Конспект урока внеклассного чтения Быть может, еда прибавляет года? (3 класс)

Урок внеклассного чтения
Учителя МС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида № 101 Агафоновой Ульяны Сергеевны
Тема урока: Быть может, еда прибавляет года?
Цель урока: объяснить значение полноценного питания для формирования детского организма, используя литературный материал – сказку.
Задачи:
Формировать навыки чтения, учить работать с текстом, совершенствовать диалогическую речь.
Работать над четкостью дикции, выразительностью речи.
Развивать мыслительную деятельность, умение работать в группах.
Закрепить знания о законах здорового питания, учить выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.
Оборудование: листочки со сказками; пословицы о еде; маски для стихотворения «Овощи»; листочки с загадками; картинки со свёклами, витамины.
Этапы урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

Организационный момент (3 -4 мин)
Релаксация
- Добрый день, ребята! Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, пожелайте здоровья. Мы спокойны, добры и приветливы. Я желаю вам хорошего настроения, внимания друг к другу.
- Что вы сегодня сделали утром, когда проснулись?
- Что вы ели на завтрак?
- Это очень хорошо, что многие позавтракали. Как вы думаете, обязательно ли завтракать? Почему?
- Верно! Ученые заметили, что дети, которые завтракают, легче справляются с учебой, с трудностями в течение дня, меньше болеют. После длительного ночного отдыха организму необходимо набрать энергии. В этом ему помогает (завтрак)
Желают друг другу здоровья.




Отвечают на вопросы.
Цель: организовать уч-ся, настроить на урок.


Постановка темы и цели урока (2 мин)
- Посмотрите на тему урока. На какой вопрос в конце урока мы должны попытаться ответить.
- А поможет нам в этом, угадайте кто?

Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Ответ: свекла) повесить картинку на доску

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Ответ: свекла) повесить картинку на доску
Как слива, темна,
Как репа, кругла.
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила.
(Ответ: свекла) повесить картинку на доску
Читают


Читают загадки

Отгадывают загадки
Цель: сформулировать тему урока, поставить цель для учащихся

Работа над новым материалом (7 - 8мин)
- Где можно узнать о полезных свойствах свёклы?
- Сейчас мы почитаем с вами экологическую сказку, которая называется «Три сестрицы»

- Какие блюда из свеклы готовят в вашей семье?
Давайте приготовим суп – борщ и отдохнём.


Дети «цепочкой» читают сказку «Три сестрицы» вслух.

Цель: дать знания о полезных свойствах свёклы; формировать навыки выразительного, осознанного чтения, учить работать с текстом.

Физ.минутка
«Овощи»
(3 - 4 мин)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, горох, петрушку и свёклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, горох, петрушку и свёклу. Ох!..
Накрытые крышкою в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, горох, петрушка и свёкла. Ох!..
И суп оказался неплох!
Дети выполняют физические упражнения и повторяют стих-е С.Михалкова
Цель: для снятия усталости и напряжения.

(4 - 5 мин)








Творческое задание (работа в группах)
(8 – 10мин)
-Продолжим работу. Вспомним сказку.
1.Какая из трех сестриц вам понравилась больше, и почему?
2.Что вы узнали о трех видах свеклы из этой сказки?
3.Кому в вашей семье свекла нужнее всего?
- Сейчас делимся на группы.
- Нарисуйте и составьте «Рекламу свёкле» (1-я группа кормовой, 2-я столовой)
- Сейчас проверим, что у вас получилось.

Отвечают на вопросы.












Представляют свои рекламные проекты
Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.






формировать умение работать в группах

Физ.минутка – дидактическая игра
(2 – 3 мин)
Один из детей фея свеклы. Дети встают в круг и по очереди говорят фее что-то хорошее о свекле. В ответ она должна «подарить» каждому какой-либо свекольный подарок. (Витамин, целебное свойство, блюдо из свеклы).

Цель: с помощью игры снять утомление, закрепить знания о свёкле.

Работа с пословицами в группах
(3 – 4 мин)
-У вас на партах части пословиц о правильном питании. Нужно соединить эти части, чтобы получилась пословица.

Ешь правильно - и лекарство не надобно.
Кто яблоко в день съедает, у того доктора не бывает.
Умеренный в еде всегда здоров.

- Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

Соединяют части пословиц










Объясняют их значение
Цель: проверить знание пословиц о еде, развивать логическое мышление.

Подведение итогов урока (4 – 5 мин)
- О чём мы сегодня читали и говорили?
- Давайте попробуем ответить на вопрос, который поставили вначале урока.
- Верно. Здоровье зависит от полноценного питания. Ученые установили, что овощи содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты.

- Хорошо если еда прибавляет года,
Всех дольше бы жили обжоры тогда?
- Переедание, отсутствие меры в еде приводят к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.

-Что вы взяли из этого урока, какие знания вам могут пригодится?

- Всегда помните, что ваше здоровье – в ваших руках, а правильное здоровое питание – залог вашего долголетия. Будьте здоровы!
- Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы. Обосновывают свои ответы.











Отвечают на вопрос
Цель: подвести итог урока, систематизировать знания.






ТРИ СЕСТРИЦЫ

В одном подвале, где хранились овощи, в трех уютных отсеках поселились три сестры-свёклы: кормовая, столовая и сахарная свёкла. Однажды люди погрузили всю сахарную свёклу в корзины и унесли. Осталась только одна свёкла, случайно забытая в углу. Выкатилась она к своим сестрицам и говорит им:
Видите, меня уже забрали: сахарная свёкла людям нужней всего, из нее сладкий сахар делают.
Не думай, сахарная, что ты одна нужна. Без меня ни борщ, ни винегрет не сваришь, откликнулась столовая свёкла.
Я не меньше вас людям нужна, обиженно произнесла кормовая свёкла. Хоть я не такая сахаристая, как сахарная, и не такая нежная, как столовая, зато по весу намного больше вас. Зимой коровы без меня молока людям не дадут.
Сестрицы чуть не поссорились, но в этот момент в подвал заглянула фея Плодородия. Зимой она иногда заглядывает в подвалы и хранилища, чтобы полюбоваться на труды своих рук. Услышала фея спор трех сестер и предложила им:
Милые сестры, своей волшебной палочкой я превращу вас в девушек. Пусть каждая своим трудом докажет людям свою важность.
Фея Плодородия дотронулась волшебной палочкой до трех сестриц, и в ту же минуту они превратились в девушек. На самой старшей, крупной и угловатой, была простая крестьянская одежда. На средней кругленькой и румяной малиновый сарафан и зеленый кафтанчик. А младшую самую стройную, с белым как сахар лицом, нарядила фея в малиновую шелковую юбку и белый полушубок.
Пошли три сестры по дороге и попали в богатый дом. Старшую сестрицу взяли на скотный двор работать, среднюю в кухарки приняли, а младшую присматривать за детьми.
Стала старшая сестрица коров кормовой свёклой кормить. Буренки с аппетитом уплетали по паре крупных корнеплодов в день да охапку соломы на закуску, и молоко лилось рекой. Куры тоже от свёкольного угощения не отказывались, толкая друг друга, они выклевывали их сочную мякоть. Зимой хозяйские гуси без свежей зелени часто страдали от несварения, но стоило добавить им в корм рубленую свёклу, как они тут же выздоравливали.
Хозяин говорил довольно новой скотнице:
У тебя, девушка, руки волшебные. В прежние зимы нам молока не хватало, а сейчас всего вдоволь: и молока, и сливок, и яиц.
Эти чудеса делаю не я, а помощница моя кормовая свёкла, ответила девушка и показала хозяину огромную грубоватую свёклу.
Новой кухарке семья тоже радовалась. Питались они раньше незатейливо: постными щами, кашей да репой, а новая кухарка стала всех душистыми борщами и вкусными винегретами кормить.
Кухарка не только угощать, лечить свёклой стала. У хозяйки, женщины тучной, часто голова болела. Однажды, когда она не могла шевельнуться из-за боли, кухарка принесла ей чашку свёкольного сока с медом, и боль мало-помалу прошла.
Что за чудесное лекарство ты мне дала? спросила хозяйка у девушки.
Это сок столовой свёклы. Вареную свёклу при вашей тучности нужно есть как можно чаще. Она вам оздоровит сердце сосуды, печень и кишечник, объяснила девушка.
Может, ты и сестру мою свёклой полечишь? спросила хозяйка. Выросла у нее на груди опухоль. Знахарь заговаривал не помогло, бабки парили не прошло. Доктор сказал, что опухоль нужно отрезать, да она боится. Сестра моя злющая, не знаю, в кого такая уродилась, да все равно жалко ее.
Не обещаю, но попробую. В свёкле моей есть белок бетаин верное средство против опухолей, сказала девушка и отправилась к сестре хозяйки.
Стала она больную свёкольным соком отпаивать, а к опухоли, для размягчения, кашицу из сырой свёклы прикладывать. Велела она ей каждый день свёклу отваривать в кожуре и с хвостиком. Третью часть вершка отрезать, как неполезную, а всю остальную тут же съедать, пока теплая.
Отстанешь ты от меня, наконец, со своей противной свёклой? хныкала больная.
Если хотите поправиться, то должны меня слушаться. Свёклу-целительницу не ругать, а благодарить нужно каждый день, чтобы лечение ее помогло, спокойно объяснила кухарка.
Трудно было больной из себя благодарность выдавить, да уж очень ей умирать не хотелось. Через несколько месяцев, когда дело на поправку пошло, стала она впервые за многие годы приветливо улыбаться. Оказалось, что свёкла не только болезни вылечивает, но и характер исправляет.
Собрались крестьяне на деревенский сход и решили на огородах свёклу столовую посадить. Больше всего поразило крестьян, что свёкла времени не боится. К весне морковь и репа дряблыми становились, капуста кочанная уже никуда не годилась, только свёкла лежала свеженькая.
Самая младшая свёкольная сестрица тоже постаралась. Дети души в ней не чаяли. Заметила хозяйка, что за послушание новая нянька награждает детишек какими-то белыми кусочками, и спросила:
Чем это ты детей угощаешь?
Сахарком балую, отвечала девушка. Мед вы детям только по праздникам да по болезни даете, а малышам хочется сладкого.
Откуда у тебя сахар? поразилась хозяйка. Сахарные головы дорого стоят, говорят, их за морем из сахарного тростника делают. Мы люди не бедные, а такую роскошь не можем себе позволить.
Денег у меня нет, и за морем я не была, а сахар я сама из сахарной свёклы сделала. Попробуйте, он ничуть не хуже заморского, предложила девушка, протянув хозяйке кусочек сахара.
Хозяйка попробовала и обо всем мужу своему рассказала. Пошел тогда крестьянин на деревенский сход и предложил крестьянам несколько полей выделить под сахарную свёклу, а потом сахарный заводик построить, чтобы иметь свой сахар. Крестьяне сначала сомневались, но когда попили чай с сахарком из сахарной свёклы, сразу же свое согласие дали.
Так и не решили сестры, кто из них для людей важнее, потому что все они людям понравились, и все им до сих пор служат.


Правильное питание для детей, продукты полезные для здоровья и ума детей.
А знаете ли вы, что от правильного питания детей, зависит не только их здоровье, но и интеллектуальное развитие. Думаете, фантастика, а вот и нет, это доказано научно, а занимается этим одна из отраслей неврологии. Для обеспечения умственного процесса, как детей, так и взрослых, нужно много разных веществ, а получаем мы их вместе с пищей из определенных продуктов питания. Для хорошего функционирования мозга нужен белок, витамины и ненасыщенные жирные кислоты, кроме того работа ума поглощает большое количество энергии, так как накапливать все необходимые ему вещества мозг не может, то в биохимических реакциях используются те, которые попали в организм в данный момент с едой. Вводя в рацион детей конкретные продукты можно улучшить память ребенка, быстроту реакции и концентрацию внимания. Так в США детям начальной школы месяц вместо выпечки давали орехи, яблоки , в результате успеваемость выросла на 30 %. В чем же здесь магия – все просто, в булочках много углеводов, что дает кратковременный рост энергии, но нет витаминов и минералов, а в яблоках их достаточно, орехи содержат одновременно белок, ненасыщенные жирные кислоты и углеводы. Таким образом, правильное питание влияет на интеллект детей. Итак, пришло время назвать эти продукты вот они:
Помидоры усиливают внимание и клеточный обмен, омолаживают клетки, самое лучшее природное средство от рака.
Чеснок увеличивает работоспособность, способствует очищению от шлаков и снижает давление.
Чечевица укрепляет нервную систему, стимулирует работу мозга.
Йогурт повышает настроение и делает крепкими кости и зубы.
Розмарин улучшает кровообращение и дает бодрость.
Морковь усиливает концентрацию внимания.
Хлеб из муки грубого помола увеличивает активность ума, уменьшает последствия стресса.
Тыква способствует выведению шлаков и укрепляет иммунную систему.
Морепродукты увеличивают творческий потенциал.
Авокадо способствует мозговому кровообращению.
Растительное масло (оливковое, рапсовое, ореховое) имеет в своем составе ненасыщенные жирные кислоты, оздоравливающие весь организм.
Огурцы источник энергии.
Морская рыба способствует усилению обмена веществ и умственной деятельности.
Зеленый горошек укрепляет нервы и расширяет возможности интеллекта.
Нежирные сорта сыра это антидепрессант и источник энергии.
Бананы помогают выработке организмом серотонина (гормона счастья) повышают настроение, способствуют быстрому восстановлению сил.
Орехи стимулируют интеллект, дают внутреннее спокойствие и расслабление перенапряженным мышцам.
Морская соль нужна для правильного баланса электролитов и способствует сжиганию жиров.
Ешь правильно –
и лекарство не надобно.
Кто яблоко в день съедает,
у того доктора не бывает.

Умеренный в еде
всегда здоров.



1.Над землей трава,
Под землей бордовая голова.


2.Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?


3.Как слива темна,
Как репа, кругла.
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила.




15