Презентация по русскому языку на тему Безударные падежные окончания имен существительных


 Урок русского языка в 3-ем классе.
Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных.
Цели урока:
Закреплять умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Способствовать развитию памяти, речи, мышления.
Воспитывать любовь к книге.
Оборудование: карточки с текстом, плакаты с высказываниями о книге.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Учитель говорит фразу, дети повторяют.
Я буду внимательным.
Я буду думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду старателен, догадлив.
II. Грамматическая разминка.
На доске записаны слова:
библиотека
чтение
поэт
писатель
Ученики запоминают их в течение 20-и секунд. Затем учитель закрывает слова.
Вопросы:
Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (Поэт, писатель)
К какому склонению относится предпоследнее слово? (2-е склонение)
Под каким номером находится односложное слово? (Нет)
Употребите слово, предшествующее слову писатель в предложном падеже? (О поэте)
Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова ряда. (1 + 2 + 2 + 2 = 7)
Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? (№2,   №3, №4)
Придумать определения к словам, произнести их в том же порядке? (Большая, выразительное, знаменитый, хороший)
Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение)
Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)
Слово, где звуков меньше, чем букв. (Писатель)
Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (10 + 8 = 18)
Чем можно объединить все слова (Существительные)
Что вы знаете об имени существительном?
Учитель. Все слова можно отнести к теме “книга”, поэтому сегодня весь материал урока будет посвящен книге, чтению.
III. Тест.
1. Подчеркните существительные 3-го склонения:
ГНОМ,НОЧЬ,ДУДОЧКА,МЫШЬ,МАТЬ,ЗЕРКАЛО.
2. Подчеркните существительные 2-го склонения:
ОРЕЛ,КРЫСА,ДЕРЕВНЯ,ЗАМОК,МАЛЬЧИК,УЧЕБНИК.
3. Подчеркните существительное в Т.п.:
ВОРОТНИКОМ,ГНЕЗДА,В КАНАВАХ.
4. Подчеркните существительное в П.п.:
В КАЛЕНДАРЕ,БАНТАМИ,ПРЯЖКИ.
5. Подчеркните существительные множ. числа:
ГУСИ,БЕДА,УШИ,КЛЮВ,АИСТ,ГНЕЗДА.
Проверка выполнения задания, оценка работ учащихся.
– Из какого произведения взяты слова? (С.Лагерлеф “Приключения Нильса с дикими гусями.”)IV. Самостоятельная работа у доски.
Два ученика записывают в 2 столбика слова с безударным окончанием.
Е
к землянкена дубена волек старухев полео белке И
по цепидля батюшкиот злостиот хитростииз бочкис пристани
– Откуда взяты все эти слова? (Из сказок А.С.Пушкина)
Учащимся, которые работали у доски задаются вопросы по теме: “Имя существительное”. Оценка выполнения работы.
V. Письмо по памяти.
На доске записаны предложения, учитель открывает по одному предложению, дети записывают по памяти.
Не загибай страниц в книге и в тетради.
Ленивому Мишке все не до книжки. (пословица)
Всем лучшим я обязан книге. (писатель М.Горький )- (самопроверка.)
Учитель. О книге говорили многие писатели и поэты.
На доске:
Книга – хранилище знаний. (Б. Полевой)
Книга – наш учитель. (В. Маяковский)
Книги – наши лучшие друзья. (К. Паустовский)
VI. Грамматический разбор предложения.
Один ученик работает у доски.

Морфологический разбор слова.
Книга – сущ. (что?) предмет.I. Н.Ф. – книгаII. нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл.III. И.п., ед.ч.IV. подлежащее.
VII. Исправление ошибок.
Учитель раздает карточки с текстом, на которых надо исправить ошибки.
Все книги нас учят.Одни помогают человеку стать добрым, чес ным, смелым.Другие рассказывают о природи путишествиях, висне. Знай, каждая книга – твой верный друк! К книге надо относиться бережно.
– Найдите имена книжных героев. (Незнайка, Гена)
VIII.
Закончите фразу, употребив существительное с предложенным условием.
Моя самая любимая сказка повествует о … (1-е скл.)
Все дети любят рассказы о … (2-е скл.)
IX. Итог урока.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Прочитайте призыв К. Паустовского и старайтесь ему следовать.
Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский.)
Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Моя любимая книга”.