Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Подольск, Московская область











Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.

Бабий Любовь Николаевна , учитель начальных классов





























г. Подольск, 2014 г.


Оглавление.
Этнокультурная работа с учащимися на основе использования народного искусства
Изучение школьниками духовно-нравственных и эстетических достижений русского народа
Приобщение школьников к разнообразным видам поисково-исследовательской деятельности
Формы включения школьников в атмосферу народных традиций
Творческие отчёты воспитанников
Формы работы с родителями
Результаты работы





























1. Этнокультурная работа с учащимися на основе использования народного искусства.
Проблема духовности в предельно широком значении неизменно возникала в эпохи
обесценения культурной национальной традиции и дискредитации идейных устоев общества. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно богатой личности.
В настоящее время сложились условия, при которых художественная практика обновляется, идёт переосмысление, пробуждение национального самосознания, осознание проблем этнической принадлежности к своей стране и народу. Этот процесс связан с чувствами - с любовью к своему народу, с преданностью ему, готовностью пойти ради него на самопожертвование.
Нравственно-эстетические идеалы русского народа выражались в прекрасных народных песнях, сказках, произведениях малого фольклорного жанра. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают опыт предшествующего поколения потомкам об отношении к природе, людям. Русский фольклор является неисчерпаемым источником идей, образов, сюжетов, поэтических средств, обогащающих литературу и приближающих её к народу.

2. Изучение школьниками духовно-нравственных и эстетических достижений
русского народа.
Мне представляется, что особую значимость для формирования этнокультуры
личности играет ориентированность школы на традиционную народную культуру и уровень сформированности на её основе эстетической культуры личности. Наиболее продуктивно она формируется через воспитательную систему школы воспитательными делами эстетической направленности на основе традиционного народного искусства.
В процессе работы с учащимися начальных классов особое внимание я уделяю поиску форм приобщения детей к русским народным ценностям. Эта работа планируется и проводится поэтапно.
Первый этап - это углублённое изучение школьниками духовно - нравственных и
эстетических достижений человечества и русского народа, в частности, отражённых в произведениях традиционного народного искусства.
Цель подобных занятий - дополнение объективных представлений и понятий о прекрасном, формирование эстетического вкуса школьников, развитие и закрепление национально-эстетических взглядов, ценностей и убеждений. На данном этапе для
пополнения школьниками интеллектуально - эстетического потенциала, я использую такие формы, как пятиминутки «Живые слова», библиотечные часы (былин, сказок, загадок), проведение заочных путешествий в «Страну народных мудростей» и аукционов.
Праздник в школе - это один из видов внеклассной воспитательной деятельности, который подразумевает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей школьников, удовлетворения их потребностей в общении, развитие духовного мира, в формировании высоких нравственных и эстетических принципов. В подготовке к празднику я нахожу дело для всех учащихся, начиная от написания сценария до изготовления макетов и разучивания ролей. Мною накоплен большой опыт работы и по оформлению своего выступления: изготовление декораций, а также внутренняя техническая подготовка. Возрождение народного искусства и традиций - основная мысль, пронизывающая подготовку к празднику. Для показа народных обрядов собираются (по возможности) подлинные произведения народных промыслов, посуда, швейные изделия, гончарные и деревянные предметы народного творчества. В этом принимают участие и учащиеся, и, учитель, и родители. Это делает праздник общим, вызывает эмоциональный подъём, чувство единения, достижения единой цели.
Например, фестиваль «Русский дом». Школьники познакомятся с традиционной формой общения и досуга крестьянских поселений в прошлом - посиделками. Родителями класса были подготовлены русские костюмы, оформлена «горница», причем, использовались элементы русской избы - на стенах развешаны вышитые рушники, вдоль стен поставлены лавки, на стол выставлен самовар. Ведущие праздника (хозяин и хозяйка), которые принимали гостей, угощали чаем и организовывали различные конкурсы и игры. На празднике звучали частушки, припевки, русские народные песни, исполнялись различные танцы ( «Травушка-муравушка», плясовая, хоровод). Фольклорная группа класса «Весёлые ложкари» продемонстрировала игру на шумовых народных инструментах «Во кузнеце», «Коробейники», «Светит месяц». Заключал фестиваль обед из традиционных русских кушаний и чаепитие из самовара. Интересно прошёл аукцион народных мудростей, способствующий закреплению знаний о жанрах и видах народного искусства, образности речи, обогащению словаря, чувственно эстетическому развитию и формированию нравственных идеалов.
По правилам «торгов» на данном аукционе за продаваемый предмет (сделанную руками ребят игрушку, вязаное изделие, кружевную салфетку и т.д.) нужно платить загадками, потешками, дразнилками и другими малыми формами устного народного творчества.

3. Приобщение школьников к разнообразным видам поисково-исследовательской деятельности.
Второй этап - приобщение младших школьников к разнообразным видам поисково-исследовательской деятельности в области народного искусства.
Я провожу спецкурс «Духовная культура России», интегрированный с уроками литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки. В классе стали традицией экскурсии и походы по родному краю, которые проводятся 4-5 раз в течение года. Особенно заполнились учащимся и их родителям экскурсии по достопримечательностям города Подольска и Подольского района, в музей народной игрушки, в музей сказок, в музей Остафьево, в городской краеведческий музей.
Одна из интересных форм работы - написание школьниками сочинений-размышлений на различные этнокультурные темы, например, «Моя семья», «Умилительные минуты в моей жизни», «Моя Родина - Россия».
Обобщением работы данного типа являются оформленные фотовыставки, например, «Храмы - жемчужины Подольского края», «Древнерусские города России», «Республики Российской Федерацию», «Самый красивый уголок родной природы», включения школьников в атмосферу народных традиций.

4. Формы включения школьников в атмосферу народных традиций.
Третий этап - это «вживление» учащихся во время внеурочной деятельности в атмосферу народных традиций, обычаев, обрядов. Здесь я практикую сценарные разработки и проведение фольклорных праздников, выставок народных игрушек, состязаний в традиционных играх русского народа.
Традиционным в данном направлении являются смотры и выставки детского
творчества, мастериц - умелиц, спортпятиминутки и аттракционы народных игр, например, «Журавушка» городки, «Бояре».
Интересно, красочно прошёл конкурс женских височных украшений, кукол в русских народных костюмах, коллажей «Моя Родина - Россия». Традицией для школы стало проведение общешкольных Ассамблей - праздников знаний и творчества. Я вместе со своими учениками принимаю активное участие в их проведении. На Ассамблее царит праздничная атмосфера, все приглашённые (родители, гости, учащиеся) являются заинтересованными участниками, звучат злободневные частушки, русские песни, раскрываются эпизоды традиционной будничной и праздничной жизни русского народа, русские танцы завлекают своей пластичностью, широтой, многогранностью. Для желающих померить силу организованны соревнования и аттракционы: «Силачи», «Перетягивание каната», «Мешки».
Каждый год в школе проводятся «Рождественские чтения». Здесь создаётся атмосфера праздничных и загадочных святочных дней. На протяжении всего праздника звучат песни: колядки, свадебные, венчальные частушки. Ребята участвуют в конкурсе духовных стихотворений, рождественских коллажей, готовят сценки по библейским сюжетам. Традиционно Рождественские чтения заканчиваются праздником для ребят и их родителей.
В конце зимы ежегодно проходит праздник «Масленица». «Масленица» фольклорный праздник, целью которого является знакомство школьников с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизведение отдельных обрядов этого праздника.
При подготовке к празднику я разучиваю «Масленичные призывы», песни, хороводы. Своеобразной подготовки требует изготовление костюмов, подбора пословиц, поговорок, загадок, их разучивание и образное представление перед публикой. Родители, привлечённые к подготовке праздника, мастерят, изготовляют костюмы, готовят различные традиционные угощения, и, конечно, блины. На празднике ребята поют, водят хороводы, призывают «Масленицу», а в конце сжигают сделанные своими руками чучела «Масленицы».

5. Творческие отчёты воспитанников.
Четвёртый этап - это организация творческих отчётов школьников класса перед их родителями, местным населением, проведение концертов, участие в конкурсах массовиков-затейников, юных сказочников, оформление выставок и стендов рисунков, изделий и иллюстраций по мотивам произведений традиционного русского народного искусства. Например, «Русская народная сказка», «Русские богатыри», «Православные храмы», «Русские народные праздники».
Интересной формой воспитательной деятельности данного этапа являются творческие отчёты класса, фольклорного коллектива «Весёлые ложкари» перед родителями и школьниками на концертах и праздничных программах.

6. Формы работы с родителями.
Особое внимание в учебном году я уделила работе с родителями моих учеников. В последнее время одной из причин снижения нравственно-этической культуры я считаю педагогическую некомпетентность родителей. Нельзя достичь поставленной цели без постоянной помощи родителей, без привлечения их к активному участию в воспитательном процессе. Поэтому особое внимание я обратила на следующие формы работы с родителями учащихся:
формирование интереса родителей к традиционной народной культуре; развитие механизма самообразования;
развитие интереса к совместному проведению свободного времени с ребёнком.
Взаимоотношение родителей и учителя начинается с первого родительского собрания, цель которого - психологический настрой родителей на будущую совместную работу, в том числе, в роли активных участников образовательного процесса, разработка с учителем общих требований к ребёнку.
Основное предназначение работы с родителями связано с развитием у них мотивации интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры и совместному творчеству с детьми.
В своей работе я использую такие виды совместной с родителями деятельности, как:
организация и проведение народных и земельно-календарных праздников;
организация и проведение посиделок (чаепитие);
участие родителей, детей и учителя в общешкольных мероприятиях.
экскурсии и походы по родному краю
Сценарии проведения совместных праздников я разрабатываю на основе материала, который дети изучали на уроках в школе. Сами праздники должны быть максимально приближены к источникам той или иной формы (народные обрядовые действия, игровые развлекательные посиделки, конкурсы, выставки и т.п.). Для большинства семей сюжеты праздников, проводимых в школе, помогают организовать праздники дома.

7. Результаты работы.
Вся работа в данном направлении позволила мне достичь определённых результатов. Народная культура подобна благодатной почве, в которую посажено зёрнышко. В результате работы по воспитанию детей средствами народного искусства на высоком уровне развился интерес к народным традициям и обрядам, промыслам, ремёслам.
Дети почувствовали свои национальные корни, в процессе творческого осмысления культуры русского народа, возникли чувства любви и уважения к своему народу, своей малой и большой Родине.
Дети стали лучше чувствовать красоту народной музыки, изобразительного и прикладного искусства, эмоционально и радостно отзываться на произведения русского фольклора, появилось много любимых народных песен, игр.
По своему выбору дети в самостоятельной деятельности часто поют знакомые народные песни, колыбельные, попевки, частушки, рисуют, лепят.
Очень полюбили дети русские народные пляски, хороводы, игры. Хотят быть участниками и главными исполнителями в играх, в инсценировках.
Дети узнали много русских народных инструментов: деревянные ложки, рубель, колокольчики, коробочки, трещотки и научились на них играть. Очень любят исполнять знакомые русские народные мелодии в оркестре и этим доставляют большое удовольствие своим родителям на праздниках.
Велика роль фольклора и в отношении детей к своим родителям, матери, уважении к своим сверстникам. Дети начали понимать, что своя земля, своя Родина - это действительно золотая земля, земля предков.
Благодаря более обширному знакомству с русской этнокультурой у детей появился неугасающий интерес к народному искусству. Девочки класса с большим удовольствием посещают кружок «Умелые руки», учатся вышиванию, бисероплетению, а свои работы демонстрируют на конкурсах и выставках.
Я стараюсь не терять связь с бывшими учениками, интересуюсь их успехами, приглашаю их на праздники. Часто выступаем с детьми на мероприятиях в своей школе. Работу в данном направлении я буду продолжать и расширять.






























Литература.

Алдошина М.И. «Через прекрасное - к человечному» - Орёл, 1998
Громыко М.М. «Мир русской деревню», М., 1991.
«Детский фольклорный праздник» - Кемерово, 1997.
«Народные праздники как средство социализации личности сельского школьника», Красноярск, 1996.
Никитина М.А. «Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников» - Минск, 1969.
Петрова Л.И. «Фольклорный праздник как средство формирования художественно- ценностных ориентаций учащихся» - СПб. 1992.
Шмаков С.А. «Нетрадиционные праздники в школе» - М., 1997.