Рабочая программа внеурочной деятельности Рукодельница 5-6 классы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Волоконовская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области

"Утверждаю"
Директор школы __________ И.А.Железнякова
Приказ №______ от "_____"_______ 20__ г.
"Согласовано"
Заместитель директора школы по УВР___________
________________________

Рассмотрено на заседании МО
Протокол №______
от "_____" ___________20____ г.
____________________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Рукодельница»
для 5-6 классов (ФГОС)




Количество часов:

5 класс – 35 часа в год,
6 класс – 35 часа в год.

Итого: 70 часов за курс


Разработал: Золотарева С.Н.,
учитель ИЗО





с.Волоконовка
2015 – 2017 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов творческое объединение «Рукодельница» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011.
Программа рассчитана на 2 года (70ч.) по 35ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение: практических работ – 66 часов; итоговые, отчетные занятия - 4 часа.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.
Цель программы - гармоничное  развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил и овладение материалами и инструментами декоративно – прикладной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации.
Новизна программы внеурочной деятельности это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Главное при этом осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие творческие способности. Использование этих развивающих игр сделает работу в мастерской интересной и увлекательной.
все встречи основаны на обязательной мотивировке творческой деятельности детей и созидательном труде.
в процессе такого свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
В  программе для изучения включены следующие блоки: работа с бумагой (скрапбукинг); работа с различными тканями; работа с природными материалами; основы работы с кожей; художественная роспись тканей.
Интегрированный характер содержания внеурочной деятельности предполагает построение процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципа работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
В основу рабочей программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнёрских отношений всехсубъектов дополнительного образования.
Особенности организации внеурочных занятий в том, что по ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, юных мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического профиля. Программе присущи практико - ориентированная и профориентационная направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект.
Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно  с изготовлением изделия будет проходить на занятии.
Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках-конкурсах, научно-практической конференции, выполнение коллективных и индивидуальных проектов.
Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
 Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
должны знать:
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства;
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;
начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
сведения о свойствах различных тканей, видах красителей, технике свободной росписи тканей;
народные традиции в изготовлении игрушек;
начальные сведения о флористике;
начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства;
безопасные приёмы работы с необходимыми инструментами и приспособлениями;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
уметь:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
изготавливать мягкие игрушки; сувениры из природных материалов, бумаги (техника скрапбукинг);
изготавливать декоративные изделия из ракушек для оформления интерьера;
изготавливать мягкие игрушки из различных тканей;
несложные декоративные изделия из кожи (ремни, броши, различные миниатюрные сувениры);
пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться
Контроль знаний определяется следующими формами:
устный опрос
один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный
поставить в соответствие термины и их содержание
вставить пропущенное ключевое слово
опрос "по цепочке"
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление
повторение последней фразы и оценка ее корректности
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте
контрольная работа
маршрутная карта
кроссворды
тесты
Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида бумажного искусства в доступной форме.
В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах. Критериями успешности является результативность участия в районных, областных тематических конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно- прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;
- дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно-прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;
- у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы.
- ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
- создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Содержание курса
1. Вводное занятие (2часа)
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2. Работа с бумагой (4часа)
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3. Работа с различными тканями (8часов)
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4. Работа с природными материалами (6часов)
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно).
Практическая работа: изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».
5. Кожная пластика (6часов)
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).
6. Морские пришельцы (работа с ракушками) (6часов)
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.
7. Отчётная выставка-ярмарка работ школьников (2часа) Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
8. Виды декоративно-прикладного искусства (4часа)
История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей.
Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.
Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.
Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.
Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.
9. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета (4часа)
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.
Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.
Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
Практическая работа: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.
Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.
Практическая работа: составление ахроматической шкалы тонов; разработка и составление цветовых кругов по Гёте, Оствальду.
10. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями (6часов) Свободная роспись тканей
Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.
Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители.
Правила работы с технологической документацией. Компьютерные программы общего назначения и их использование.
Практическая работа: компьютерная разработка эскизов со свободным расположением элементов рисунка, композиция платка.
Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи.
Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.
Практическая работа: подбор вариантов композиционного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы расположены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «свободная роспись».
11. Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» (12часов)
История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»).
Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.
Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диванная подушка, салфетка, майка, шарф на выбор).
12. Значение орнамента. Орнамент в одежде (2часа)
Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов
народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.
Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий.
Практическая работа: выполнение зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; выполнение эскиза для своего изделия (платок, платье и др.).
13. Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды (6часов)
Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия.
Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Техника набойки. Современные энерго – и - материалосберегающие, другие перспективные технологии. Применение батика в оформлении интерьера.
Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление одного из изделий по выбору (платок, шарф, платье и др.).
14. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки (2часа)
Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога.

Список литературы для учителя:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2008. – 176 с.: ил. – (Академия «Умелые руки»)
3. Русский костюм/ Ю.Карташов. – М.: Белый город, 2005
4. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –347 с.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с
6. Большая энциклопедия ремесел/ Г. Федотов.-М.:Эксмо, 2009.-606 с: ил.
7. Вышивка лентами шаг за шагом/ С.Ю. Ращупкина. – Ростов н/Д : Владис, 2011.-64с.- (Стильные вещи делаем сами).
8. Декупаж: лучшие советы / Н.Н. Севостьянова.-М.: АСТ: Астрель, 2011-32 с.: ил.
9. Десять тем для цифрового скрапбукинга// Фотомастерская.-2010-№ 9 (64). С 50-57.
10.Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты/ пер. с англ. Ю. В. Букановой.-М.: АСТ: Астрель, 2011.-124,[4] с.: ил.
11. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация/ Р.Ф. Таран.-М.:АСТ: Полиграфиздат, 2011.-31, [1] с.: ил. – (Подарок своими руками).
12.Подарки своими руками. Бисер, ткань, кожа, бумага, вышивка/ Т. А. Агинива, Ю. А. Матюхина, О. Л. Матюхина.- Ярославль: Академия развития, 2009.-224с., ил. – (Умелые руки).
13.Д. Чотти., Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.
Интернет-ресурсы:
Скрапбукинг, тенденции 2010/ Блог о рукоделии и вещах ручной работы. URL://handworld.ru/trendy/skrapbukingovye-trendy-2010-tekstil.html/
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841
http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.html
http://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.php
http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393
http://forum.satilina.com/
http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
http://www.bicer.ru/
http://www.cap.ru/
http://www.formula-rukodeliya.ru/
http://www.rto-mos.ru/
http://www.crossstitcher.ru/

Список литературы для детей
1. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Мокруцкой / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова. - М.: Дрофа, 2012. – 80 с. : ил.
2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. –М. : Вентана Граф, 2013.- 96с. : ил.
3. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил.
4. Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». - учебное издание./А. Дорофеева. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.
5. Дымковская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-16с. (Искусство детям)
6. Простые узоры и орнаменты. Ю.Г. Дорожин. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.-16 с.
7. Каргопольская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-16с.- (Искусство детям)
Журналы «Вышиваю крестиком»
Журналы «Формула рукоделия»
Журналы «Ручная работа»

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Рукодельница»
5-6 классы (70часов)

№ п/п
Кол-во часов
Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения

5 класс- 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель)
по плану
факт.

1.

Вводное занятие
Получение первоначальных представлений о целях работы. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов



2.

Работа с бумагой
Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики



3.

Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек



4.

Работа с природными материалами
Создание букета из сухих цветов, тематических композиций



5.

Кожная пластика

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей



6.

Морские пришельцы (работа с ракушками)
Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации



7.

Виды декоративно-прикладного искусства
История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел



8.

Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве.
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.



9.

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями
Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие



10.

Свободная роспись тканей
Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи.
Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Закрепление рисунка на ткани.



11.

Роспись ткани в техниках «бандан»
История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»)



12.

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.



6 класс- 35 часа (1 час в неделю, 35 учебных недель)



1.

Вводное занятие
Экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества



2.

Работа с бумагой
Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики



3.

Работа с различными тканями
Работа в технике канзаши



4.

Работа с природными материалами
Работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно)



5.

Кожная пластика
Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров



6.

Морские пришельцы (работа с ракушками)
Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки



7.

Виды декоративно-прикладного искусства
Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе



8.

Значение цвета в декоративно-прикладном искусстве.
Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.



9.

Роспись ткани в техниках «узелковый батик»
Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика



10.

Значение орнамента. Орнамент в одежде
Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте.



11.

Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды
Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия



12.

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки
Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта.
Защита проекта












13PAGE 15


13PAGE 141115




15