План-конспект урока по истории в 11 классе на темуМеждународная дипломатия в годы войны.Итоги Второй мировой войны


Урок по всеобщей истории в 11 классе на тему
«Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны»
дата 14.12.16г Цели урока:
изучить  этапы создания антифашистской коалиции, выявить  какое значение они имели для хода и  итогов войны, выяснить  цели и  принципы создания ООН. Рассмотреть особенности заключительного этапа Второй мировой войны, уроки, цену  победы для человечества и роль СССР  в разгроме фашизма.
учиться извлекать информацию из различных источников, делать выводы, формировать свою собственную позицию, анализировать, комментировать, вести дискуссию, правильно отвечать на вопросы, объяснять термины, развивать культуру речи.
На основе исторического материала помочь осмыслить историческое значение победы над фашизмом. Развивать способности сопоставлять исторические события и личности.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своей страны. Воспитывать уважение к старшему поколению, участвовавшему в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
                                     
форма урока: урок - семинар
 Оборудование на уроке: мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный  дидактический материал по историческим источникам: Дипломатия в годы второй мировой войны, настенная карта « Вторая мировая война», портреты исторических личностей.
основные понятия и термины: коалиция, ООН, стратегия, тактика, « Второй фронт» , капитуляция,   ленд-лиз.« Барбаросса», лидеры стран антифашистской коалиции: И.В.Сталин, Ф.Рузвельт, У. Черчилль. Г. Трумэн, Эттли, Ялта, Тегеран, Потсдам.
  План урока.
 1 .Вводное слово учителя.
 2  Создание  антифашистской коалиции :Тегеран, Ялта, Потсдам—вехи сотрудничества и  появление противоречий.
 - образование ООН
   3.Слово учителя. Заключительный этап второй мировой войны. Война на Дальнем Востоке с Японией.
1945г.Конец второй мировой войны.
  4 . Итоги и уроки второй мировой  войны. Цена победы.
    5.Заключение урока
                             Ход урока
Вводное слово учителя.
   Вторая мировая война стала самой трагической страницей российской истории ХХ века, она вошла в почти каждый дом. Проходят десятилетия, но война остаётся важнейшей частью исторической памяти народа. Война показала готовность людей защищать своё Отечество даже ценой собственной жизни, о чём свидетельствует массовый героизм на фронте и в тылу.
Цена победы была очень тяжёлой. Были у неё и моральные аспекты (лозунг «Мы за ценой не постоим» ) у народа не было выбора, во имя победы и будущего России были принесены огромные жертвы.
2. Создание  антифашистской коалиции :Тегеран, Ялта, Потсдам—вехи сотрудничества и  появление противоречий
Вторая мировая война это борьба коалиций, одна из которых была антигитлеровская. Смысл работы с источником заключается в том, чтобы, во первых, проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия, во – вторых, выяснить какие задачи ставили союзники на разных этапах войны, в - третьих, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.
Каждая группа получает документальные материалы:
Из Послания Президента Ф.Рузвельта Конгрессу США.06. 01.1940 г.
Из выступления У.Черчилля по радио.22.06.1940 г.
Из решений конференции в Ялте 4-12 февраля 1945 г.
- анализ документов
 проблема:
- проследить процесс складывания антифашистской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и  перспективы;
-выяснить какие задачи ставили союзники на разных этапах войны;
- оценить роль анти фашистской коалиции в победе над фашизмом.
На экран выведены основные даты и события.
11марта 1941г - закон о ленд-лизе
12 июля 1941г-советско - английское соглашение о совместных действиях против Германии.
 Август 1941г - подписание Атлантической Хартии.
1 января 1942г—подписание Декларации Объединенных наций.
28.11. 1943г  1.12. 1943г—Тегеранская конференция
4-11.02.1944г. Крымская( Ялтинская) конференция.
2 5.04.-26.06.1945г-Сан-Францисская конференция- международная организация под названием «Объединенные Нации.
17.07.-2.08.1945г. -Берлинская ( Потсдамская ) конференция.
Задание: подкрепить записанное примерами учебника.
На экране фотографии военных лет, лидеров ведущих стран – И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт
Задание (пользуясь материалом учебника) составить таблицу:
Конференции Дата проведения Решение проблемы Польши, Германии, другие важные вопросы
Тегеранская 28.01 – 01.12.1943 ггСССР - расширение территории Польши за счет земель Германии и через Одер и Нейс обозначить западную границу
США – раздел Германии, СССР – целостность Германии, Великобритания – создание Дунайской Федерации
Решение дать независимость Корее, лишить Японию колоний, отдать Китаю Тайвань и Манчжурию
Крымская 04-11.02.1945 ггБыли определены оккупационные районы Германии, в Берлине должны находиться войска четырех государств. Сумма репараций с Германии – 20 млрд долларов.
Западные границы по Одеру и Нейс, Западная Украина и Западная Белоруссия в составе СССР остались.
СССР временно возглавил правительство Польши.
СССР после победы над Германией в течение 3 месяцев обещал начать войну против Японии. Цель – аренда Курильских островов, Юж.Сахалина.
Потсдамская 17.07.-20.08.1945 ггО Германии:
ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ
ДЕКАРТЕЛИЗАЦИЯ
ДЕНАЦИФИКАЦИЯ
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
СССР передан г.Кенигсберг с прилегающей территорией (Калининград).
 -Образование ООН- сообщение( опережающее задание ) .
Важнейший орган-Совет Безопасности.50 государств. Государства учредители- США, СССР, Великобритания. Франция. Любое государство, ставшее жертвой нападения, могло обратиться в Совет Безопасности , наделенный правом принятия мер( вплоть до военных) для пресечения агрессии. 
3.Заключительный этап второй мировой войны. Война на Дальнем Востоке с Японией 1945г. Презентация на экране.
Выполняя союзнические обязательства Ялтинской конференции СССР объявил Японии войну 8 августа 1945г.
Цель: освободить Маньчжурию и северную Корею. Войска советские возглавил Василевский ( помогала Монголия).Была предпринята атака на 5 тыс. км. Участвовало:1.5 млн. человек, 5тыс. танков, 4 тыс. самолетов. Со стороны Японии—1 млн. солдат, 6тыс. орудий, 1тыс. танков. 2 тыс. самолетов. Тяжелейшие условия: разлив рек, болота. пески.14 августа продвинулись на расстояние—200 км.
14 августа 1945г. Япония заявила о своем перемирии. 600 тыс. солдат сдались в плен.
2 сентября 1945г. Япония подписала безоговорочную капитуляцию. Официальный акт был подписан на борту американского линкора «  Миссури» представителями США, СССР, Великобританией и Японией. И.В. Сталин сказал: « Наступил долгожданный мир для народов всего мира. Вторая мировая война закончилась»
4.Итоги Второй мировой войны. Цена победы .Вторая мировая  была самой  масштабной и разрушительной в истории человечества. Только в Европе погибло—50 млн. человек Потери в войне..Китай- 35 млн., СССР—27 млн.Польша- 5,6 млн., Югославия-1,5 млн. В развязавших войну Германии и Японии погибло—6,5 млн., и 2,6 млн. человек Важный итог то ,что стало возросшие сознание народами большинства государств  опасности эгоистической политики фашизма ,которая игнорировала международные правовые нормы и обязательства. Разгром держав, развязавших войну и признание их лидеров преступниками, осуждение их международными трибуналами впервые в истории создали прецедент персональной ответственности политиков за действия, принесшие смерть и страдания народам. На советско-германском фронте было разгромлено не менее 2\3 сухопутных сил Германии. Лишь высадка союзников в Нормандии ( 2 фронт)помешала Германии затянуть войну. Китай сковывал основные силы Японии на Дальнем Востоке - об этом часто забывают.
О  цене Победы надо говорить. Будущее поколение должны знать, что цена победы не только жертвы человеческие и разрушения городов и сел, но и моральные факторы .Для молодёжи ХXI века эта война уже стала историей. Но история должна учить ВАС жить  в современном мире и строить своё будущее.
Для молодых россиян и для молодёжи всего мира должно стать желанием никогда не допустить повторения подобной мировой катастрофы. Толерантность, демократические принципы, уважение к истории, бесценность человеческой жизни- вот то, что следует осознать молодым россиянам.
Победители достойны уважения и преклонения .Поэтому не должно быть место  для высокомерия и  неуважения к ветеранам от тех, кто молод и благодаря им получил возможность реализовать себя как личность.
5.Заключение урока .Вторая мировая война 1939-1945г. – крупнейшее событие истории России и всего мира 20в.  воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в  новейшей  истории. Она является ключевым событием и несомненно повлияла на последующее развитие человечества.
Войну надо изучать многократно, через аспекты : военно- стратегические, организационно- хозяйственные, внешнеполитические и морально- психологические. Хотите понять историю войны-изучайте историю своей семьи, края. Память не должна быть формальной, а действеннее, когда изучаешь историю конкретной семьи, своих земляков.
Лишь любовь к Родине, позволила выстоять всей стране в те суровые годы войны.
Рефлексия.
На уроке вы узнали что:
-вторая мировая война была самой страшной и кровопролитной в истории человечества. Она унесла из жизни-60 млн. человек,
- в ходе войны была создана антифашистская коалиция, страны-учредители которой разработали основные принципы безопасности и послевоенное мирное регулирование.
-впервые США использовали ядерное орудие в целях уничтожения Японии.
-Вторая мировая закончилась поражением Германии и Японии и подписание актов о капитуляции этих стран;
- после войны началось соперничество между СССР и США за политическое влияние в Европе и в мире.
Д\З пар.15,стр.139-148. Термины.Подготовить сообщение «Моя семья в годы ВОв».