Публикация Почему дети не читают?


Почему ребенок мало читает?
Вот такой вопрос мне иной раз задают мои бывшие ученики на родительских собраниях. Они читали и читают, а их дети – нет. Вроде все ясно: время другое, ТВ, компьютеры и пр. Но одни читают, а другие - нет.
Думая об успешности своих детей в будущем, многие родители понимают, что общая образованность и нравственные критерии просто необходимы для этой успешности. А как этого добиться, если  ребенок от книг отказывается?
Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Проблемы детского чтения и пути их решения.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение читателей. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Поколение нынешних школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Следует признать, что развитое телевиденье, «навороченные» телефоны, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе, и вообще, настоящему искусству. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к телевиденью, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Всё так, но стоит ли драматизировать? Следует понимать, что чтение – вообще, достаточно непростой творческий акт, в котором задействованы сложные психические процессы: внимание, представление и воображение. В процессе и в результате чтения каждый человек по-своему представляет героев и события. Телевиденье и кино подаёт всё в готовом виде. Многие родители вслед за учениками думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать рецензию из интернета или просмотреть краткое содержание. А учителя бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, путают времена и события.
Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Данные о детском чтении в СОШ№1: любят читать- младшие школьники – 33%, старшие – 27%; не любят читать - младшие школьники – 28%, старшие - 30%. Приведённые выше данные говорят о том, что у нас существует серьёзная проблема с детским чтением.
Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Н.Ф.Виноградова говорила о том, что «для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо  чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников.       Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно, не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Как же сделать, чтобы дети полюбили, уроки музыки, окружающего мира чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста.
Работа по формированию читательского интереса я осуществляю через уроки, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники, участие в различных конкурсах.
Но основная  причина, которая объясняет, почему современные дети мало читают в том, часто ли ребенок видит, как читают его родители?  В настоящее время, если честно, это является редкостью. И если дети не видят книг в руках родителей и дома нет хорошей библиотеки, а на ночь родители предлагают посмотреть мультики вместо того, чтобы прочесть сказки для детей, то неудивительно, почему у ребенка не возникает интереса к чтению. Таким детям хочется развлекаться, потому что развлечение, «драйв», девизы «бери от жизни все» - навязываются телевизором. Фантазия, познание окружающего мира, самообучение, -  ступени в развитии личности, а для этого необходима самодисциплина, которая воспитывается через любовь к чтению.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителя, так и ученика.
На начало года во 2 классе тех. чтения составляет 30слов. Результаты техники чтения. Выше нормы-13ч.(60-67слов);норма-3чел;ниже нормы7ч. (17-27слов); во-вторых, все являются постоянными читателями школьной и городской библиотек ; принимают участие в различных конкурсах.
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».
ЛИТЕРАТУРА
1. Через чтение в мировое образовательное пространство /отв. Ред. Н.И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.
2. Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по пробл. чтения. – М.:Либерея, 1997.
3.Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. 2015.
4.Куно К. Чтение во Франции. М.: Рудомино, 1992.
5.Ринг К. Чтение в информационном обществе //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб.ст. по пробл. чтения. – М.: Либерея.