Нравственно-духовное воспитание на уроках самопознания

Нравственно-духовное воспитание на уроках самопознания.
«Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». 
Сара Назарбаева.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Республики Казахстан.
  Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность
Уроки самопознания – это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы этого предмета - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Подобного проекта нет в мировой практике. Он направлен на обучение детей ценностям, формирования навыков конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы.
Знание уровня нравственной воспитанности учащихся помогает мне,учителю самопознания, правильно определить воспитательные задачи, которые отражают конкретные результаты нравственного формирования личности  школьника. При составлении плана урока
·, учителя самопознания нашей школы стараются учесть интегративный характер формирования нравственных качеств личности школьника; взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности при организации нравственного воспитания учащихся.
Именно знание о том, что мы уроком самопознания создаем альтернативный мир, альтернативу агрессии, бездуховности, вульгарности, позволяет нам не опускать руки и верить в то, что именно ребенок привнесет в общество модель счастливой жизни, концепцию деятельной любви. Ребенок - наш волонтер, он изменяет мир вместе с нами уже сейчас. Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные - вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл
Во время проведения «Позитивного настроя» учащиеся приобщаются к красоте музыкальных произведений, слушая при этом не только меня, учителя, но и прекрасные творения музыкантов, композиторов. Прекрасные притчи, каждая из которых – кладезь нравственности и духовности воспитывают в наших детях замечательные качества доброты и отзывчивости, любви и уважения.
На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, веду диалог с учащимся, в котором он познает себя, познает мир.  Предоставляю возможность учащемуся во время урока посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения.
Нравственно – духовное воспитание и образование уроков самопознания поможет стать ребенку подростку оптимистом и быть уверенным в успешности личной судьбы.
Наталья Келлер,
учитель самопознания ГУ «Станционная средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»












15