Программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Галактика» 694760 Невельский район, с.Горнозаводск, ул. Кирпичная, 4 тел/факс: (8-42-436) 98-218



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Директор школы
Протокол № ____ от «____»______ ____________И. В. Син













ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

2015 - 2019 г.г.









с. Горнозаводск

Паспорт программы
1
Наименование программы
Социальная программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними «Здоровая школа»

2
Цель программы
- создание условий для эффективного функционирования системы профилактики правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.

3.
Задачи программы
предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к ведению здорового образа жизни;
повышение значимости здорового образа жизни, престижности здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
создание информационного поля по профилактике ПАВ;
развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны;
формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися;
проведение мониторинга и оценки эффективности программной профилактической деятельности.

4.
Направленность программы
Социально-педагогическая

5.
Срок реализации
программы
2015- 2019 г.г.

6.
Исполнители программы
Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели

7.
Категория участников, на которую рассчитана данная программа
Учащиеся 3 - 9 классов, педагогические работники

8.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы, развития ученического самоуправления;
увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга;
повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков;
увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни;
установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ


9.
Основные законодательные и нормативно-правовые акты
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;
- Законы Российской Федерации:
- «Об образовании» с внесёнными изменениями и дополнениями;
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ































Понятия, употребляемые в работе по профилактике
правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними проявляющими признаки дезадаптации, девиантного поведения.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Психоактивное вещество - любое химическое вещество, способное при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение и восприятие окружающего, поведение либо другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приеме - психическую и физическую зависимость.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.





Пояснительная записка
 
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. Основными причинами непосещения школы являются: бродяжничество, нежелание учиться. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
      - массовые нарушение прав детей;
     - рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
      - омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.
Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:
- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (несправедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны родителей, друзей, учителей;
- отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы;
- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.
Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышли различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни. Своевременная психолого-педагогическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Цель профилактической работы в ГКОУ «Школа – интернат «Галактика» – воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведения учащихся, воспитание культуры поведения. Для осуществления более эффективной профилактической работы в школе – интернате была разработана и внедрена программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем», был разработан план мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, употребления ПАВ среди подростков, в соответствии с которым администрация школы совместно с педагогами осуществляет профилактическую работу.
Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с учащимися, стоящими на всех видах учета ведется индивидуально – профилактическая работа, основными формами которой является следующее:
контроль над организацией свободного времени;
занятость в каникулярное время;
подготовка к урокам;
изучение психологом особенностей личности учащихся, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
Индивидуальные и коллективные профилактические беседы с учащимися
Ежегодно, согласно общешкольному плану профилактической работы проводятся операции:
«Подросток - Занятость» - сентябрь
«Правила обязательные для всех» - октябрь
«Подросток – Допинг» - ноябрь
«Университет правовых знаний» - декабрь – январь – февраль
«Подросток» - «Контингент» - март
«Подросток» - «Лето» - «Тусовка» - май
В рамках сотрудничества школы – интерната и общественности организованно взаимодействие школы со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. Ежегодно разрабатывается план совместной работы школы – интерната с КДН, ОДН при ОВД Невельского района.
С целью формирование культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни, формированию ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья проводятся Недели по борьбе с вредными привычками, День Здоровья, конкурс агитбригад, День профилактики правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ.
Классными руководителями и воспитателями ведется индивидуальная работа с учащимися, стоящими на ВШК. Разработаны и ведутся на каждого воспитанника индивидуальные карты и тетради индивидуальной работы, где фиксируются:
- особенности в поведении ученика;
- развитие его познавательных интересов;
- поощрение;
- наказание;
- коррекционная работа, ее результаты;
- учет проведения профилактических мероприятий;
- занятость доп. образованием;
- ежемесячный учет пропусков воспитательских занятий, самоподготовки
Результаты работы классных руководителей и воспитателей рассматриваются на заседаниях Совета профилактики правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ среди несовершеннолетних, действующего в школе – интернате. Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетними. Заседания Совета оформляются протоколом.

МОНИТОРИНГ СТОЯЩИХ НА ВСЕХ ВИДАХ УЧЕТА
Учебные года

Вид учета
2009 - 2010
2010 - 2011
2011 - 2012
2012 - 2013
2013 - 2014
2014 - 2015

ВШК
16
14
12
14
9
7

КДН
2
2
5
10
1
1

ОДН
2
2
5
10
1
1

УИИ

1






Усредненная диаграмма стоящих на всех видах учета
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Охват внеурочной занятостью учащихся стоящих на всех видах учета

Учебный
год
Кол – во
учащихся,
стоящих на учете
%

2010 – 2011
14
85

2011 -2012
12
100

2012 – 2013
14
85

2013 – 2014
9
90

2014 – 2015
7
100


По результатам мониторинга видно, что количество воспитанников состоящих на ВШК, учете КДН и ЗП, ОДН уменьшилось по сравнению с предыдущими учебными годами.

Состояние правопорядка в школе – интернате

Учебный год
Совершено
преступлений
в ОУ
Количество совершенных всего учащимися преступлений
Совершенно всего общественно опасных деяний/количество
Доставлено в ОМВД учащихся за правонарушение
Привлечено к административной ответственности


учащимися
в отношении
учащихся





2011 - 2012
0
0
0
0/0
0
0

2012 - 2013
0
0
0
0/0
0
0

2013 - 2014
0
0
0
0/0
0
0

2014 - 2015
0
0
0
0/0
0
0


Анализируя состояние правопорядка в школе – интернате можно сделать вывод, что за четыре учебных года воспитанники школы – интерната не совершили преступлений, правонарушений и общественно – опасных деяний.






ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


Число несовершеннолетних, оставленных на повторное обучение
Число несовершеннолетних, исключенных из учреждения
Число несовершеннолетних, которым изменена форма обучения
Число несовершеннолетних занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством
Число несовершеннолетних, самовольно покидающих учреждение
Число несовершеннолетних, состоящих на разных формах учета
Число несовершеннолетних, условно осужденных
Охват родителей профилактическими мероприятиями







ВШУ
КДН и ЗП
ОДН
нарколог









всего
снято
всего
снято
всего
снято
всего
снято



2011 – 2012
__
__
__
__
4
12
1
7
5
7
5
__
__
__
__

2012 – 2013
__
__
__
__
__
14
4
10
8
10
8
__
__
__
__

2013 – 2014
__
__
__
__
1
13
4
2
1
2
1
__
___
___
___

2014 – 2015

__
__
__
__
__
9
2
1
1
1
1
__
___
___
___


Из сравнительного анализа показателей деятельности образовательной организации по профилактике правонарушений (табл.24) можно сделать вывод, что число воспитанников, состоящих на всех видах учета в 2014 – 2015 учебном году снизилось по сравнению с предыдущими учебными годами. Также на протяжении 2014 – 2015 учебного года отсутствуют воспитанники, самовольно покинувшие школу – интернат. Этому способствует эффективная профилактическая работа всех служб сопровождения. Реализации программы по профилактике правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ дает положительные результаты.

Оценка эффективности профилактической работы служб сопровождения


Уч. года
СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
БАЛЛЫ (макс. 10)

2013 - 104
Педагог – психолог
9


Социальный педагог
9


Классные руководители
9


Воспитатели
10


Итого
37


%
93 %

2014 - 2015
Педагог – психолог
10


Социальный педагог
9


Классные руководители
9


Воспитатели
10


Итого
38


%
95 %




Оценка эффективности профилактической работы в %
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Проведя сравнительный анализ эффективности работы служб сопровождения можно сделать вывод, что качество проводимой профилактической работы в школе - интернате имеет положительную динамику, но существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
-  ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
-  значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
- у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
Обучающимся присуще такие качества личности, как:
бедность мотивационной сферы, односторонность, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать вину;
поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться;
неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;
тяга к бродяжничеству и побегам, как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
«перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;
Все это обуславливает необходимость создания программы по профилактике правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними.
Итак, важно создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели и задачи:
Цель: создание условий для эффективного функционирования системы профилактики правонарушений, безнадзорности и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.
Задачи:
предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к ведению здорового образа жизни;
повышение значимости здорового образа жизни, престижности здорового поведения, через систему воспитательных занятий;
создание информационного поля по профилактике ПАВ;
развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся, способности негативному влиянию со стороны;
формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися;
проведение мониторинга и оценки эффективности программной профилактической деятельности




















Этапы реализации программы

Название этапа
Содержание работы

I этап. Подготовительный
2015 год
(май - сентябрь)
- анализ реализации предыдущей программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- постановка целей и задач профилактической работы и разработка новой программы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
– совершенствование нормативно – правовой базы; – обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– поиск современных форм и методов профилактической работы с участниками образовательного процесса

II этап.
Внедрение и реализация мероприятий программы
2015-2019 годы

– разработка методик и проведение в школе социологического исследования детей, направленного на профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними; – укрепление межведомственного сотрудничества; – оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; – использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап.
Отслеживание и анализ результатов
2019 год
(май - сентябрь)
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; – соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами – определение перспектив развития школы в этом направлении.

 
Содержание программы
Программа содержит 4 блока: организационная и методическая работа с педагогическим коллективом, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися.
Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании среди учащихся, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся, склонных к проявлению дезадаптации, девиатного поведения.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об обучающихся, склонных к проявлению дезадаптации, девиатного поведения, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, сверстниками, окружающими.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору учащимся своего жизненного пути. 

Формы работы по каждому блоку программы
Блок программы
Формы работы
Предполагаемый результат

Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом

· Составление социального паспорта школы

· Ведение статистического учёта учащихся поставленных на профилактический учёт

·  Проведение тематических педагогических советов, методических семинаров..
Планирование и реализация профилактических мероприятий совместно с КДН и ЗП

·  Организация работы Совета профилактики.
- разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними;
- создание банка данных по учащимся стоящим на профилактическом учете 

Диагностическая работа

Проведение диагностических методик:
- по изучению личности ученика,
- его особенностей познавательной сферы;
- социально – психологической сферы;
- причины проявления дезадаптации и девиантного поведения
Анкетирование учащихся на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ
Анкетирование учащихся по проблеме суицида
- получение психологической характеристики на учащихся
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
- получение информации по проблеме суицида


Профилактическая работа с детьми и подростками

Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с КДН и ЗП, ОВД;
проведение тематических классных часов и воспитательских занятий;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся:
вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции;
вовлечение учащихся в планирование и проведение КТД в школе;
охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

Индивидуальная работа с подростками
выявление причин отклонений в поведении;
профилактические беседы социального педагога, психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на Совет профилактики;
беседы инспектора ПДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
проведение тренинговых занятий с категорией учащихся состоящих на профилактическом учете
- формирование у учащихся положительного образа жизни;
-формирование активной жизненной позиции подростков;
 















План мероприятий, направленных на реализацию программы
Направление профилактической работы
Наименование мероприятия
Сроки
Отв-ый
Категория

I. Организационная и методическая работа
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для проведения профилактической работы с участниками образовательного процесса. Пополнение папки нормативно-правовых документов.
2015 года, создание новых нормативных документов
Социальный педагог
Администр. школы


Создание методических папок с тематическими беседами для проведения классных часов, конспектами и планами проведения профилактических мероприятий с обучающимися, с памятками по организации профилактической работы с учащимися для классных руководителей и воспитателей
В течение года
Социальный педагог
Педагогич. коллектив, учащиеся


Составление банка данных и социального паспорта школы
До 15 октября
Социальный педагог
3 – 9 классы


Подготовка информации по данному направлению на сайт учреждения
В течение года
Социальный педагог
педагогич. коллектив, гости сайта


Участие в городских, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии, Министерства образования Сахалинской области и прочих учреждений системы профилактики 
В течение года

Социальный педагог-педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР, воспитатели
-


Анкетирование учащихся с целью изучения психологических особенностей учащихся
Октябрь, апрель

Социальный педагог, педагог-психолог
3 - 9 классы




Проведение индивидуальных бесед, тренинговых занятий, вовлечение несовершеннолетних в коллективную досуговую деятельность, организация летнего отдыха
Постоянно






Май- июль

Социальный педагог, классные руководители, воспитатели,
педагог-психолог
Учащиеся школы - интерната


Проведение методических семинаров по вопросам профилактики безнадзорности учащихся
2 раз в год
Социальный педагог, зам. директора по ВР
Педагогич. коллектив

III. Профилактика правонарушений
Анализ состояния преступности и безнадзорности учащихся школы за I, II полугодия календарного года
(по информации ПДН ОВД)
Июль, январь
Социальный педагог

Администр. школы, педагогич. коллектив



Планирование и корректировка профилактической работы совместно с ПДН ОВД, КНД ЗП
Сентябрь, январь
Социальный педагог

-


Оказание помощи вновь прибывшим обучающимся в адаптации в новом коллективе 
По мере необходимости

Педагог-психолог
Учащиеся школы - интерната


Выявление и анализ причин (социальных, педагогических, психологических, бытовых), приводящих к пропускам уроков без уважительных причин, к совершению правонарушений учащимися
 
По мере выявления
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители
Учащиеся школы - интерната


Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
 
В течение года (правила поведения учащихся в начале и середине года, правовые часы 1 раз в четверть)
Социальный педагог, классные руководители, воспитатели
Учащиеся школы - интерната


Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений с привлечением специалистов правовых профессий и учреждений системы профилактики
 
1 раз в месяц

Социальный педагог
6-9 классы


Оказание учащимся информационно-правовой помощи, помощи в трудной жизненной ситуации, защита прав и интересов учащихся
постоянно
Социальный педагог, зам. директора по ВР
Учащиеся школы - интерната


Обучение учащихся способам разрешения конфликтов, снятия стресса через тренинговые занятия, "круглые столы"
 
В течение
года

Социальный педагог, педагог-психолог
Учащиеся школы - интерната


Проведение анализа занятости несовершеннолетних, состоящих на учете КДН, ОВД, во внеурочное время
Сентябрь, январь
Классные руководители, воспитатели социальный педагог, зам. директора по ВР
Учащиеся школы - интерната


Изучение интересов, возможностей, способностей, потребностей учащихся


В течение I четверти
социальный педагог, классный руководитель, воспитатель
Учащиеся школы - интерната


Организация внеурочной деятельности учащихся (привлечение в кружки, в коллективную творческую деятельность)
 

В течение года
Классные руководители, социальный педагог, воспитатели, педагоги ДО
Учащиеся школы - интерната


Контроль за посещаемостью уроков, самоподготовки, воспитательских занятий поведением учащихся стоящих на профилактическом учете

постоянно
Администр. школы, социальный педагог, классные руководители, воспитатели
Учащиеся школы - интерната


Организация работы Совета профилактики (по отдельному плану) 
1 раз в месяц
Социальный педагог, члены совета
Учащиеся школы - интерната


Проведение анализа результативности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних классными руководителями, воспитателями
Май
Зам. директора по ВР, социальный педагог
Классные руков-ли, воспитатели

IV. Профилактика употребления ПАВ
Диагностика и (или) анкетирование учащихся на предмет выявления фактов употребления ими алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ, отношения к вредным привычкам.
 
Октябрь
Апрель

Социальный педагог, педагог-психолог
Учащиеся школы - интерната


Проведение операций:
«Подросток»
«Правила одинаковые для всех»
«Подросток – допинг»
«Университет правовых знаний»
«Подросток – Контингент»
«Подросток – Лето – Тусовка»

ежегодно
Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, фельдшер
Учащиеся школы - интерната


Проведение
Недели борьбы с вредными привычками,
Школьной акции «Мы против СПИДа»
Урок психологического здоровья
ноябрь
классные руководители, воспитатели, педагог - психолог
Учащиеся школы - интерната


Проведение фестиваля агитбригад (по отдельному плану с беседами, выпусками памяток, конкурсами рисунков, плакатов, презентаций)
 
декабрь
классные руководители, воспитатели
Учащиеся школы - интерната


Освящение вопросов профилактики курения, алкоголизма и наркомании с детьми на классных часах и воспитательских занятиях
Согласно планированию



Воспитатели, классные руководители
Учащиеся школы - интерната


Критерии отслеживания эффективности программы 

 
 
 
Отслеживание эффективности всей программы
- появление у подростков устойчивых интересов, занятость во внеурочное и каникулярное время;
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в КДН ОВД;
-уменьшение количества состоящих на всех видах учета;
- сокращение числа учащихся, имеющих вредные привычки;
- комплексное и системное взаимодействие всех участников образовательного процесса, взаимодействие школы с учреждениями системы профилактики


Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
-проведение анкетирования, опросов участников образовательного процесса с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости учащихся в мероприятия;
- системность ведения планов индивидуальной профилактической работы с детьми состоящими на профилактических учётах, подведение итогов работы в течение четверти, полугодии, года



Конечный результат реализации программы
 
- создание системы профилактической работы в школе;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников образовательного процесса;
- повышение психолого-педагогической грамотности учащихся школы;
- снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения;
- уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;
- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.


 
















 

Учебно - тематическое планирование воспитательских занятий

1 группа

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Профилактика употребления ПАВ

Вредные привычки и здоровье
8 часов



1

2.
Курение и здоровье
1

3.
Курение. Влияние на организм (легкие, сердце)
1

4.
Вещества, вызывающие зависимость (токсикомания)
1

5.
Безвредны ли пиво и энергетики?
1

6.
Наркомания – знак беды
1

7.
Я умею говорить «Нет!» (токсикомания)
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1





9.
2 четверть

II. Профилактика безнадзорности

Чтобы не случилось беды


6 часов

1

10.
Как жить в мире с окружающими
1

11.
Нет ближе друга, чем взрослые
1

12.
Моя семья – моя опора
1

13.
Наша пристань родительский дом
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Профилактика правонарушений

Права и обязанности ребенка в школе, в социуме


10 часов

1

16.
Свободное время и развлечение обучающихся
1

17.
Понятие о правонарушениях
1

18.
Формы правовой ответственности
1

19.
Цивилизованно решаем конфликты
1

20.
Что такое закон
1

21.
Совесть как гражданская ответственность
1

22.
Я и закон
1

23.
Культура общения
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1





25.
4 четверть
IV. Профилактика девиантного поведения


Профилактика девиантного поведения (вступительное занятие)


8 часов

1

26.
Конфликт
1

27.
Проблема полоролевой идентичности
1

28.
Я и мои социальные роли
1

29.
Принятие решений
1

30.
Неагрессивное настаивание на своём
1

31.
Бродяжничество
1

32.
«Здоровый образ жизни» (заключительное занятие)
1






ВСЕГО
32 часа
























Учебно - тематическое планирование воспитательских занятий

2 группа – 7 класс

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Профилактика употребления ПАВ

Курение: за и против
8 часов



1

2.
Что содержится в табачном дыме
1

3.
Есть повод подумать (токсикомания)
1

4.
Яд, который действует не сразу (наркомания)
1

5.
Правда, об алкоголе
1

6.
Алкоголь и алкогольная зависимость
1

7.
Дорога в «никуда» (токсикомания)
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1





9.
2 четверть

II. Профилактика безнадзорности

Чтобы не случилось беды


6 часов

1

10.
Как жить в мире с окружающими
1

11.
Нет ближе друга, чем взрослые
1

12.
Моя семья – моя опора
1

13.
Наша пристань родительский дом
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Профилактика правонарушений

Достоинство и недостатки человека


10 часов

1

16.
Как не стать жертвой преступления
1

17.
Законы школьной жизни
1

18.
Ответственность несовершеннолетних перед законом
1

19.
Проблемы агрессии
1

20.
Помоги себе сам
1

21.
Поступок, проступок, преступление
1

22.
Обязанности и режим дня школьника
1

23.
Мой образ жизни
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть

1





25.
4 четверть
IV. Профилактика девиантного поведения


Профилактика девиантного поведения (вступительное занятие)


8 часов

1

26.
Конфликт
1

27.
Проблема полоролевой идентичности
1

28.
Я и мои социальные роли
1

29.
Принятие решений
1

30.
Неагрессивное настаивание на своём
1

31.
Бродяжничество
1

32.
«Здоровый образ жизни» (заключительное занятие)
1






ВСЕГО
32 часа
























Учебно - тематическое планирование воспитательских занятий

3группа – 8 класс

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Профилактика употребления ПАВ

Болезни, возникающие от курения
8 часов



1

2.
Курение – социальная проблема в обществе
1

3.
Как бросить курить
1

4.
Преимущество трезвого здорового образа жизни
1

5.
Модные убийцы (наркомания)
1

6.
Наше здоровье в наших руках
1

7.
Роковой шаг (токсикомания)
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1





9.
2 четверть

II. Профилактика безнадзорности

Чтобы не случилось беды


6 часов

1

10.
Как жить в мире с окружающими
1

11.
Нет ближе друга, чем взрослые
1

12.
Моя семья – моя опора
1

13.
Наша пристань родительский дом
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Профилактика правонарушений

Хорошая учеба – выбор хорошей профессии


10 часов

1

16.
Положительный авторитет подростка
1

17.
Знай и соблюдай закон
1

18.
Мои обязанности – мой закон
1

19.
Культура поведения и общения несовершеннолетних
1

20.
Труд: права и обязанность
1

21.
Уважай старших, защищай младших
1

22.
Учёба – главный труд ученика
1

23.
Можно ли быть свободным без ответственности
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1





25.
4 четверть
IV. Профилактика девиантного поведения


Профилактика девиантного поведения (вступительное занятие)


8 часов

1

26.
Конфликт
1

27.
Проблема полоролевой идентичности
1

28.
Я и мои социальные роли
1

29.
Принятие решений
1

30.
Неагрессивное настаивание на своём
1

31.
Бродяжничество
1

32.
«Здоровый образ жизни» (заключительное занятие)
1






ВСЕГО
32 часа
























Учебно - тематическое планирование воспитательских занятий

4 группа – 9 класс

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Профилактика употребления ПАВ

Курение – угроза здоровью
8 часов



1

2.
Несколько поводов бросить курить
1

3.
Пьянство и молодежь
1

4.
Как справиться со стрессом
1

5.
Алкоголь и потомство
1

6.
Искусственный рай (токсикомания)
1

7.
Вверх по лестнице ведущей вниз (наркомания)
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1





9.
2 четверть

II. Профилактика безнадзорности

Чтобы не случилось беды


6 часов

1

10.
Как жить в мире с окружающими
1

11.
Нет ближе друга, чем взрослые
1

12.
Моя семья – моя опора
1

13.
Наша пристань родительский дом
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Профилактика правонарушений

Что такое законопослушание?


10 часов

1

16.
Можно ли прожить, соблюдая права и не выполняя обязанности?
1

17.
Человек и гражданин. Гражданство
1

18.
Беспечность грозит бедой
1

19.
Может ли человек во имя своих прав, нарушать права других людей?
1

20.
Газеты, радио, телевидение
1

21.
Твоё будущее в твоих руках
1

22.
Право на жилье. Право на труд. Право на образование
1

23.
Ответственность административная и уголовная
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1





25.
4 четверть
IV. Профилактика девиантного поведения


Профилактика девиантного поведения (вступительное занятие)


8 часов

1

26.
Конфликт
1

27.
Проблема полоролевой идентичности
1

28.
Я и мои социальные роли
1

29.
Принятие решений
1

30.
Неагрессивное настаивание на своём
1

31.
Бродяжничество
1

32.
«Здоровый образ жизни» (заключительное занятие)
1






ВСЕГО
32 часа



Ожидаемые результаты:

уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы, развития ученического самоуправления;
увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга;
повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков;
увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни;
установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ











Список литературы
Битенский В.С. и др. Наркомания подростков. Киев. 1989.
Личко А.В., Битенский В.С. Подростковая наркология. Ленинград.1991.
Белогуров С.Б. Популярно о правонарушениях подростков. М., Изд-во «БИНОН», 1999.
Березина С.В. и др. Пути и методы предупреждения подросткового и юношеского алкоголизма и наркомании., Самара., 1999.
Васильева Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
Гончарова Н. М. Особенности воспитательной работы с «проблемными учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами. Волгоград, 2007
Личко А.В., Битенский В.С. Подростковая наркология. Ленинград,1991.
Личко А.В., Битенский В.С. Подростковая наркология. Ленинград,1991.
Личко А.В., Битенский В.С. Подростковая наркология. Ленинград,1991
Ляпина Е. Ю.. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Волгоград, 2007
Косевич Н. Р. Профилактика преступности несовершеннолетних: Учебное пособие. – М.: Щит – М, 2003





























Root EntryArial Cyr 2009 - 20102010 - 20112011 - 20122012 - 20132013 - 20142014 - 2015_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"Є
·
·Arial Cyr1"Є
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyr 2010 -.2011 -.2012 -.2013 -.2014 -._-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
· Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615