Россия-страна лесов 4 класс окружающий мир


Россия – страна лесов
Цели:
– сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных;
– рассмотреть отличия тайги, смешанных и широколиственных лесов;
– ввести понятие «ярусы леса»;
– уточнить роль грибов в лесу;
– развивать мышление, внимание;
– воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии растительного и животного мира лесов; гербарий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Рабочая тетрадь № 1: задание № 11.
Ответы: гагара, голубика, лебедь, пушица, незабудка, комар, олень, ягель, лемминг.
2. Учащиеся выступают с сообщениями о животном или растении тундры (задание № 13).
3. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1. Восстановите цепи питания, сложившиеся в тундре и Арктике:
 ягель  …  волки;
 растения  …  рыбы  …  белый медведь;
 …  …  …  чайки.
Карточка 2. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни.
Карточка 3. О каком животном идет речь?
а) Этот зверь очень хорошо плавает, его ноги превратились в ласты. В воде он добывает себе корм – рыбу. На суше и на льдинах этот зверь отдыхает и выращивает детенышей.
б) Этот зверь очень хорошо плавает. Но он никогда не выходит на сушу – всю жизнь проводит в холодных просторах океана. Эти звери очень большие, но питаются они маленькими рачками.
в) Хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Его зовут полярной лисицей.
III. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
(Лес.)
– Сегодня мы отправимся в путешествие по лесной полосе России.
IV. Изучение нового материала.
1. Где растут леса России. Растительный мир лесной зоны.
– Итак, в путь! Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры.
Учитель предлагает найти зону лесов.
– Что рассказывает нам карта? (Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных ее границ.)
– Каковы же погодные условия в зоне лесов?
К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный и животный мир в этой зоне иной, чем в тундре.
Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности.
В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна, пихта, кедр, лиственница, а на вырубках – мелколиственные деревья – береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой.
В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых хвойных растениях.
Учитель демонстрирует гербарий и фотографии растений.
лиственница
1-й ученик. В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель и сосна. Каждую осень сбрасывает она свои листья-хвоинки, а весной распускает новые. На востоке Сибири лиственница растет даже на многолетней мерзлоте, так как корни ее залегают неглубоко от поверхности. Древесина у нее прочная, почти не подвергается гниению.
кедр
2-й ученик. В Сибири на больших пространствах растет и другое замечательное дерево – кедр. Хвоя кедра длинная, мягкая, темно-зеленая, в пучке сидят не по две хвоинки, как у обыкновенной сосны, а по пять штук. Кедр – дерево долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны. Кедровые леса – гордость нашей страны.
пихта
3-й ученик. Пихта – красивое и крепкое дерево. Иглы у нее темно-зеленые, блестящие, располагаются на ветке плоско. На нижней стороне иголок тянутся две продольные полоски белого цвета, поэтому снизу ветви кажутся серо-зеленого цвета. В отличие от лиственных деревьев, листья-хвоинки имеют только среднюю жилку, а листовая пластинка вся стянута в ребрышко. Шишки свои пихта располагает ближе к вершине дерева и направляет их на ветвях вверх. Созрев, шишки разбрасывают семена, но сами остаются на дереве. Корень у пихты стержневой, уходит до 10 метров в глубину земли. У старых деревьев нижние ветви, в отличие от ели, обламываются, и ствол остается внизу без ветвей. Верхушка дерева, останавливаясь в росте, образует из распрямившихся ветвей «орлиное гнездо». Растет пихта 200 лет. Толщина ее ствола может достигать двух метров. Кора у пихты гладкая, серебристо-серого цвета.
можжевельник
4-й ученик. Ярко-зеленые кусты северного кипариса (можжевельника) обсыпаны ароматными черными с синим отливом ягодами (встречаются среди них и зеленые). Можжевельник в старину на Руси называли вересом. Его ягоды доставляли в Москву из разных мест России. Загадывалась в те времена старинная загадка: «Семьдесят семь полков: все повалились, а три остались» (сосна, ель и верес зимой). В лесных краях это растение называют ласково и звучно – бружжевельник.
Ягоды можжевельника – это листочки, сросшиеся в шишечки. Ботаники называют их шишкоягодами. На одном кусте могут висеть зеленые (первогодки), серо-бурые (второгодки) и иссиня-черные (третьегодки) ягоды. Целебные ягоды северного кипариса при простудах не уступают малине. Идут эти ягоды и для приготовления кваса и морса. Сдабривают ими при готовке дичь: помимо аромата, ягоды эти способствуют усвоению пищи.
Древесина можжевельника душистая, бледно-красного цвета. Используется она в декоративно-прикладном искусстве: делают из нее шкатулки, бусы, броши. Смола можжевельника розового цвета и прозрачна, как янтарь, ее используют для приготовления лаков.
– К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями широколиственные: дуб, клен, ясень, липа. Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор.
Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи.
– Отгадайте загадки о деревьях. Если вы их правильно разгадаете, то в выделенных клеточках прочитаете название дерева. (Береза.)

По горизонтали:
1. Посреди поля висит полотенце с кистями.
2. Лесная черемуха растет на приземистой елочке.
3. Расцвету – побелею, аромат издаю.
4. И зимой и летом – в одежде одной.
5. Кора – для кузовка, остальное – на дрова.
6. Дерево и без ветра шумит.
Ответы: 1. Рябина. 2. Можжевельник. 3. Черемуха. 4. Ель. 5. Вяз. 6. Осина.
– В каком лесу может расти береза? (Широколиственном.)
– Прочитайте текст о широколиственных лесах на с. 130–131 учебника.
– В чем главное отличие широколиственных лесов? (Многоярусность, многоэтажность.)
– Какую роль выполняет лесная подстилка? (Удобряет почву, придает ей рыхлость, удерживает воду, является домом для мелких животных.)
– Какие животные обитают в лесной подстилке? (Черви, кроты, жуки, муравьи, гадюки, лягушки и т. д.)
Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 15 на с. 48. (Надо вставить пропущенные слова: тайга, смешанный лес, широколиственный.)
– Отгадайте загадку:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я… (подосиновик).
– Является ли подосиновик растением? (Нет. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.)
– Какую роль выполняют грибы в лесу? (Грибы нитями своих грибниц помогают деревьям добывать воду и минеральные соли из почвы.)
Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 20 на с. 50.
– Укажите названия грибов.
Ответы. Пластинчатые: опенок, рыжик, бледная поганка (ядовитый гриб), шампиньоны, лисички. Трубчатые: масленок, белый, сатанический гриб (ядовитый), моховик, подосиновик.
– Нужны ли лесу ядовитые грибы? (Лоси питаются мухоморами.)
– Как человек использует грибы?
– Вспомните названия двенадцати съедобных грибов и заполните пустые клетки.
Ключевое слово: подберёзовик.

Ответы: 1. Шампиньон. 2. Боровик. 3. Подосиновик. 4. Дубовик. 5. Сыроежка. 6. Сморчок. 7. Опенок. 8. Груздь. 9. Строчок. 10. Моховик. 11. Лисичка. 12. Рыжик.
2. Животный мир лесной полосы.
– Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Среди густой зелени не сразу заметишь гнездо птицы или норку зверька. Строят птицы свои гнезда и в дуплах деревьев. В таком укрытии и тепло и безопасно. Под корягами и валежником делают себе норы барсуки, лисицы, в глухих местах находят убежища волки. Жизнь многих лесных зверей связана с деревьями. В дуплах поселяются часто белки, куницы. Они легко перепрыгивают с дерева на дерево. Куницы и горностаи питают в основном мышами, рыси – мелкими зверьками, особенно зайцами. Эти животные – хищники.
В глухом лесу, заваленном буреломом, живет бурый медведь. Он питается как животной, так и растительной пищей: любит лакомиться ягодами, поедает корни растений, насекомых и их личинок.
Крупный зверь лесной полосы – лось. Его стройные сильные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым лось легко передвигается даже по топким болотистым участкам леса.
Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки, лисицы, горностаи, бобры. Из шкурок этих животных шьют шубы, шапки, воротники. Они теплы, легки и красивы.
Бобры обитают на тихих лесных речках с высокими берегами, поросшими густыми зарослями кустарников, трав и мягких пород деревьев (ивы, осины, березы), которые составляют основной корм этих животных. Своими мощными резцами бобры подгрызают стволы деревьев и валят их на землю, затем объедают кору и ветки. Часто бобры сооружают прочные плотины, длина которых иногда достигает нескольких десятков метров.
В глухих хвойных лесах Урала и Сибири обитает небольшой зверек соболь, шкурка которого высоко ценится из-за превосходного меха.
Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и размножаются многие дикие животные. Некоторые заповедники сохранили и восстановили ряд ценных исчезающих животных, например заповедник Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей.
– Прочитайте текст «Чем питаются лесные животные» на с. 132 учебника.
– Используя текст, составьте цепи питания:
 малина  бурый медведь;
 растения леса  зайцы  лисы;
 растения леса  насекомые  птицы  куница.
– Выполните в рабочей тетради задание № 21 на с. 51.
Ответы: 1 ряд – барсук, куница, глухарь; 2 ряд – кабан, волк, лось; 3 ряд – рысь, лиса, зубр, бурый медведь.
Растительноядные Хищники Всеядные
Глухарь
Лось
Зубр Рысь
Куница
Волк
Барсук
Лиса Кабан
Бурый медведь
Далее учитель предлагает решить кроссворд, назвать животных и указать их способ питания.
– Если вы правильно отгадаете все загадки, то в выделенных клетках прочитаете название другого лесного зверя.

По горизонтали:
1. На свинью похож, а в лесу живет.
2. Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит.
3. В птичник повадится – жди беды:
Рыжим хвостом заметает следы.
4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
5. Посреди поля белый клубок катается.
Ответы: 1. Кабан – всеядное. 2. Медведь – всеядное. 3. Лиса – хищник. 4. Волк – хищник. 5. Заяц – растительноядное.
Ключевое слово: белка – растительноядное.
V. Итог урока.
– Какие деревья растут в тайге?
– Чем особенны широколиственные леса?
– Какие животные живут в лесу?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 16, 18, 20 на с. 48–50); учебник (с. 127–135).