Комплексная программа МФ ГБПО РО «МАПТ» по профилактике безнадзорности, правонарушений, преступлений и употребления ПАВ на 2014-2017 г.г.

МФ ГБПОУ РО «МАПТ»



УТВЕРЖДАЮ:
Директор МФГБПОУ РО «МАПТ»
___________________ Гончаров С.Н.





Комплексная программа

МФ ГБПО РО «МАПТ» по профилактике безнадзорности, правонарушений, преступлений и употребления ПАВ на 2014-2017 г.г.



«Шаг навстречу»






ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Наименование программы
Комплексная программа по профилактике безнадзорности, правонарушений, преступлений и употребления ПАВ «Шаг навстречу»


Цель программы
создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности, правонарушений, преступлений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ обучающимися МФ ГБПОУ РО «МАПТ».


Направленность программы
Социально-педагогическая


Срок реализации
программы
2013- 2017 г. г.


Исполнители программы
Администрация МФ ГБПОУ РО «МАПТ», социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, преподаватели, мастера п/о


Категория участников, на которую рассчитана данная программа
Обучающиеся МФ ГБПОУ РО «МАПТ», родители, педагогические работники.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ обучающимися, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, суицидальных рисков среди несовершеннолетних, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательного учреждения, создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе.


Основные законодательные и нормативно-правовые акты
по профилактике безнадзорности и правонарушений
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;
- Законы Российской Федерации:
«Об образовании» с внесёнными изменениями и дополнениями;
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ;
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 

Цель: создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности, правонарушений, преступлений и употребления психоактивных веществ, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ обучающимися ГБПОУ РО «МАПТ».

Задачи:
повышать уровень профилактической работы с обучающимися и их семьями в МФ ГБПОУ РО «МАПТ»;
выявлять семьи и несовершеннолетних, предположительно находящихся в социально-опасном положении на ранних стадиях семейного неблагополучия, принимать своевременные меры по привлечению к работе с данными обучающимися и семьями специалистов других учреждений системы профилактики; защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и (или) поведении, либо проблемы в обучении, а также родителям обучающихся;
осуществлять консультативно-профилактическую работу со всеми участникам образовательного процесса
осуществлять меры, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, создавать условия для доверительного общения всех участников образовательного процесса;
обеспечивать внеурочную и летнюю занятость обучающихся и привлекать несовершеннолетних к общественно-полезной деятельности, коллективным творческим видам деятельности; воспитывать нравственные качества личности, влияющие на формирование активной гражданской позиции;
принимать меры по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся,
осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, воспитанию толерантности у подростков;
разрабатывать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы училища: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива;
осуществлять тесное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проведения комплексной профилактической работы с обучающимися и семьями в целях снижения уровня подростковой преступности, предупреждения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
вести диагностическую работу с обучающимися и родителями, проводить ежегодный анализ реализации и результативности данной программы.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Название этапа
Содержание работы

I этап. Подготовительный
2012 год
(ноябрь-декабрь)
- анализ реализации предыдущей работы по профилактике правонарушений и преступлений, совершенными обучающимися МФГБОУ НПО РО ПУ№88;
- постановка целей и задач профилактической работы и разработка новой программы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
– совершенствование нормативно – правовой базы; – обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– поиск современных форм и методов профилактической работы с участниками образовательного процесса

II этап.
Внедрение и реализация мероприятий программы
2013-2016 годы
(II полугодие 2012-2013 учебного года,
2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 учебные года)
– разработка методик и проведение в училище социологического исследования детей, педагогов, родителей, направленной на профилактику правонарушений, безнадзорности, преступлений и употребления ПАВ обучающимися; – укрепление межведомственного сотрудничества; – оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; – использование в учебно-воспитательном процессе училища личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап.
Отслеживание и анализ результатов
2016 год
(апрель-октябрь)
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; – соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами – определение перспектив развития училища в этом направлении.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа содержит 4 блока:
организационная и методическая работа с педагогическим коллективом,
диагностическая работа,
профилактическая работа с обучающимися,
профилактическая работа с родителями.

Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании среди обучающихся, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся и семей «группы риска» и находящихся в социально-опасном положении.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об обучающихся и семьях, об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами училища, сверстниками, родителями.
Профилактическая работа с обучающимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общеучилищные мероприятия, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору обучающимся своего жизненного пути. 
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия училища и семьи, коррекции детско – родительских отношений, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общеучилищные мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики училища.



Формы работы по каждому блоку программы.

Блок программы
Формы работы
Предполагаемый результат

Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом

· Составление социального паспорта групп, училища.

· Ведение статистического учёта неблагополучных семей, обучающихся «группы риска», ведение личных дел семей, обучающихся, поставленных на профилактический учёт.

· Посещение семей, составление актов жилищно-бытовых условий

· Выявление и постановка на учёт детей и семей «группы риска»

·  Проведение тематических педагогических советов, методических семинаров.
Планирование и реализация профилактических мероприятий совместно с ПДН ОВД.
Организация взаимодействия с учреждениями системы профилактики (подготовка информации, материалов для рассмотрения ситуаций, оказание помощи в работе с обучающимися и семьями, состоящими на профилактических учётах)

·  Организация работы Совета профилактики.
- разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики безнадзорности, правонарушений, преступлений и употребления ПАВ обучающимися;

- создание банка данных по обучающимся и семьям «группы риска» 

Диагностическая работа

Проведение диагностических методик изучения личности обучающегося, его взаимоотношений со сверстниками, ситуация внутрисемейных отношений.
Анкетирование обучающихся 1-3-х курсов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия училища и семьи;

- получение информации о «вредных» привычках обучающихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;


Профилактическая работа с детьми и подростками

Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация системы воспитательной работы училища;
проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;
проведение тематических классных часов;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности обучающихся:
вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции;
охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
Индивидуальная работа с подростками
выявление причин отклонений в поведении;
профилактические беседы социального педагога, педагога - психолога, классного руководителя, администрации училища с подростком;
приглашение на Совет профилактики;
беседы инспектора ПДН;
вовлечение в творческую жизнь группы, училища, в кружки, секции;
проведение тренинговых занятий с категорией обучающихся «группы риска».
- формирование у обучающихся положительного образа жизни;

-формирование активной жизненной позиции подростков;
 

Профилактическая работа с родителями

Привлечение родителей к работе Совета профилактики;
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий в училище, профилактических акций.
Посещение семей по месту жительства, выявление социально-неблагополучных семей, в случае необходимости постановка их на внутриучилищный контроль, направление информации в пр. учреждения системы профилактики, проведение совместных мероприятий по улучшению социально-неблагоприятной ситуации в семье, оказание социально-педагогической, психологический и правовой помощи семье.
Организация всеобуча для родителей, проведение индивидуальных консультаций, профилактических бесед, тематических родительских собраний с привлечением специалистов учреждений системы профилактики.

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей,

-построение демократической системы отношений детей и взрослых






План мероприятий, направленных на реализацию программы

Направление профилактической работы
Наименование мероприятия
Сроки
Ответственный

I. Организационная и методическая работа
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для проведения профилактической работы с участниками образовательного процесса. Пополнение папки нормативно-правовых документов.
I полугодие 2013 года, при создании новых нормативных документов
Социальный педагог


Создание методических папок с тематическими беседами для проведения классных часов, конспектами и планами проведения профилактических мероприятий с родителями, обучающимися, с памятками по организации профилактической работы с обучающимися и семьями «группы риска» для классных руководителей
В течение года
Социальный педагог


Организация заполнения в группах социальных паспортов
Сентябрь
Классные руководители


Составление банка данных и социального паспорта филиала
До 15 октября
Социальный педагог


Участие в рай оных акциях, профилактических мероприятиях по линии отдела образования администрации района, Министерства образования Ростовской области и прочих учреждений системы профилактики 
В течение года

Социальный педагог, классные руководители, Директор МФ


Сверка документации училища и ПДН ОВД, по обучающимся, состоящим на учетах в ПДН
Март, май, октябрь, декабрь
Социальный педагог, инспектор ПДН


Направление материалов в ПДН на обучающихся, родителей
По запросу ПДН
Социальный педагог, классные руководители


Подготовка отчётов о выполнении планов индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении
1 раз в полугодие
Социальный педагог, классные руководители


Разработка и реализация планов индивидуальной профилактической работы с конкретным подростком / семьёй
В течение года
Социальный педагог, классный руководитель


Проведение индивидуальных консультаций с классными руководителями по организации профилактической деятельности с обучающимися и семьями
В течение года
Социальный педагог.

II. Профилактика безнадзорности и правонарушений, преступлений несовершеннолетних.
Проведение межведомственной операции «Подросток».
 
Сентябрь, декабрь
Директор МФ , социальный педагог


Организация лектория для обучающихся по вопросам правонарушений, встреча с инспекторами ОДН, ГИБДД, КДН, УВД, наркологом.
В течение года
Директор МФ , социальный педагог,


Знакомство обучающихся с «Правилами поведения в училище» и «Уставом ГБПОУ РО «МАПТ»
Сентябрь
Директор МФ , социальный педагог, классный руководитель.


Организация посещения кружков детей, находящихся в «группе риска»
Сентябрь
Директор МФ


Неделя профилактики курения и наркомании
Декабрь
Классный руководитель, социальный педагог,


Принятие участия в конкурсах и акциях различного уровня
В течение года
Директор МФ , социальный педагог, классный руководитель


Организация летнего труда и отдыха обучающихся
Июнь
Директор МФ , социальный педагог


Выявить «трудных» обучающихся и организовать с ними индивидуальную работу
В течение года
Классный руководитель, социальный педагог.


Составление индивидуальных карт несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
Сентябрь, октябрь
социальный педагог, классный руководитель


МО классных руководителей «Организация работы по ФЗ РФ №120»
Декабрь
Зам. директор по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители


Сбор информации об обучающихся и семьях «группы риска»
Ноябрь
социальный педагог


Контроль занятости детей в кружках и секциях
Ноябрь
Директор МФ


Контроль за организацией работы классных руководителей с «трудными» детьми
Ноябрь - март
Директор МФ


Организация родительского лектория по вопросам права, профилактики правонарушений и социально-значимых заболеваний
В течение года (по плану)
Директор МФ , социальный педагог, классные руководители


Индивидуальная работа с семьями «трудных» обучающихся
В течение года
Директор МФ , социальный педагог, классные руководители


Оказание социально-правовой, психологической поддержки семьям детей, находящихся в СОП и «группы риска»
В течение года
Директор МФ , социальный педагог, классные руководители


Организация работы Совета профилактики
1 раз месяц
Комиссия Совета профилактики


Организация и подготовка к летней оздоровительной кампании
Март, апрель, май
Директор МФ , социальный педагог


Подготовка и направление материалов в КДН: представления, справки, ходатайства, характеристики.
В течение года
Классные руководители, социальный педагог


Проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися и их семьями, находящихся в социально-опасном положении
В течение года
Директор МФ , социальный педагог, классные руководители


Организация совместной работы по профилактике правонарушений
В течение года
Директор МФ , социальный педагог, инспектор ПДН


Правовая пропаганда среди обучающихся.
В течение года
Классные руководители, социальный педагог


Уточнение списков обучающихся, стоящих на учете в ПДН
Сентябрь, январь
социальный педагог
инспектор ПДН


Организация работы Совета профилактики
1 раз в месяц
Комиссия Совета профилактики


Составление актов обследования семей-опекунов
2 раза в год
Классные руководители, социальный педагог


Организация консультаций для родителей и обучающихся
В течение года
социальный педагог, классные руководители


Проведение анализа результативности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних классными руководителями
Май 2014 год,
май 2015 год
Директор МФ, социальный педагог


Беседа «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»

Февраль




Социальный педагог
Директор МФ
Педагог-организатор



Информационный час «Как себя вести при задержании полицией. Ваши права»

Сентябрь



Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители




Викторина «День Конституции Российской Федерации»;



12 декабря



Социальный педагог, педагоги-организаторы


Проведение воспитательных часов, бесед правовой тематики: «Правонарушения и ответственность несовершеннолетних»





Декабрь








Социальный педагог







Круглый стол «Преступление и наказание»


Декабрь


Социальный педагог, классные руководители



Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематик лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)

В течение года



Социальный педагог, классные руководители

III. Профилактика употребления ПАВ
Диагностика и (или) анкетирование учащихся на предмет выявления фактов употребления ими алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ, отношения к вредным привычкам.
 
Апрель
октябрь

Социальный педагог,


Оформление информационных стендов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании
по каждому направлению
1 раз в год
Социальный педагог


Круглый стол «Бездна, в которую надо заглянуть»
Ноябрь
социальный педагог, классные руководители,


Освящение вопросов профилактики курения, алкоголизма и наркомании с детьми на классных часах

1 раз в 2 четверти



Социальный педагог,


Выступления на родительских собраниях, выпуск памяток для родителей о профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними. 
В течение года
Социальный педагог, классные руководители с привлечением специалистов ПДН
(для общеучилищных родительских собраний)


Просмотр видеофильмов «За здоровый образ жизни»
Февраль-март
Социальный педагог


Беседы о вреде курения
В течение года
Социальный педагог


Беседы о профилактике ВИЧ инфекции
Декабрь
Социальный педагог, классные руководители


Беседа «Алкоголь- бич 21 века» с презентацией, видеофильмом
март
Социальный педагог, Кл. руководители


Всемирный день борьбы против курения: акция «Нет табачному дыму!»
31 мая
Социальный педагог, классные руководители


Акция «Международный день борьбы с наркоманией, и наркобизнесом»
26 июня
Социальный педагог


Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра по профилактике курения
февраль
Социальный педагог, Кл. руководители,


Семинар «Горькие плоды «сладкой жизни», или о тяжких последствиях употребления наркотиков»
Сентябрь
Социальный педагог, классные руководители


Информационный час «Пиво-миф и реальность?»
Декабрь
Социальный педагог, Кл. руководители


Выпуск памяток «Советы как бросить курить»
Ноябрь
Социальный педагог, классные руководители

IV.Профилактическая работа по охране здоровья:

Час общения «Что значит быть красивым?»
Январь
Социальный педагог
Классные руководители


Акция Всемирный день здоровья «Мой выбор – здоровый образ жизни»

апрель


Социальный педагог



Встреча с наркологом МУЗЦРБ «СПИД – болезнь 21 века»
декабрь

Социальный педагог



Акция Всемирный день борьбы с туберкулезом «Остановим туберкулез!»
март

Социальный педагог



День памяти умерших от СПИДа «Я люблю тебя, жизнь!»

май

Социальный педагог, классные руководители


Акция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Всемирный день борьбы против рака «Рак-приговор?»

4 февраля
Социальный педагог, классные руководители


VI.Культурно-эстетическое развитие обучающихся
Оформление праздничных плакатов ко Дню учителя;

Октябрь

Классные руководители
Социальный педагог


Праздничное оформление плакатов ко дню студента

Январь

Соц. педагог, педагог- организатор


Классный час «Земля - наш отчий дом!»
Апрель


Соц. педагог, классные руководители


Показ видео фильма посвященный Международному дню толерантности (терпимости) «Толерантность – ключ к благополучию общества»
16 ноября
Соц. педагог,

VII.Профилактика суицида среди подростков
Показ фильма«Я выбираю жизнь!»

Октябрь


Социальный педагог




Беседа«Позитивное настроение!»

Февраль


Социальный педагог



Кл.час «10 сентября - День борьбы с суицидом»




Сентябрь




Социальный педагог
Классные руководители




Выпуск памяток для родителей «Стратегия поведения в кризисной ситуации»

Март


Социальный педагог
Классные руководители



Показ видеофильма «День борьбы с самовольным уходом из жизни»
10 сентября
СП

VIII. Совместная работа с ПДН
Уточнение и обновление списков обучающихся, стоящих на учете в ПДН (обучающиеся 1,2,3 курсов и вновь прибывших)

Индивидуальная работа с обучающимися совместно с инспекторами ПДН ст. Милютинской.


Сентябрь






По необходимости
Соц. педагог






Соц. педагог
Инспектор ПДН


IX. Совместная работа с КДН
Подготовка и направление материалов в КДН: представления, справки, ходатайства, характеристики


Участие в заседаниях комиссии КДН
По необходимости





член комиссии
Соц. педагог






Соц. педагог


X. Диагностическая работа с обучающимися, родителями обучающихся

Изучение уровней воспитанности подростков


Программа «ЗОЖ». Определение отношения подростков к курению, алкоголю, наркомании, к проблемам экологии;


Атмосфера и
взаимоотношения в группе;

Изучение микроклимата семьи, её нравственные приоритеты;

Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей подростков;

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Изучение уровня общительности обучающихся;

Тест Томаса для определения стиля поведения, личностной предрасположенности к конфликтному поведению

Определение уровня готовности обучающихся к саморазвитию;

Изучение уровня духовно-нравственного развития личности обучающегося;
Методика для изучения социализированности личности обучающегося;

Тест «Осознанность жизненных целей»

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко)

Оценка отношений подростка с группой;

Диагностика социального интеллекта /Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена;

Определение уровня готовности обучающихся к саморазвитию.

Методика определения уровня самоуправления в ученическом коллективе;

Выявление экологических знаний;

Определение степени осведомленности защиты от СПИДА;

Тест описания поведения К. Томаса;

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Опросник Плутчика – Келлермана – Конте (Life Style Index)
Шкала базовых убеждений (Р.Янов-Бульман)
Тест В.Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности;
Социально-психологическая диагностика ценностно-смысловой сферы личности;
Сентябрь, июнь




Октябрь









Ноябрь



Ноябрь




Декабрь





Январь




Февраль




Март






Апрель





Май




Февраль



Январь


Октябрь


Ноябрь







Декабрь



Апрель



Сентябрь





Май




Декабрь




Ноябрь



Декабрь






Октябрь






Январь




Октябрь



Соц. педагог




Социальный педагог

























Список использованной литературы:
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Емельянова Е.В. «Фарватер» - КРП для подростков, С-П, «Речь», 2010
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. В помощь образовательному учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.: Просвещение, 2003.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П., 2006. – 176 с.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: Просвещене, 2006.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
Титов В.А. Социальная педагогика. – М., 2010.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» - программа формирования психологического здоровья школьника, М. «Генезис», 2001
Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М.: Просвещение, 2005.
Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
Шпаргалка по административному праву. М.: Окей-книга, 2012. 40с.
Шпаргалка по правоохранительным органам. М.: Окей-книга, 2010. 32с.
Шпаргалка по угловному праву. Особенная часть. М.: Окей-книга, 2012. 32с.




 



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615