Конспект урока окружающего мира по теме: Зона смешанных и широколиственных лесов


Зона смешанных и широколиственных лесов
Цель: сформировать представление о лесах России
Задачи:
сформировать у учащихся представление о зоне смешанных и широколиственных лесов;
познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
формировать умение пользоваться учебной литературой;
развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;
воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, листочки для графического диктанта, маршрутные листыХод урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тундры:
Индивидуальная работа на карточках
Условные обозначения: + – да, – – нет.
Зона тайги расположена южнее тундры (+)В тайге преобладают хвойные леса (+)Почвы в тайге богаты перегноем (-)Тайга – густой, почти непроходимый лес (+)Животный мир тайги богат и разнообразен (+)Эта природная зона самая маленькая в России (-)В хвойном лесу два-три яруса (+)Растения тайги низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями (-)Взаимопроверка:
Выставление оценок:
- У кого выполнено без ошибок? Поставьте «5».
- У кого одна – две ошибки? Поставьте «4».
- У кого три – четыре ошибки? Поставьте «3».
- Встаньте те, кто получил «пять». Вам аплодисменты! Вы «Знатоки» тайги.
- Встаньте те, кто получил «4». Вы будущие знатоки. Есть тройки? Вам нужно еще раз прочитать материал.
- Над какой большой темой мы сейчас работаем? (природные зоны России)
- С какими природными зонами вы уже познакомились? (зона арктических пустынь, тундра)
Блиц-опрос:
- Где располагается зона арктических пустынь?
- Что ты знаешь про климат арктики?
- Как приспособлены птицы и звери к жизни в суровых арктических условиях?
- Где располагается зона тундры?
- Почему в тундре нет высоких деревьев?
- Чем занимаются коренные жители тундры?
III. Введение в тему урока:
–Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится? Каким цветом обозначена? Какие пространства занимает?
- Одним ли цветом закрашена эта природная зона?
- О каком лесе вы уже узнали?
-Какие ещё есть леса?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что зона смешанных и широколиственных лесов находится южнее тайги, на карте она обозначена голубым цветом).
- Назовите тему урока.
- Что бы вы хотели о них узнать?
- По какому плану вы будете работать?
1. Познакомимся с климатическими условиями.
2. Узнаем о растениях этой природной зоны.
3. Узнаем о животных, обитающих в смешанных и широколиственных лесах.
4. Узнаем, чем занимается коренное население.
- Поставьте цели и задачи на урок.
Цель: изучить зону смешанных и широколиственных лесов.
1. Узнать о климате зоны смешанных и широколиственных лесов.
2. Найти информацию о растениях этой природной зоны.
3. Выяснить, какие животные обитают в смешанных и широколиственных лесах.
4. Узнать, чем занимается коренное население.
IV Работа над новым материалом:
- Из каких источников мы можем добыть интересующую нас информацию? (интернет, спросить у взрослых, в учебнике, в энциклопедии)
- На партах карточки с вопросами, на которые вы должны ответить.
- Объединяемся в группы. Первая группа – метеорологи. Что вы должны выяснить? (какие климатические условия в зоне смешанных и широколиственных лесов)
- Вторая группа – ботаники. Должны узнать о растениях изучаемой природной зоны.
- Третья группа – зоологи. Ищут информацию о животных.
- Четвёртая группа – экологи.
- Правила работы в группах.
(Собрав необходимый материал, представители от каждой группы рассказывают у доски, что им удалось узнать, создаётся общее представление о природной зоне.)
V Закрепление изученного:
- Зона смешанных и широколиственных лесов находится южнее тайги. В этой зоне тёплое лето и довольно долгая холодная зима. Здесь летом солнце подолгу не заходит за горизонт: стоит полярный день.
- В этих лесах один-два яруса. Верхний древесный ярус занимают высокие сосны и ели. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь нет мелких кустарников и трав, лишь зелёные мхи и толстый ковер опавшей хвои покрывают почву.
- Яркими представителями животного мира смешанных и широколиственных лесов являются: кабан, белка, зяблик, иволга, гагара, благородный олень, белый медведь.
- Что ещё вы можете добавить?
VI Итог урока:
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Удалось ли её достичь?
Вариативное дом. зад.:
Составить паспорт любого обитателя смешанного леса: название, особенности внешнего вида, место обитания, способ питания.