Статья по теме: Эстетическое воспитание младших школьников.


«Ярмарка педагогических идей- 2014».
ФИО АВТОРА: Козлова Елена Юрьевна
Название ОУ: МОУ СОШ № 4 г. Ртищево Саратовская область
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Номинация: Воспитание со всех сторон.
Эстетическое воспитание младших школьников.
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим ,его следует, прежде всего, воспитать эстетически”. Фридрих Шиллер.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.
Большое значение в своей работе я уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками, раскрытию духовного потенциала личности.
Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.
Учитель берет на себя смелость и огромный труд неустанно разъяснять детям, «что такое хорошо и что такое плохо».
Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из форм работы более всего подходит ?  Вот те вопросы, которые неизбежно возникают передо мной.
Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.
Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни - вот те цели, которые я стараюсь достичь в своей работе.
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащихся начальной школы позволяют заложить основы эстетической культуры личности. Работа по эстетическому воспитанию отличается многообразием форм и методов.
Со своими учениками первого класса я провожу экскурсии в природу, посещаем спектакли, участвуем в инсценировании сказок, беседуем по картинам, учимся рисовать, занимаемся лепкой, знакомимся с устным народным творчеством и литературными произведениями и многое другое.
В своей работе по эстетическому воспитанию я использую комплексный подход, соединяющий воедино воздействие искусства и действительности на ребёнка. Эстетическая деятельность младших школьников заключает в себе не только процесс восприятия и оценки, но и непосредственное создание красоты своими руками, основываясь на полученных эстетических знаниях и собственном чувстве прекрасного.
В качестве примера использования комплексного подхода в эстетическом воспитании я прилагаю конспект внеклассного мероприятия для 1 класса, проведенного по теме: « Загадки осени».
Цели:
-Воспитывать эстетическую культуру, любовь к природе.
-Формировать умение рассматривать и изучать форму природных объектов.
- Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию;
- Расширить кругозор детей, развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.
Оборудование:
Ход праздника
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости. Мы сегодня собрались здесь, чтобы сказать «спасибо» одному из чудеснейших времен года. Именно оно познакомило и собрало нас всех вместе в этом классе. За два месяца мы все изменились: дети подросли и поумнели, взрослые стали мудрее, терпимее. Менялась и сама природа.
Хочется пригласить вас в замечательное царство, в котором живет прекрасная царица, а имя её поможет узнать вам загадка:
Я — в царстве луж, в краю огней и вод,
Я — в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?
Учитель: Сегодня мы проведем веселую викторину, посвященную осени. Посмотрим выступления ваших товарищей, ваши поделки, рисунки. Узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы и выясним, кто же самый эрудированный и веселый. А в самом конце проведем награждение победителей.
Звучит музыка Чайковского « Времена года». Дети рассказывают стихотворение.
Деревья все переоделись, У них осенний карнавал.
Огонь одежд не угасает Ни в этой роще и ни в той. Дубок, в плечах сажень косая, С березой шутит золотой.
Какое красок состязанье!Сегодня все, как напоказ,К осинке алой на свиданьеВ плаще лимонном вышел вяз.
Вот тополь в буром маскараде,И он красой не обделен,А рядом медно-красноватый,Как будто витязь в латах, клен.
И только ивы-босоножки,Глядясь в озер глухое дно,Грустят о бархатных сережках,Что отцвели давно-давно.
С утра до ночи листьев вьюга Кружит в веселой кутерьме, Ольха, давнишняя подруга, Листок на память дарит мне!А. Чельцов
Учитель: Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству осени. Наш маршрут  пройдет по станциям “Пословиц”, Осенние приметы”, “Грибная”, “Юннатов”, « Поэтическая», «Мисс Осень».
А начнем мы наше путешествие с посещения художественной мастерской осени.
Осень - знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля - на богато украшенный ковер, дождь - на тонкую паутинку
Прежде чем отправиться по маршруту нашего занимательного путешествия, проведем разминку. Отгадайте, о каких осенних месяцах говорится в загадках:
Опустел наш школьный сад,Паутинки вдаль летят,И на южный край земли Потянулись журавли.Распахнулись двери школ…Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы –Почернели огороды,Оголяются леса,Молкнут птичьи голоса,Мишка в спячку завалился,Что за месяц к вам явился? (Октябрь)
Поле черно-былым стало,Падает то дождь, то снег.А еще похолодало,Льдом сковало воды рек.Мерзнет в поле озимь ржи,Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Молодцы, с заданием справились. И так, начинаем наше путешествие.
1. Станция “Пословицы”.
Учитель: А теперь предлагаю игру “Продолжи”.
И обед нам не обед... (если к супу хлеба нет).
Без соли, без хлеба... (худая беседа).
Хлеба ни куска... (так и в горнице тоска).
Хлеба нет... (и корочки в честь).
Даже каша... (с хлебом краше).
2. Станция “Осенние приметы ”.
Учитель:Осень богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы?
Игра “Я начну, а ты продолжи”.
Облака идут низко - ... (ожидай стужу).
Если первый снег упадет на мокрую землю — ... (он растает).
Гром в сентябре - ... (к теплой осени).
Много рябины - ... (к дождливой осени).
Исполнение песни «Дождик».
3. Станция “Грибная”.
Учитель:Начало осени считается грибной порой. Проверим наши знания о грибах.
 Отправляясь в лес за грибами, каждый из вас должен знать: «Кто раньше встаёт, тот грибов наберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой». Но не всякий гриб в лукошко кладут. Какие грибы можно собирать, а какие нет? (съедобные и несъедобные)
Выберите правильный ответ на вопрос:
- как нужно поступать в лесу с ядовитыми грибами и со старыми грибами? (Затаптывать, срывать и выкидывать, беречь.)
А теперь поиграем.
Игра: “Съедобный – несъедобный”
Грибы знаете? Собирать умеете? Съедобный от несъедобного отличаете?
Сейчас проверим. Я буду называть грибы. Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!
Потопали! Похлопали! Дружнее! Веселее! Похлопали! Потопали! Отлично!
Теперь будьте внимательны. Показ рисунков
- Масленок - Моховик- Поганка – топать- Боровик- Дождевик- Волнушка- Хлопушка. Нет такого грибочка.- Шампиньон.- Лисичка.- Подберезовик.- Сыроежка.- Груздь.- Рыжик.- Чижик – нет такого.- Опёнок.- Слоненок – нет такого.
4. Станция “Юннатов”.
Учитель: Предлагаю вам ответить на вопросы из жизни растений:
Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клен.)
У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик.)
О каком дереве сказано – “Никто не пугает, а вся дрожит”? (Об осине.)
Какую одежду следует одевать, когда вы собираетесь в лес осенью? (теплую, резиновые сапоги).
Какие деревья никогда не меняют свой наряд? (ели, сосны).
А теперь ответьте на вопросы из жизни животных:
Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками.)
У какого зверя в листопад рождаются детеныши? (У зайца.)
Какие птицы улетают осенью на юг? ( ласточка, стриж, зяблик, соловей, трясогузка).Как называют таких птиц? (перелетные)
А какие птицы остаются у нас? ( дятел, синица, воробей, голубь)
Какие птицы делают запасы на зиму? (Сычи, совы – мышей, сойки – желуди, орехи.)
Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)
Как готовятся к зиме белки? (запасают грибы и орехи),медведи? (ищут теплую берлогу).
Придумайте как можно больше слов с помощью букв из слова ЛИСТОПАД. (Лист, стоп, стопа, стол, аист, лиса, сила,)Исполнение песни «Осень очень хороша…»
5. Станция “Поэтическая”.
Учитель: Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года. А сейчас проверим ваш поэтический дар. Подберите рифмы к словам:
Шишка -
Тучка -
Картина -
Лужа -
Клен -
Лист -
Картошка -
Ветерок –
Продолжаем наше занимательное путешествие по маршруту.
Ребята выучили стихотворения об осени. Давайте их послушаем.
Подведение итогов конкурса на лучшего чтеца стихотворений.
Награждение грамотами.
6. Станция « Осенние зарисовки»
Ваша задача - превратить обычные предметы (желуди, шишки, листья ,семена и другие природные материалы) во что-то необыкновенное.
Подведение итогов конкурса на лучший рисунок, лучшую поделку.
7.Станция «Мисс Осень»
Девочки представляют свой наряд, подводятся итоги конкурса.
Итог .Учитель:Да, разная осень бывает – весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но осень мы все равно очень любим за ее щедрость и красоту.
Торопится осень закончить дела!
Старательно землю дождём полила,
Про птиц не забыла, на юг проводила,
В полях и лесах урожай собрала.
Дарила нам вкусные фрукты сначала,
Потом нас грибами она угощала.
Арбузами, дынями и виноградом,
Нам нравится осень! Мы осени рады!
Спасибо Вам ребята, спасибо уважаемые гости за внимание.
Я считаю, что это мероприятие достигло своих целей. В ходе праздника дети читали стихотворения известных поэтов, пели песни, показали прекрасные знания изученного материала по окружающему миру. Созданные рисунки и поделки из природного материала своими руками, основывались на полученных эстетических знаниях и собственном чувстве прекрасного.
.