Система работы МКОУ детского дома по предупреждению самовольных уходов воспитанников, профилактике безнадзорности и правонарушений, употребления ПАВ


Система работы МКОУ детского дома «Ласточкино гнездышко»
по предупреждению самовольных уходов воспитанников,
профилактике безнадзорности и правонарушений, употребления ПАВ
Одним из наиболее актуальных направлений в воспитательном процессе МКОУ детского дома «Ласточкино гнездышко» является профилактика самовольных уходов воспитанников, противоправного поведения, алкоголизма и наркомании.
Целью профилактической работы является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития воспитанников, а также своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. 
МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» в своей деятельности по профилактике руководствуется ст. 14 закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ и осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, содержащихся в нем, а также участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.
Так, в детском доме создан совет профилактики правонарушений, в состав которого вошли директор детского дома, зам. директора по УВР, мед.сестра, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор  по делам несовершеннолетних (по согласованию). Этот совет организует и ведет в детском доме работу по профилактике правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, членами совета планируется и проводится совместная работа с ПДН Отдела МВД России по Тяжинскому району. Также члены совета проводят с воспитанниками индивидуальную и групповую профилактическую работу, направленную на уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам и правонарушениям в подростковой среде.
На всех воспитанников детского дома ведутся карты психолого-педагогического сопровождения развития личности, рассчитанные на весь период пребывания несовершеннолетних в детском доме, в которых отражена, в том числе, и работа по профилактике и коррекции негативных эмоционально-личностных проявлений, асоциального поведения воспитанников. Ведется банк данных воспитанников с их фотографиями, соответствующими возрасту, личными данными, а также с местами их возможного пребывания в случае самовольного ухода. Информация в банке данных постоянно обновляется. Разработан Порядок действий администрации и работников МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» при установлении факта самовольного ухода воспитанников. Разработаны Правила внутреннего распорядка воспитанников.
Рассматривая занятость воспитанников во внеучебное время как фактор профилактики девиантного поведения, администрация детского дома создаёт условия для включенности воспитанников в систему дополнительного образования и спортивных секций на уровне учреждения и поселка. Также воспитанники детского дома под руководством инструктора по труду ежедневно занимаются в столярной мастерской.
Для успешной социализации воспитанников, для содержательного продуктивного общения, для научения детей реализовывать себя в рамках тех или иных социальных ролей в детском доме организована работа детского самоуправления, которое способствует личностному росту воспитанников, развивает их ответственность и самостоятельность. Совместно с Советом воспитанников педагогом-организатором ежемесячно проводятся КТД. В каникулярный период в детском доме работает трудовая бригада, воспитанники, состоящие на учете в КДНиЗП, работают на благоустройстве поселка, также развито волонтерское движение – воспитанники оказывают помощь ветеранам, пожилым людям.
Ежегодно в план работы детского дома включаются спортивные мероприятия, систематически организовываются туристические походы, Дни здоровья, лыжные прогулки, посещение спорткомплекса «Юность». Воспитанники детского дома – постоянные участники районных спортивных состязаний, не только в составе команды детского дома, но и школы.
В детском доме разработаны различные воспитательные программы с учетом особенностей  социального, психологического развития воспитанников в конкретном возрасте направленные на формирование у воспитанников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях между несовершеннолетними, которые реализуются по следующим направлениям: «Охрана здоровья. Физическое развитие», «Знакомство с истоками национальной культуры», «Трудовое воспитание», «Основы гражданского и патриотического воспитания». Воспитатели стараются создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, воспитывают у них необходимые качества для успешной социализации в обществе такие как: самостоятельность, ответственность, добросовестность, дисциплинированность. На это направлен также реализуемый в детском доме проект «Лестница достижений». Воспитатели детского дома ежедневно посещают Нововосточную среднюю школу с целью выявления воспитанников, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия и для принятия мер по получению ими общего образования.
Социальные педагоги в рамках реализации программы «Я в правовом обществе» проводят занятия по повышению правовой культуры воспитанников, а также информируют воспитанников об ответственности за самовольные уходы и их последствия, проводят индивидуальное правовое консультирование и разъяснительные беседы с воспитанниками, организовывают встречи воспитанников с сотрудниками ПДН Отдела МВД России по Тяжинскому району. Также, совместно с педагогом-психологом, проводятся занятия с использованием ИКТ, направленные на профилактику употребления спайсов, наркомании и токсикомании.
Педагогом-психологом проводятся занятия по обогащению эмоциональной сферы воспитанников, развитию интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей, а также реализуется цикл тренингов для подростков по профилактике асоциального поведения. В рамках просветительского направления деятельности педагога-психолога с педагогическим коллективом проводится психологический всеобуч по темам: «Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема», «психологические факторы риска суицидального поведения у детей и подростков», «Профилактика жестокого обращения», «Психология кризисных состояний у детей и подростков детского дома» и др.
В каждой группе в течение года проводят беседы о здоровье медицинские сестры детского дома. В медицинском кабинете оформлен уголок по формированию ЗОЖ. Информация, содержащаяся в уголке, направлена на профилактику распространения вируса гриппа, профилактику табакокурения. Также в уголке размещены различные памятки: «Не подвергай себя риску инфекции!», «Мы – за здоровый образ жизни!», «Чтобы простуда не одолела!», «Не приближайся к пропасти», «Хорошее настроение», «Школьнику о режиме дня», «Молодое поколение выбирает жизнь без наркотиков!» и др.
Администрацией детского дома в целях профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома организуется взаимодействие с правоохранительными органами, администрацией образовательных учреждений, в которых обучаются воспитанники, администрацией учреждений культуры и спорта на основе плана совместных действий.
Полагаем, что все эти меры в комплексе повышают защищенность воспитанников за счет развития навыков противостояния негативному влиянию со стороны сверстников, с помощью пропаганды здорового образа жизни как одной из ценностей общества, а также путем создания альтернативных поведенческих моделей, которые позволяют подросткам самоактуализироваться, не подвергая риску собственные жизни.