Программа внеурочной деятельности Рукодельница


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области»
Утверждаю: Директор лицея_____________
Приказ № ________ от ________2015г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по направлению
«Рукодельница»
Учителя технологии Филатовой Л.А.
Согласовано
Зам.директора по В.Р.
____________
Протокол № от «__»_________ «2015 г
Рассмотрено
на заседании МО________
Протокол № _от « ___»_________»2015г.
учебный год
1.Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, был утвержден в 2010 году, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. [1]
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Рукодельница» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, на уроках технологии. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения работ, работая по эскизам, образцам и доступным знаковым условиям. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
● быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
● быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Учащийся с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
По реализации данной программы обучающиеся научатся создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное.
Цель программы :
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами работы с ручными швейными инструментами, работы на швейной машине, выполнения утюжильных работ;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из бумаги и текстильных материалов;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой, отделке ткани элементами вышивки лентами, работе с тканью;
- углубить и расширить знания о таких видах рукоделия как бумагопластика ,квиллинг, основы вышивки, вышивки лентами, лоскутной технике;
- сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
2. Отличительные особенности курса
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), ИЗО, литература - раздел народное творчество, география (изучение видов рукоделия мировых культур).
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.
У учащегося формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
Программа дает возможность расширить возможности в освоении курса «Технологии ведения дома» при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла». Объекты труда ориентированы на определенную технику, но могут быть самыми разнообразными. Выбор объекта труда будет зависеть от уровня подготовленности школьника, наличия материала и фантазии.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться рукоделием вообще и научиться приемам работы с бумагой и текстильными материалами; научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер.
Курс включает изучение и отработка навыков по работе с бумагой в технике квиллинг (6 часов), по отделке ткани ручными стежками, вышивкой лентами (12 часа) и освоение приемов работы на швейной машине, изготовление сувениров и изделий в технике лоскутного шитья (10 часов).
Программой предусмотрено проведение аудиторных занятий на базе швейной мастерской, укомплектованной необходимым швейным оборудованием, наглядными пособиями. Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических работ, разработка мини-проектов.
Также предполагается проведение внеаудиторных занятий в форме проведения выставок; посещения выставок. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 5-х классов, опирается на учебную программу по технологии в начальной школе.
Программа внеурочной деятельности школьников основывается на принципах:
природосообразности;
культуросообразности;
коллективности;
диалогичности;
патриотической направленности;
проектности;
диалога культур;
поддержки самоопределения личности.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Программа внеурочного объединения «Рукодельница» относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю ,всего 34 часа в год в 5 классе.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Рукодельница» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
стремление внести красоту в домашний быт;
испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям признанных мастеров изобразительного искусства.
Метапредметные рузультаты
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Регулятивные
выбирать материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в художественном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникативные
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты
освоение характерных для данной техники изготовления приемов и технологических процессов;
создание изделий в комбинации различных техник в процессе практической творческой работы;
осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;
4.Формы и виды контроля
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование. По итогам года оформляется портфолио в электронном варианте в программе PowerPoint.
Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
5.Методические рекомендации
Для успешного освоения программы курса «Рукодельница» учащимся необходимо иметь материалы и инструменты для изготовления творческих работ. Целесообразно проводить занятия на базе школьных мастерских, укомплектованных необходимыми инструментами и оборудованием: швейными машинками, гладильным оборудованием, техническими средства для просмотра слайдовых презентаций. Учителю необходимо подготовить образцы творческих работ, журналы по рукоделию, материал для показа. Изучение каждого раздела закачивается изготовлением сувенира, ориентированного на какой – либо праздник: День Учителя, День матери, Новый год, 8 марта, день рождения. Выбор объектов труда должен быть личностно значимым для учащихся.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий предусматривает выполнение изделий и позволяет выполнять отработку техники работы с бумагой, текстильными материалами.
Безоценочная система кружковой работы требует новой формы контроля. Взаимооценка и самооценка, проведение мини-выставок в конце каждого занятия и отчетных выставок в конце четверти. Одним из продуктивных способов заинтересовать учащихся творческой деятельностью, закрепления полученных навыков, можно рекомендовать проведение учащимися мастер-классов для своих сверстников.

6. Учебно-тематический план
№ Наименование разделов,
блоков, тем Всего, час Характеристика деятельности обучающихся
1 Введение. Техника безопасности. 1 1 1.Бумагопластика. 7 2 Изготовление сувенирных открыток для первоклассников 2 Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ,выполнять перевод шаблонов на бумагу.
3 Работа по шаблону. Танцующие бабочки.. 2 Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять перевод шаблонов на бумагу.
4 Работа по шаблону. Изготовление украшений для цветов. 2 Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять перевод шаблонов на бумагу.
5 Выполнение объёмных новогодних поделок с использование атласной ленты.Ёлочка. 1 2. Квиллинг. 6 Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять скручивание бумажных полосок различными способами, составлять простейшую композицию, формирование ответственного отношения к работе, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного труда.
7 Материалы и инструменты для квиллинга. Организация рабочего места. 1
8 Способы скручивания бумаги 2 9 Композиционные приемы. 1 10 Изготовление сувенира. 2 3.Отделка ткани. 12 Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять простейшие швы свободной вышивки и вышивки лентами, составлять простейшую композицию. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного и физического труда.
11 Знакомство с текстильными материалами 1 12 Виды швов их применение. 2 13 Элементы вышивки лентами. 4 14 Изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами. 5
4.Лоскутное шитье. 8 Соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда, осознание ответственности за качество результатов труда; стремление к экономии и бережливости используемых материалов и ресурсов; овладение приемами работы на швейной машине и изготовления изделий в лоскутной технике.
15 Общие сведения о лоскутной технике 1 16 Изготовление изделий из квадратов . 2 17 Изготовление изделий из полос . 2 18 Изготовление изделий из треугольников, «быстрые техники».
3 Итого: 34 34
7. Содержание программы
Введение (1час.)
Рукоделие – увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей. Обзор основных тем курса.
Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.
1.Бумагопластика (7 часов)
Материалы и инструменты .Бумага, клей, дополнительные материалы. Организация рабочего места Композиционные приемы. Плоские изделия . Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.
Практические работы: Изготовление сувенирных открыток для первоклассников, танцующие бабочки, изготовление украшений для цветов, выполнение объёмных новогодних поделок с использование атласной ленты «Ёлочка».
2.Работа с бумагой. Квиллинг (6 часов )
Материалы и инструменты для квиллинга. Бумага, клей, дополнительные материалы. Организация рабочего места.
Способы скручивания бумаги. Изготовление простых форм. Заготовка «свободная спираль», «капля», «глаз», «лист», «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка».
Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.
Практическая работа: Изготовление открытки с цветком. Изготовление плоской композиции.
Возможные объекты труда: открытка, фоторамка, панно и т.д.
3.Отделка ткани.(12 часов)
Знакомство с текстильными материалами.
Знакомство с основами вышивания (2 часа )
Ручные швейные инструменты. Правила безопасной работы. Виды швов и их применение.
Практическая работа: Изготовление образцов швов «вперед иголка», «назад иголка», «через край», «петельный», «тамбурный», «стебельчатый». Изготовление изделий с использованием простейших швов.
Практическая работа: Вышивание монограммы стебельчатым швом.
Возможные объекты труда: салфетка, открытка, отделка готового изделия.
Вышивка лентами (4часа.)
Вышивка лентами. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами. «Французский узелок», ленточный стежок. Разновидности ленточного стежка. Полупетля и петля с прикрепом. Стежок «петелька», «пестик».
Понятие о композиции, стилизации. Анализ изделий декоративно-прикладного творчества.
Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка сувенира лентами. Окончательная отделка сувенира.
Подготовка и проведение выставки работ, отбор работ на городскую выставку декоративно-прикладного творчества
Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.
Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.
Лоскутное шитье (8 часов)
Общие сведения о лоскутной технике (1ч.)
Общие сведения о лоскутной технике. Инструменты и материалы для лоскутного шитья. Подготовка материала к работе.
Знакомство с устройством бытовой швейной машины. Подготовка машины к работе. Простейшие изделия из квадратов. Лоскутный подарочный конвертик. Раскрой, соединение деталей. Отделка лоскутного подарочного конвертика
Практическая работа: Лоскутный подарочный конвертик.
Возможные объекты труда: Лоскутный подарочный конвертик, игольница.
Изготовление изделий из квадратов (2ч.)
Изготовление изделий из квадратов. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей прихватки (косметички) из квадратов. Сшивание квадратных деталей прихватки (косметички). Соединение основной детали с подкладкой. Отделка
Практическая работа: изготовление прихватки (косметички)
Возможные объекты труда: прихватка, косметичка, салфетка «шахматка», сумочка-конверт для дисков.
Изготовление изделий из полос (2ч.)
Шитье из полос. Подготовка материала. Раскрой деталей изделия из полос. Сшивание деталей полос. Узор «паркет», соединение блоков. Узор из полос «косичка». Соединение деталей полос по бумаге. Орнаменты из полос. Техника «семинолов». Изготовление образца в технике «семинолов». Разработка эскиза изделия в лоскутной технике из полос.
Подбор ткани, раскрой деталей изделия из полос. Соединение деталей изделия из полос. Соединение блоков из полос. Монтаж изделия из полос, отделка. Посещение городской выставки декоративно-прикладного творчества. Анализ посещения выставки.
Практическая работа: изготовление сумки
Возможные объекты труда: сумка, наволочка, коробка для рукоделия и др.
Изготовление изделий из треугольников, «быстрые техники»
(3ч.)
«Быстрые техники». Квадрат из двух треугольников. Разметка сетки. Стачивание деталей по разметке. Подготовка квадратов из двух треугольников. Разработка эскиза изделия использованием треугольников. Соединение заготовок по схеме. Соединение блоков из треугольников, отделка. Подготовка к выставке. Выставка работ.
Практическая работа: изготовление салфетки.
Возможные объекты труда: салфетка, сумка, наволочка, обложка для книги и др.

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2.Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.- М.: Просвещение, 2011г.
3Квиллинг. Поделки из бумажных лент. Шилкова Е.А., -М.: РИПОЛ классик, 2012-(поделки-самоделки)
4Вышиваем цветы шелковыми лентами. Хелен Дафтер,-М.: «Контэнт», 2011
5Лоскутное шитье. Руководство для новичков. Фоломьева Е.А.-Ростов-на-Дону: Владис, 2011-(умелые руки)
6Журналы по рукоделию «Лена», «Чудесные мгновения», «Валентина»
7Вышивка. Л.В. Сычева, Горно-Алтайск, МП «Альтернатива»
8Большая книга поделок. Фигурки и игрушки.Цветы и сувениры.Аксессуары и украшения./М.Коэрц и др.-Ярославль:Академия развития,2010.-240с
9 Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
10 Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru11 http://quiltstudio.ru/ лоскутное шитьё
12 http://usamodelkina.ru/ У самоделкина
2. Печатные пособия
1Техника безопасности при работе ручными инструментами
2Ручные стежки и строчки
3Швейная машина типа ПМЗ
4Машинная игла и моталка
5Заправка ниток в швейную машину
3. Технические средства обучения
1Компьютер
2Мультимедийный проектор
3Экран
1.Экранно-звуковые пособия
(Компьютерные слайдовые презентации)
1Квиллинг
2Основы вышивания. Виды швов.
3Вышивка лентами
4Лоскутное шитье
4. Оборудование класса
1Набор ручных швейных инструментов и приспособлений
2Набор чертежных инструментов
3Виды швов, вышивок, орнаментов
4Комплект оборудования и приспособлений для ВТО
5Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия
6Швейные машинки
7Оверлок