ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Что читают в нашей школе?»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Рамоньская средняя общеобразовательная школа.














ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Что читают в нашей школе?»








Выполнила: Фролова Марина Александровна,
ученица 8 класса МКОУ Рамоньской СОШ

Руководитель: Белкина Инна Михайловна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Рамоньской СОШ







с. Рамонье
2014

Содержание

Введение..3-4
I. Основная часть 5
1.1. Современные социологические исследования в области подросткового чтения 5
II. Практическое исследование... 6
2.1. Отношение подростков к чтению 6
2.2. Досуговые предпочтения подростков. 6
2.3. Отношение подростков к классике7
2.4. Читательские предпочтения молодого поколения моей школы... 7
2.4.1. Жанрово- тематический репертуар. 7
2.4.2. Круг чтения школьников. 7-8
2.5.Мотивы выбора книг для чтения 8
2.6.Подростки и уроки русской литературы 8
III.Заключение9
Список использованной литературы. 10
Приложения 1. Анкета 11
Приложение 2. Любишь ли ты читать?............................................................. 12
Приложение 3. Мотивы выбора книг для чтения 13
Приложение 4. Сколько времени читают подростки?.......................................14
Приложение 5. Занятие ребят в свободное время 15
Приложение 6. Отношение к классике16
Приложение 7. Какие ты книги любишь читать?...............................................17
Приложение 8. По чьей рекомендации ты читаешь?..........................................18
Приложение 9. Интересны ли подросткам произведения
школьной программы 19
Приложение 10. Словарик афоризмов 20

















ВВЕДЕНИЕ
Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
На дворе XXI век. Век, когда литература не представляет особой важности для подростков. Мы сталкиваемся с этим в повседневном общении, на уроках в школе. Ограниченный кругозор, неумение высказать свои мысли. При изучении произведений русской классики, мы сталкиваемся с абсолютным незнанием эпохи, описываемой в них, что затрудняет анализ, понимание авторской позиции и общественно-исторического значения произведения.
Подростковое чтение тема, которая волнует учителей литературы. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Это обусловило выбор темы моего исследования « Что читают в нашей школе?».
Объект исследования: читательские предпочтения подростков в возрасте от 13 до 17 лет.
Предмет исследования: оценка значимости литературы в жизни молодых людей, проблема чтения среди учащихся-подростков в возрасте от 13 до 17 лет.
Цель исследования: выяснить, отношение подростков к литературе и чтению, что и как читают современные подростки
Гипотеза: Поколение ХХІ века не считает чтение важной составляющей духовного развития личности, поэтому подростки читают мало, не интересуются классической литературой, т.к. отсутствует эмоциональный компонент чтения.
Актуальность  рассматриваемой мной  проблемы  состоит  в  том, что   без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, научиться грамотно писать.
ЗАДАЧИ
уточнить место чтения в жизнедеятельности современного подростка.
глубже изучить предпочтения учащихся, что влияет на выбор литературы.
является ли литература ценностью для учащихся, чем именно привлекает их книга.
Методы исследования:
теоретический анализ современных исследований в данной области;
анкетирование;
методы информации (наблюдение, анкетирование учащихся);
статистические исследования ( подсчёт, вычисление).




















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Современные социологические исследования в области подросткового чтения
Электронная энциклопедия «Википедия» даёт такое определение
чтения:«Чтение один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» это способность воспринимать, понимать информацию».
Социологи пишут: идёт процесс смены моделей чтения. Прежняя модель чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и наши учителя. Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это «любовь к чтению». Под этим подразумевается высокий статус чтения, престиж в обществе “человека читающего”, сравнительно небольшая доля “чтива” в общем репертуаре чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение общественной, ориентированность круга чтения на лучшие произведения классической литературы, приключенческий жанр, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие “литературных героев”, которые служат примером.
А что же такое новая модель чтения? Меняются основные характеристики чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами; репертуар чтения, читательские предпочтения и пр. Читательские интересы проявление посредством чтения художественных, научных, учебных и др. текстов в различных формах жизненных интересов и осознанных потребностей. Они формируются на основе духовных интересов и, в свою очередь, влияют на последние. Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое обстановкой в обществе. Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике
В наше время приобретает выраженный характер тенденция обращения подростков к чтению с практической целью-«деловое»или прагматическое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям,- лежит в основе абсолютного большинства читательских запросов
Можно ли безоговорочно сказать, что новое поколение стало меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные моего исследования.













II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В основном исследовании приняли участие 34 учащихся 7-11 классов нашей
школы.
2.1. Отношение подростков к чтению
Что читают подростки в возрасте от 13 до 17 лет? Для того чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к литературе и чтению вообще, круг интересов наших сверстников, была составлена анкета (Приложение 1).
Вот некоторые факты. Вопрос «Любишь ли ты читать?» мы задали дифференцированно, чтобы иметь возможность оценить проанализировать по возрастному и гендерному признакам.
(Приложение 2)
Из опроса видно, что в целом подросткам нравится читать, особенно девушки 10-11 классов – 78%. Интерес к чтению заметно падает у юношей – старшеклассников. 25% читают в интернете краткое содержание программных произведений . В целом позитивное отношение к чтению у школьников сохраняется.
Чем же является чтение для школьников?
(Приложение 3).
27,6% подростков 12-15 лет ответили , что это их хобби, 26% называют чтение «времяпровождением». 16 % видят в чтении возможность развиваться. Самым частым ответом у 5 8% юношей было «надо». Интересно, что ни один юноша не отметил, что чтение- возможность узнать новое, зато для 8% это способ избежать двойки на уроках литературы. При этом никто из школьников не ответил, что читать модно или престижно, нужно для будущего или является средством духовного развития.
Моё исследование показало, что чтение занимает немного времени в жизни подростков: 35 % посвящают этому занятию до 30 минут в день, 44% - от 30 минут до часа, только оставшийся 21% - более 1 часа.
(Приложение 4).
Мы также узнали о том, что в старших классах школьники предпочитают произведения небольшого объёма. Почему это происходит? Школьники аргументируют недостатком времени для знакомства с полным текстом
2.2. Досуговые предпочтения подростков
Так чем же предпочитают заниматься ребята в свободное время, и какое место в ряду досуговых предпочтений занимает чтение. Исследование было проведено отдельно по каждому класс, некоторые указывали несколько любимых занятий.
(Приложение 5.)
Чтение занимает второе место у учащихся 7 класса, первое место у девушек 10-11 классов, последнее место у учащихся 8, 9 классов и юношей 10-11 классов. В силу своего возраста молодежи более интересно проводить время со своими друзьями, гуляя на улице. Но самым распространённым времяпровождением является «сидение за компьютером».

2.3. Отношение подростков к классике
Далее я проанализировала отношение наших школьников к классике.
(Приложение 6 )
78% читают её только в рамках школьной программы. 49% считают классику неактуальной, недостаточно знают, чтобы судить -6%.
·
Читательский прагматизм выражается и в отчуждении от поэзии: 61% опрошенных читают стихи только по программе.
2.4. Читательские предпочтения молодого поколения нашей школы
И всё-таки главный вопрос нашего исследования: что же вообще читают современные подростки, если они отвергают поэзию и классику? Иначе говоря, каков их круг чтения?
2.4.1. Жанрово-тематический репертуар.
Подросткам в возрасте от 13 до 17 лет было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” всего было предложено 8 вариантов выбора, кроме произведений школьной программы.
(Приложение 7)
Первое место занимает в 12-15 лет фантастика (36 %), в 16-17 у девушек детективы (42%), у юношей приключения (56%).
2.4.2. Круг чтения школьников
В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?” было названо около 25 имён авторов либо названий книг (автора помнят не всегда). Не трудно догадаться, что в этот список входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все учащиеся определённого возраста. Что же представляет собой сам “заветный” список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей?
Лучшими произведениями русской литературы были названы: «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», «Анна Каренина», «Дети подземелья», «Ревизор», «Ася», «Мёртвые души». Из зарубежной литературы чаще других упоминается «Ромео и Джульетта».
Среди любимых авторов чаще всего встречались фамилии: А. А.Пушкин- 25%, Н.В.Гоголь -22 %, И.С.Тургенев-12%. Были названы фамилии Ф.М.Достоевского, М.Ю. Лермонтова, В.Распутина. Наиболее интересными зарубежными авторами ребята считают С.Кинга, Г. Уэльса, конечно же, Джоан Роулинг с «Гарри Поттером».
Среди распространения делового чтения интересно узнать: есть ли книги, которые тронули подростков и герои, на которых они хотели бы быть похожи? 53% отметили, что такие герои есть: Дубровский, Робинзон Крузо, Шерлок Холмс, Маша Миронова, Д,артаньян, Ася.
47% таковых героев ещё не нашли.
Среди произведений, которые тронули подростков названы:
«Ася» И.С. Тургенева, «Ромео и Джульетта» Шекспира , В.Распутина «Уроки французского», «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Три мушкетёра» А.Дюма, «Дети подземелья» В. Короленко, «После бала» Л.Н. Толстого, «Приключения Тома Сойера и ГеккельбериФина» М.Твена, Д. Дэфо «Робинзон Крузо». Среди перечисленных книг нет ни «Властелина колец», ни «Гарри Потера», ни «Звёздных войн». Можно сделать вывод, что эмоциональное воздействие оказывают произведения, заставляющие сопереживать реальным героям. Парадоксально, что, когда мы попросили ребят назвать произведения, которые произвели на них впечатление, а также любимых писателей, ответы были прямо противоположными утверждению о неактуальности классики. Это свидетельствует о несформированности самого понятия классики, а так же о том, что чтение заключается в рамках школьной программы.
2.5. Мотивы выбора книг для чтения
Следующий блок моих вопросов был направлен на то, чтобы узнать, как подростки выбирают книги для чтения. Больше всего выбор книг делается по совету учителя.
(Приложение 8)
Как видим из диаграммы, рекомендации учителя предпочитают юноши 10-11 класса, т.к. ранее мы уже отмечали, что они в основном читают программные произведения.
2.6. Подростки и уроки русской литературы
Целью заключительного блока вопросов анкеты было выяснить отношение к урокам русской литературы.
Интересны ли подросткам произведения школьной программы?
(Приложение 9)
В целом школьникам интересны произведения школьной программы.




















III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании моего исследования можно сделать вывод, что характер
чтения и даже его способ изменились. Частично подтверждается гипотеза: подростки читают для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер. Компьютер вытесняет книги из жизни школьников. И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.
Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры и не вошедшие в школьную программу.
Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Мы составили словарик афоризмов, в который вошли высказывания великих людей о чтении (Приложение 4).
Может быть, это разбудит в некоторых подростках читательский интерес, хотя бы из честолюбия. Кроме того, я планирую в этом учебном году выступить на родительском собрании и ознакомить родителей с результатами исследования, а также рассказать о роли семейного чтения.
Меняются люди, эпохи, подростки, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.
Заканчивая работу, хочу обратиться к своим сверстникам со словами грузинского поэта Алио Мирцхулава.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно // Новое
ли тературное обозрение. - 2001. - № 51
2.Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4.
3.Компьютер и книга: сотрудничество или противостояние?// Библиотека в школе. – 2006. - № 5. – С. 133 – 139
4.Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература, 1989
5.Интернет-ресурсы:




























ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. Анкета
АНКЕТА

1.Сколько часов в день ты посвящаешь чтению?
А. до 30 минут
Б. от 30 минут до 1 часа
В. более 1 часа
2.Любишь ли ты читать?
3.«Чтение для тебя- это»
4.Как ты обычно проводишь свободное время после выполнения домашних заданий?
5. Читаешь ли ты стихи?да__________- только по программе_______
6. Книги какого жанра тебе нравятся?
приключения
фантастику
детективы
энциклопедии
специальную литературу для школьных докладов
романтические произведения
историческую литературу
классику
сказки
всё подряд
только то, что надо по программе в школе
ничего
другое ( что именно)__________________________________________________________
7 Читаешь ли ты классику? Актуальна ли она сегодня?
8. Есть ли у тебя любимый писатель?
9.Твой любимый литературный герой
10. Есть ли книги, которые тронули тебя?
11. Есть ли герои, которые стали примером для тебя?
12.“Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?”
13. «Как ты выбираешь книги для чтения?»
А) По совету родителей


Б) По рекомендации учителя


В) По совету друзей


14.Тебе интересны произведения школьной программы?





Приложение 2. Любишь ли ты читать?



















Приложение 3. Мотивы выбора книг для чтения.

Мотивы чтения

12-15 лет
Девушки 15-17 лет
Юноши 15-17 лет

Времяпровождения
26%

Для саморазвития
16%

Просто хобби
27,6%

Чтобы не получить 2 на уроке литературы
15%

8%

Надо
6%

58%

Приложение 4. Сколько времени читают подростки.




































Приложение 5. Занятие ребят в свободное время.
.
Таблица 1

7 класс
%
10-11 класс



8 класс
9класс
Девушки
Юноши

Помогаю родителям
9%



8%

Провожу время за компьютером
39%
50%
31%
17%
50%

Гуляю с друзьями
23%
16%
7%
33%
58%

Читаю книги
31%
6%
6%
44%
8%

Слушаю музыку



17%


Своими делами

11%

6%


Смотрю телевизор

17%
6%
6%
1%

Отдыхаю


50%
24%


Спорт
15,4%


12%
16%

Приложение 6. Отношение к классике.




































Приложение 7. Какие ты книги любишь читать?


Литературные жанры
13-15 лет
15-17 лет



Юноши
Девушки

Детективы
20%
33%
42%

Приключения
17%
56%
26%

Историческую литературу, о войне
10,6%



Классику
12,8%
5%
22%

Фантастику
36%

39%

стихи
6,4%



сказки
8,5%
25%
11%

ничего
4%



Приложение 8. По чьей рекомендации ты читаешь?



















Приложение 9. Интересны ли подросткам произведения школьной программы?





































Приложение 10. Словарик афоризмов



«Чтение вот лучшее учение» Пушкин А.
«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить» Вольтер Ф.
«Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли» Лашков М.
«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, как будто бы освежился купаньем в чистом источнике» Шопенгауэр А.
«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» Бэкон Ф.
«Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» Жанлис Ф.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Диаграмма 1° 1
·
·:
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·В
·@
·Ђ
·
·
·
·
·°
·@
·
·2
·
·
·‚
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·ђ
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·A
·Ђ
·
·
·
·2
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·I
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Диаграмма 1Диаграмма 7ђ Заголовок 215