Программа внеурочной деятельности Рукодельница (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №93
Барабинского района Новосибирской области
Принята:
Педагогическим советом школы
Протокол от «29» августа 2014г. №14
Утверждаю:
Директор школы __________ Д.В. Судариков
Приказ от «29» августа 2014г. №239-од
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯна 2014-2015 учебный год
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
Напраление: духовно-нравственное
Вид деятельности: творческая мастерская
Количество часов: 35/1
Возраст школьников: 5 классы
Разработчик: Адутова Юлия Александровна,
учитель технологии
I квалификационной категории
г. Барабинск
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет формировать эстетический вкус, вооружать учащихся техническими знаниями, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Изделия декоративно-прикладного творчества органически сочетают в себе эстетически выразительные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы существует особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно не может быть будущего. Поэтому и отношение к народному искусству особенное. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.
Цель программы «Рукодельница» является формирование творческих, эстетических способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.
Задачи программы:
Воспитание уважения к народным традициям.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Развитие индивидуальных и творческих способностей.
Формирование технологической и художественной культуры.
Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на год обучения. Отводится 1 час в неделю (35 часов за год).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Рукодельница»
Программа знакомит обучающихся с удивительным миром народного прикладного творчества. На занятиях девочки познакомятся с тряпичной куклой, которая была наиболее распространенной игрушкой в русской деревне, народной вышивкой, её знаками и символами, научатся работать с тканью, выполнять художественную обработку кожи, изготавливать мягкие игрушки, поделки из муки и соли, которые в старину называли хлебосольки, природных материалов, нетрадиционных материалов, освоят ниточный дизайн.
Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, экскурсия, а также выполнение практических заданий.
Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Рукодельница»
Личностными результатами освоения обучающимися программы являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области программы;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еёучастниками; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствую-щими культуре труда.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.
В коммуникативной сфере:
- публичная презентация и защита изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе изготовления изделия.
Содержание курса внеурочной деятельности «Рукодельница»
Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного
искусства. История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.
Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)
Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.
Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.
Работа с природными материалами (4 часа)
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Гербарий. Этапы выполнения гербария.
Практические работы:
сбор природного материала для работы над аппликациями;
работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»;
создание букета из сухих цветов, тематических композиций;
работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно).
Работа с различными тканями (8 часов)
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки, тряпичной куклой. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Выполнение ручных и машинных швейных работ.
Практические работы:
изготовление тряпичных кукол;
освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине;
выполнение ручных стежков;
цветовое оформление мягкой игрушки;
изготовление мягкой игрушки.
Вышивка (4 часа)
Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Традиционная техника (художественная гладь, крест). Знания композиции, орнамента, цветоведения. Знакомство с основами дизайна и художественного оформления.
Практические работы:
Вышивание картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.
Работа с соленым тестом (5 часов)
Вид народного творчества - игрушки из соленого теста. Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Приготовление соленого теста. Изготовление изделий. Создание эскизов по желанию учащихся изделий. Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг.
Практические работы:
изготовление работ из соленого теста (цветы, медальоны);
оформление изделий ( раскрашивание);
изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки.
Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)
При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия. Нетрадиционные материалы такие как: пластиковая посуда и бутылки; упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, поролон, пенопласт интересны и вполне доступны в использовании.
Практические работы:
изготовление веера из пластиковых вилок;
изготовление тюльпана и розы из пластиковых ложек;
изготовление пано из пластиковой посуды и упаковочного картона.

Кожная пластика (5 часов)
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных
Практические работы:
подготовка кожи к работе;
работа над эскизом; подбор материала для работы;
оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов.
Выставка-ярмарка (1 час)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:
проведение выставки-ярмарки.
Тематическое планирование
№ п/п Наименрование
разделов Всего часов Количество часов
Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 -
2 Виды декоративно- прикладного искусства 1 1 -
3 Работа с природными материалами 4 1 3
4 Работа с различными тканями 8 1 7
5 Вышивка
4 1 3
6 Работа с соленым тестом
5 2 3
7 Работа с нетрадиционными материалами
6 1 5
8 Кожная пластика
5 1 4
9 Выставка-ярмарка работ школьников 1 - 1
Итого: 35 9 26


Календарно - тематический план для 5 класса
№ п/п Тема занятия Общее кол-во часов Теория Практика Сроки проведе-ния
Вводное занятие (1 час)
1 Водное занятие 1 1 Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)
2 Основные виды декоративно-прикладного искусства 1 1 Работа с природными материалами (4 часа)
3 Экскурсия в парк 1 1 4 Гербарий. Этапы выполнения 1 1 5 Создание букета из сухих цветов 1 1 6 Оформление панно 1 1 Работа с различными тканями (8 часов)
7 Мягкая игрушка 1 1 8 Изготовление тряпичных кукол 1 1 9 ТБ со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине 1 1 10 Выполнение ручных стежков 1 1 11 Цветовое оформление мягкой игрушки 1 1 12 Технология кройки различных деталей мягкой игрушки. 1 1 13-14 Изготовление мягкой игрушки «котик» 2 2 Вышивка (4 часа)
15 История вышивки 1 1 16 Техника (художественная гладь, крест) 1 1 17 Композиция, орнамент 1 1 18 Вышивание картины (по желанию) 1 1 Работа с соленым тестом (5 часов)
19 Соленое тесто, способы приготовления 1 1 20 Изготовление изделия (игрушки,цветы) 1 1 21 Изготовление изделия 1 1 22 Тепловая обработка изделия 1 1 23 Оформление изделия (раскрашивание) 1 1 Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)
24 Нетрадиционные материалы и их обработка 1 1 25 История возникновения столовых приборов 1 1 26 Изготовление тюльпана 1 1 27 Изготовление веера 1 1 28 Изготовление розы 1 1 29 Оформление панно 1 1 Кожная пластика (5 часов)
30 Художественная обработка кожи 1 1 31 Техника изготовления декоративного изделия 1 1 32 Изготовление броши сувенира 1 1 33 Изготовление сувенира 1 1 34 Оформление тематического панно 1 1 Выставка-ярмарка (1 час)
35 Выставка изделий 1 1 Итого: 35 9 26
Учебно - методическая, информационная, материально – техническая база
Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М., 1991.
Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010
«Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М., 1997.
Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 1997.
Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2009
Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.
Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 5 класс / Саратов : «Лицей», 2008.
Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 5–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2000.
Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.- М.: Вече, 2000.
Оборудование и раздаточные материалы:
Швейные машины – 14 штук
Оверлог – 2 штуки
Утюг – 2 штуки
Гладильная доска – 1 штука
Ножницы – 15 штук
Набор ручных игл – 3 штуки
Наперсток – 10 штук
Сантиметровые ленты – 10 штук
Набор образцов ткани и ниток – 2 штуки
Линейки, нитки, ткань, спицы, мелки, шаблоны, лекала, бумага – белая, цветная, миллиметровая, клей, цветные карандаши.
Ресурсы интернета:
http://festival.1september.ru/
hhttp://trudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360
ttp://www.openclass.ru/lessons/48792
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/http://www.sdelaet.ru/?page_id=72
http://www.my-plants.ru/2008/07/ampelnye-rasteniya/ http://www.disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg