Рабочая программа по внеурочной деятельности Рукодельница



































Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности младших школьников “Рукодельница” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии, ИЗО и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “Рукодельница” являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей;
преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления
Задачи данной программы:
Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.
Познакомить с технологиями изготовления поделок и сувениров.
Формировать знания об использование в работе различных материалов
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Научить правильно использовать цветовые гаммы.

Возраст детей, реализация программы.
Программа “Рукодельница” рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-10 лет на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности: по два часа в неделю. Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программе указано количество часов на изучение каждого раздела программы.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с нитками) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.                                        
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.                                                    Актуальность программы «Рукодельница» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
   Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
    Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения обучающихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: обучающиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным обучающимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным обучающимся.
   Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
  Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
  В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
   Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у обучающихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда. 
       Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
    Для повышения и поддержания интереса обучающихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
   Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.  
К концу обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, нитка;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, спицы;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
 К концу обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
 экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы:
Инструменты и приспособления: 
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
спицы вязальные
крючки для вязания
Материалы: 
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для скрапбукинга, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мех
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
нитки вязальные – цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА, ватные диски
Тематическое планирование и содержание программы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тема
Часы


Вводное занятие



Работа с природным материалом



Работа с тканью
10ч


Работа с бумагой и картоном Объёмные и плоскостные аппликации.
14ч


Вышивка
22ч


Вязание крючком и спицами.
14ч


Итоговое занятие



Всего
68 часов

 
Календарно-тематический план
4 класс (68 часов)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Раздел
Тема
Часы
Дата






план
факт

1
Вводное занятие
Экскурсия в осенний сад. Сбор материала для аппликации
2



2
Работа с природным материалом
Аппликация «Птицы» (листья) 
2






Коллективная работа. Панно на тему: «Осень».
2



3
Работа с тканью
Виды тканей и швов

2






Приготовление шаблона изделия

2





Кармашек для ножниц

4





Цветочки из ткани
2



4
Работа с бумагой и картоном Объёмные и плоскостные аппликации
Что такое скрапбукинг.
Аппликация в технике скрапбукинк (изготовление открытки ко Дню матери)

2





Аппликации в технике квиллинг.
Элементы квиллинга.

2





Аппликации в технике изонить.
Техника изонить. Заполнение круга, угла.

4





Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приёмов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации.

6



5
Вышивка
Вышивка в технике счетных швов: шов «крест простой», «двойной», шов роспись (полукрест). Работа со схемами.

8





Сочетание вышивки с элементами лоскутного шитья.
Вышивка бисером «вприкреп».
Выполнение индивидуальной работы (вышивка).


10





Оформление вышитых изделий. Правила ухода за вышитыми изделиями.
4



6
Вязание крючком и спицами
Вязание крючком: традиции и современность. Инструменты и материалы для вязания крючком.

2





Основные приемы вязания крючком.

2





Вязание полотна крючком.

2





Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки.

4





Вязание на спицах и мода. Материалы и инструменты для вязания.

2





Виды петель и их образование. Набор петель для вязания спицами.
Лицевые и изнаночные петли и их условное обозначение на схемах вязания.

2



7
Итоговое занятие
Выставка работ. Защита творческих проектов
2





Всего: 68 часов













Список литературы
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие: 1-4 классы -М.: Просвещение,2010.
7. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки: 1кл М.: Просвещение,2010.
8. М.Н. Мельникова. Скрапбукинг. Твоя фотоистория – М.: Олма.Медиа Групп, 2010.
9. Сайт Страна Мастеров
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru










13PAGE \* MERGEFORMAT14915




15