше объяснит детям физику, как не старый учитель? Желательно, чтобы и дети (тогда эфф ект будет еще лучшим) сочиняли такие сказки, но под редакцией знатоков, чтобы не случались ляпсусы, как иногда случается у создателей познавательных мультфильмов. Сама обожаю эти мультфильмы и их создателей за то, что они делают для детей, но в школе они я вно не были отличниками.