Рабочая программа по внеурочной деятельности Рукодельница (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 87
РАССМОТРЕНО
На заседании МО протокол
№_________ от ______________
Руководитель МО
________________А. Н. Баклыкова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Т.В. Коломиец
«___» ________ 20__ г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 87
____________В. А. Зарьянов
«_____»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Рукодельница»
на 2015-2016 учебный год
Ступень обучения основное общее образование
Класс 5 а, б, в, г
Уровень базовый
Количество часов в неделю 0,5 часов
Количество часов по программе 17 часов
Учитель технологии
I квалификационной категории
Дегтева Евгения Вячеславовна
Пояснительная записка
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Рабочая программа разработана на основании Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 354 от 13.04.2012 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Рукодельница» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС 00) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. «Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 87 курс «Рукодельница» входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений социального направления.
Занятия курса «Рукодельница» проводятся во внеурочное время 1 раз в 2 недели (17занятий в год). Продолжительность занятий в 5 классов составляет 45 минут.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Цель программы:
Декоративного творчества – формирование у обучающихся в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов обучающихся в свободное время,
Развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью.
Проявление себя в декоративно - творческой деятельности. 
Задачи программы:
Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами и сверстниками в решении общих проблем.
Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде творческих работ:- научить приёмам исполнительского мастерства; - слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы; - правильно использовать термины,
- формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Основные принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Формы организации процесса обучения:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Формы подведения работы объединения отличаются публичностью, как правило, это выставки, конкурсы. Система оценки результатов обучения проходит через участие детей в выставках, конкурсах.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов;
итоговые - в конце года организуется выставка творческих работ учащихся.
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд. Ученики учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса
«Рукодельница»
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том чесле контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание учебного курса «Рукодельница»
В рабочей программе выделяется 6 разделов:
Вводное занятие
История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с материалом и инструментом, оборудованием. Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: просмотр видео фильма «Виды декоративно - прикладное творчество».
Мягкая игрушка в стиле «Тильда»
Понятие о мягкой игрушке в стиле «Тильда». Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяк-
ой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки. Выполнения работ символа года, «сердечко».
Работа с фетром
Знакомство с материалом. Художественная обработка фетра. Технологические свойства фетра. Виды работы с фетром и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с фетром. Техника изготовления декоративной подставки, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка фетра к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление подставки.
4. Вышивка
Один из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате.
Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий. С помощью вышивки можно украсить свой быт и одежду, изготовить такие простые вещи, как салфетки, полотенца, диванные подушки, сувениры и т.д.
Практическая работа: выполнение одного из изделий по выбору (панно, салфетка и др.).
5.Тестопластика
Знакомство с видом деятельности. Технология выполнения изделий из соленого теста. Материалы и инструменты для выполнения работ. Развитие у детей мелкой моторики рук и художественного вкуса.
Практическая работа: Выполнение работ по выбору (панно, кулон, брелок).
6. Подведение итогов.
Подготовка и проведение выставки-ярмарки
Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности в 5 классе (17 ч.)
№ п/п Наименование разделов Количество часов Основные виды уч. деятельности
1. Вводное занятие 1 Знакомство, ознакомление с планом работы.
2. Мягкая игрушка в стиле «Тильда» 6 История мягкой игрушки. Раскрой и пошив мягкой игрушки символа года, «сердечко».
3. Работа с фетром 2 Знакомство с материалом и выполнение подставки под горячее.
4. Вышивка 5 История вышивки. Составление узоров для свободной вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
5. Тестопластика 2 Знакомство с видом деятельности. Выполнение работ по выбору (панно, кулон, брелок).
6. Итоговое занятие (творческие работы) 1 Подведение итогов работы за год.
Итого: 17 ч. Характеристика учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Занятия по внеурочной деятельности проводятся на базе кабинета № 23 МБОУ СОШ № 87 г. Воронежа. Кабинет находится на 1этаже основного здания и имеет оборудованные под мастерскую зоны: кулинарную и швейную. Общая площадь кабинета и лаборантской занимает 52 м2. Воздушный объем составляет 212,1 м3. Один вход с коридора, а также вход в лаборантскую. Пол бетонный, покрыт линолеумом. Потолок побелен побелкой. Стены покрашены масляной краской.
Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями (всего количество рабочих мест 20 штук) и соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете, мастерской имеется 2 умывальника, полотенце (бумажное, тканое) и емкость для сбора мусора с пола. Температурный режим в кабинете поддерживается в норме. Для обеспечения проветривания все окна легко открываются.
Электрическая проводка к рабочим места проведена в стене стационарно. Включение и выключение всей электросети кабинета осуществляется одним рубильником, расположенным в шаговой доступности. Светильники расположены в 3 ряда. Всего электроточек 9 - 7 в кабинете и 1 в лаборантской.
В учебно-методический комплект для образовательной области внеурочной деятельности входят учебники, которые выдаются для работы на занятиях, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя. В кабинете имеются ТСО: телевизор, проектор, экран. Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в интернет. В кабинете имеется комплекс таблиц и плакатов по ТБ и разделам программы, а так же оборудование для лабораторно-практических работ (по разделам «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов»), набор инструментов. Расстановка швейных машин с электрическим приводом «JANOME» в количестве 7 штук - односторонняя. Имеется гладильная доска, утюг, манекен.
Кабинет «Технологии» оснащён наглядной информацией о соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций.
Список литературы для учителя:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2008. – 176 с.: ил. – (Академия «Умелые руки»)
3. Русский костюм/ Ю. Карташов. – М.: Белый город, 2005
4. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –347 с.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с
6. Большая энциклопедия ремесел/ Г. Федотов.-М.:Эксмо, 2009.-606 с: ил.
7. Вышивка лентами шаг за шагом/ С.Ю. Ращупкина. – Ростов н/Д : Владис, 2011.-64с.- (Стильные вещи делаем сами).
8. Декупаж: лучшие советы / Н.Н. Севостьянова.-М.: АСТ: Астрель, 2011-32 с.: ил.
9. Десять тем для цифрового скрапбукинга// Фотомастерская.-2010-№ 9 (64). С 50-57.
10.Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты/ пер. с англ. Ю. В. Букановой.-М.: АСТ: Астрель, 2011.-124,[4] с.: ил.
11. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация/ Р.Ф. Таран.-М.:АСТ: Полиграфиздат, 2011.-31, [1] с.: ил. – (Подарок своими руками).
12.Подарки своими руками. Бисер, ткань, кожа, бумага, вышивка/ Т. А. Агинива, Ю. А. Матюхина, О. Л. Матюхина.- Ярославль: Академия развития, 2009.-224с., ил. – (Умелые руки).
13.Д. Чотти., Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.
Интернет-ресурсы:
Скрапбукинг, тенденции 2010/ Блог о рукоделии и вещах ручной работы. URL://handworld.ru/trendy/skrapbukingovye-trendy-2010-tekstil.html/
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841
http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.html
http://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.php
http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393
http://forum.satilina.com/
http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
http://www.bicer.ru/
http://www.cap.ru/
http://www.formula-rukodeliya.ru/
http://www.rto-mos.ru/
http://www.crossstitcher.ru/
Список литературы для детей
1. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Мокруцкой / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова. - М.: Дрофа, 2012. – 80 с. : ил.
2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. –М. : Вентана Граф, 2013.- 96с. : ил.
3. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил.
4. Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». - учебное издание./А. Дорофеева. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.
5. Дымковская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-16с. (Искусство детям)
6. Простые узоры и орнаменты. Ю.Г. Дорожин. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.-16 с.
7. Каргопольская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-16с.- (Искусство детям)
Журналы «Вышиваю крестиком»
Журналы «Формула рукоделия»
Журналы «Ручная работа»
\s