Программа факультатива Школьный театр «Маленькая страна»

Программа факультатива
Школьный театр «Маленькая страна»

Пояснительная записка
Школьный театр – особый мир в пространстве образовательного учреждения.
Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей, повышение общественной активности. Все это актуально и для развития детей с особыми образовательными потребностями, но в данное время недостаточно используется в практике работы коррекционной школы.
В данной программе факультатива школьный театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию, помогли адаптироваться в социуме.
Так как в процессе общения подростка со взрослыми и сверстниками формируется его личность, происходит становление отношения подростка к миру, то главная задача социально-педагогической деятельности видится в том, чтобы добиваться оптимального уровня взаимоотношений подростка и социума.
Данные факультативные занятия являются одним из средств развития коммуникативных умений и навыков у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Правильно подобранные занятия помогают воспитанникам с отклонениями в развитии, преодолеть трудности в поведении, общении, установлении межличностных связей, развивают эмоционально волевую сферу, помогают усваивать модели поведения в обществе. Цель программы: Повышение общественной активность, развитие коммуникативных качеств, развитие художественно – творческих умений у подростков, посредством театральной деятельности.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития подростков;
Формирование общей культуры;
Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

Формы проведения занятий:
имитация ситуации,
озвучивание и пантомима,
импровизация на заданную тему,
творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев,
тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность),
создание мини сценариев на материале образцов,
актёрское мастерство.

Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:
1) специфике сценического искусства;

узнает о:
2) формах и приемах владения голосом;
3) формах и приемах постановки дыхания;
4) формах и приемах владения телом;

будет уметь:
5) передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;
6) входить в образ;
7) импровизировать на заданную тему;
8) создавать творческие работы, декламировать;
9) управлять зрительским вниманием;

овладеет:
10) навыками выразительного чтения;
11) основами сценического движения;
12) элементарными приёмами сценического мастерства;
13) навыками слушания как активного действия.

Содержание учебной программы:
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение учащимся профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
В результате освоения программы театрального факультатива учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу года они должны:
Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Методические рекомендации к организации занятий по программе факультатива «Школьный театр »:
Значимым моментом в работе факультатива является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, изготовление костюмов, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач руководителя - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает подросткам обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и подростки чувствуют, что победа победе рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Различное восприятие группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе.
Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело.
Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
Расписание занятий строится из расчета один час в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
В работе факультатива заняты подростки 8-11 классов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.


п/п

Наименование разделов (или тем)
Общее количество часов на изучение раздела (тем)

Из них




Теория
Практика

1.
Введение
1
1


2.
Культура и  техника речи
8
3
5

3.
Ритмопластика
8
2
6

4.
Театральная игра
16
2
14

5.
Анализ работы за год
1
1



Всего часов
34
9
25


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 часа.


п/п
Тема занятий
Коли-чество часов

I.Введение

1.
Вводная беседа. Знакомство с планом. Выборы актива.
1

II.Культура и техника речи

2.
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха или нелепица»).
1

3.
Работа над органами артикуляции, дикции. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
1

4.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
1

5.
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве»)
1

6.
Упражнения на постановку декламированной речи.
2

7.
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
2

III.Ритмопластика

8.
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
1

9.
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
1

10.
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
1

11.
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Пейзаж».
2

12.

Сценические этюды. Деление на группы, составление сценических этюдов.
2

13.
Тренировка ритмичности движений.
1

IV.Театральная игра

14.
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.
1

15
Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»
1

16.
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).
3

17.
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
2

18.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
2

19.
Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
1

20.
Знакомство со сценарием сказки «Лесная педагогика»
2

21.
Развитие воображения и умения работать в «маске».

2

22.
Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: очки и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.
1

23.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения
1


V.Анализ работы за год
1


В С Е Г О:
34


Список  литературы:

Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.
Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М., 1994.
Основы театральной культуры / Сост. Ю.И.Рубина и др. – М., 1991
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998.








13PAGE 15






15