Дополнительная образовательная программа «Маленькая леди»


Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел образования Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан» Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан»
Утверждаю
Директор МАОУ ДОД ЦДТ
________ Набиуллина И.Ю
«___» ________2014
Дополнительная образовательная программа
«Маленькая леди»
Возраст детей 10-15 лет.
Срок реализации 2 года.
Модифицированная программа
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Леонтьева Валентина Александровна
Педстаж 15 лет
Образование среднее специальное
с.Бижбуляк, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать -необходимо уметь, а умение дается только
изучением техники». М. Горький.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации, соответствующая современным представлением о целях дополнительного образования и ставящая в центр внимания личность ребенка, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит системно -деятельностный подход.
Предлагаемая программа предназначена для развития способностей ребенка, моторики рук, их речи, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и развития творчества.
Данная программа дает возможность ребенку сделать приятное для себя и своих близких, что способствует совершить нравственный выбор и поступок. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет ребенку реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Занятия предполагают не только изготовление конструирование из бумаги, лепка из соленого теста, составление коллажа, но и рассказов о своих изделиях. Основная идея программы - создания условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В результате изучения программы дети:
получат начальные представления о культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социалистического опыта человечества. О ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей художественно — декоративных и других изделий;
■решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирование внутреннего плана действий мелкой моторики рук.
Дети в результате выполнения под руководством педагога коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности:
распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретическими заданиями и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Поэтому при знакомстве с народным искусством дети должны сознательно овладевать приемами декоративно-художественной деятельности на основе понятия коллективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов -повтора, вариации, импровизации.
Декоративно-прикладное творчество, направляет свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь. Цели программы:
сформировать у детей стойкий интерес к художественно - прикладной деятельности и раскрыть их творческий потенциал, побуждая использовать в создания творческих работ собственные оригинальные идеи.
сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям.
воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обучающие:
способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного мышления;
научить пользоваться условными обозначениями;
действовать по алгоритму;
формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
обучать различным приемам работы с бумагой, с соленым тестом, с тканью.
Развивающие:
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развить межую моторику рук и глазомер;
развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении. Воспитательные:
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять комуникативные способности детей;
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа рассчитана на обучение детей 10-13 лет. Занятия проходят 1 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год обучения 3 раза в неделю по 2 часа.
Учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:
1-й этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания. 2-ой этап - проверочный.
Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению
новой темы.
3-й этап - подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности. 4-ый этап - основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме.
5-ый этап - контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их
коррекция.
6-ой этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, определение перспективы следующих занятий.
Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Формы контроля на занятиях в объединении является:
- Периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. -Тестирование как способ проверки знаний учащихся по технологии. -Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам:
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладения навыками предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Методы проверки:
Наблюдение;
Анкетирование;
Тестирование;
Опрос.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
Усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
Личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
Формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
При оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодия), учитывается его участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
В конце учебного года проводиться итоговое тестирование.
В результате дети занимаясь по данной программе:
научаться различным приемам работы с бумагой, с тканью, с соленым тестом;
научаться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
создавать изделия, выполненные в разной технике;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Программа способствует:
повышение внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретает навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
развитие межой моторики;
создание творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
•Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственного оценочного и нравственного отношения к действительности.
Темы внутри блоков могут быть дополнены, заменены с учетом условий и непосредственного окружения ребенка. Для расширения представлений
детей допустима повторность одной темы, что не скажется на снижении детского интереса, так как детям предлагаются различные виды творчества Ожидаемый результат.
Важнейшим результатом осуществления программы станет формирование творческой личности ребенка посредством гармоничного потенциала. Эта программа позволяет решать задачи трудового и нравственного воспитания детей.
Программа формирует у детей:
новое отношение к окружающему миру и умению отображать его в своих творческих работах;
желание творить красоту своими руками;
воспитание доброжелательности, наблюдательности;
развитие чувства прекрасного, художественного вкуса.
В результате обучения дети должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества;
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда; Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; Правила организации рабочего места;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Дети должны уметь: Правильно организовать свое рабочее место;
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания,
умения и навыки, полученные по предмету специализации;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.
Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня.
Праздничные мероприятия, игры - это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.
Организация выставок - это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.
№ Тема Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 2 2
2 Вышивка 4 28 32
4 50 54
3 Работа с бросовым материалом 4 Соленое тесто 2 14 16
5 Работа с войлоком 4 14 18
2 16 18
6 Цветы из ткани 7 Итоговые занятия 4 - 4
8 Итого 22 122 144
Учебно-тематический план 2 года обучения:
№ Тема теория практика всего
1 Вводное занятие 2 2
2 Петелька за 4 30 34
петелькой 3 Джутовые фантазии 4 50 54
4 сувениры 4 40 44
5 Украшения 44
своими руками: -из бисера 2 18 -из войлока 2 8 -из ткани 2 12 6 Картины из 2 12 14
соленого теста 7 Фенечки 20
-из мулине 2 8 -из атласных 2 8 лент 8 Итоговое занятие 4 4
9 Итого 30 186 216
Учебно-тематическое планирование 1 года обучения:

Содержание программы 1 года обучения
1Вводное занятие:
Инструктаж по технике безопасности. Правила работы кружка. Беседа «Чему бы я хотела научиться». Материалы и инструменты
2Вышивка. Виды швов. Счетные, свободные. Вышивка крестом .Выполнение образцов. Схематическое изображение узора. Композиционное решение, орнамент. Творческая работа
ЗРабота с бросовым материалом.
Декорирование бутылок. Изготовление бабочек, цветов из кусочков ткани, вуали итд, Выполнение композиции из лоскутков. Изготовление магнитиков.
4. Соленое тесто.
Как приготовить соленое тесто; крашеное соленое тесто. Сувениры из соленого теста. Картинки из соленого теста по замыслу
5 Работа с войлоком
Сухое валяние. Мокрое валяние. Мини картинки способом сухого валяния. Украшения из войлока: сережки, колье.
бЦветы из ткани.
Техника безопасности. Желатирование. Крахмаление.Изготовление трафаретов. Композиции из цветов.
7Итоговое занятие.
Подведение итогов. Итоговое тестирование.
*
Содержание программы 2 год обучения
1 Вводное занятие.
Правила работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Организационные моменты. Материалы и инструменты.
2Петелъка за петелькой.
Основы вязания крючком. Воздушные петли. Изготовление коллажа из вязаных косичек. Чехол для телефона. Сумка. Вязание плоских изделий.
З Джутовые фантазии.
Работа с природным материалом – джутовым шпагатом. Инструменты и материалы. Оформление ваз, бутылок. Изготовление шкатулок. Оформление панно и цветов из джута. Джутовая филигрань. Топиарии.
4Сувениры.
Оформление бутылки в стиле декупаж. Заколка-цветок из вуали. Игрушка из
войлока. Брелки. Картинки на стекле. Сувениры из пластичной массы.
5 Украшения своими руками.
Украшения из бисера - фенечки. Колье «Ягодки».
Украшения из войлока- подвеска «Роза», сережки «Снежная королева»,
изготовление браслета методом мокрого валяния.
Украшения из ткани - изготовление бус и сережек из драпа.
6Картины из соленого теста
Изготовление картин по замыслу из цветного соленого теста. 7Фенечки
Изготовление фенечек из мулине - простое плетение. Изготовление фенечек из атласных лент.
8Итоговое занятие.
Подведение итогов. Итоговое тестирование.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудованный кабинет партами и стульями.
Канва, нитки мулине, швейные иглы, пяльца, проволока, кусочки ткани, нитки, соленое тесто, гуашь, кисточки, магнитная лента, войлок, бисер, фурнитура, цветная бумага, картон, бросовый материал (коробки, бутылки, кожа, баночки, одноразовые тарелочки и вилки),салфетки, термопистолет итд.
Список литературы для детей.
Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. - Москва: Эскмо, 2005
Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. - Москва. Профиздат.
Горичева B.C., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль. Академия развития, 2000.
Джанна Вали Берти., Россана Риколфи. Лоскутное шитье. - Москва. Мир книги, 2002.
Докучаева CO., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки. - Москва. Финансы и статистика, 1997.
Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. - Москва. Рипол КЛАССИК; Санкт - Петербург. Валерии СПД, 2001.
Кен Хайнс, Джил Харви., Ричард Дангворт., Рей Гибсон. Домашний кукольный театр. Куклы. - Москва. РОСМЕН, 2002.
Кочетова СВ. Мягкая игрушка. Игрушки из носков. - Москва. Риппол КЛАССИК; Санкт - Петербург. Валерии СПД, 2001.
Список литературы для педагога
Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. - Москва. Рипол КЛАССИК; Санкт - Петербург. Валерии СПД, 2001.
Куклы для девочек. - Москва. Вниисигма, 1999.
Левин М.С. 365 кукол со всего света. - Москва. Рольф 2000.
Лапаева Н.П. Шьем веселый зоопарк. - Москва. Айрис - пресс. 2005.
Ники Вилер. Мягкие игрушки. - Москва. Контэнт, 2004. б.Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - Москва. Народное творчество, 2000.
7.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Москва. ДРОФА, 2001. Основы народного и декоративно - прикладного искусства.
Спички Г.Н. Чудеса своими руками. - Москва. Ниола 21-й век, 2004.
Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. - Москва: Эскмо, 2005
10.Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. - Москва. Профиздат.
Горичева B.C., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль. Академия развития, 2000.
Джанна Вали Берти., Россана Риколфи. Лоскутное шитье. - Москва. Мир книги, 2002.
Докучаева CO., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки. - Москва. Финансы и статистика, 1997.