Конспект урока. Безударные падежные окончания окончания имен сущ. 4 кл.




МБОУ «СОШ» с.Объячево
Прилузский р-он Республика Коми









Конспект урока по русскому языку
«Правописание безударных окончаний имен существительных»
4 класс





Выполнила учитель
начальных классов
Туркова Лидия Акиндиновна





2014г.


Урок русского языка в 4 «а» классе.

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных».

Цель: научить проверять буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Задачи:
Личностные: формировать учебно-воспитательный интерес к новому учебному материалу, положительное отношение к школе, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к работе.
Предметные: формировать умение находить имена существительные с безударными окончаниями, учить проверять буквы в безударных окончаниях, развивать связную речь и логическое мышление.
Метапредметные:
Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, обучать навыкам самоконтроля.
Познавательные: учить находить и выделять необходимую информацию, осознанно
строить речевые высказывания, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: учить умению слушать, выражать своё мнение, уважать мнение своих товарищей, вступать в диалог, осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве

Учебные материалы.
Учебник «Русский язык. 4 класс». (Авт. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.); рабочие тетради;
карточки для дифференцированной творческой работы в парах;
справка-информация для изучения нового материала;
карточки для самостоятельной работы;
компьютер, экран, проектор; презентация урока.
Ход урока

Универсальные учебные действия


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс



- Внимание!
- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручка и тетрадки? Дети: Есть у нас девиз такой: «Всё, что нужно – под рукой!» -У вас на столе лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите. -Ну, что ж хорошее настроение – залог успешной работы на уроке. А я проверю вашу готовность к работе: - учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже; - учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в дательном падеже; - учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в предложном падеже;
- Вы готовы? Тогда приступаем: в березовой роще: (3) начертить по линейке: (2) прибежал с площадки.(1) Я рада, что ошибок вы не допустили. Правила посадки. Здоровьесберегающая технология. Цель: формирование правильной осанки. -Руки на месте? (НА МЕСТЕ) Ноги на месте? (НА МЕСТЕ) Локти на месте? (У КРАЯ) Спина прямая? (ПРЯМАЯ) -Откройте тетради, запишите число
- Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок. А девизом нашего урока будут следующие слова, прочитаем хором:
(Будем знанья добывать,
Чтоб с успехом применять).

Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки (личностные УУД)



2.Чистописание.
Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо различных соединений букв, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания

Массаж рук.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят –
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.


Дети читают стихотворение и выполняют движение.
(Руки в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони.)
Дети рассматривают написание соединений букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).


3. Актуализация знаний. Реализация общеучебных умений и навыков. Цель: Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала. -Ребята, предлагаю вам выполнить задание «Орфографической минутки».
-Посмотрите на слова:
п.ход, н.мазал, пр.мокнет, з.крытая, п.р.сказ, стульч.к, осин.вый, кист.чка, стар.нькая, смел.сть, см.гчить, л.нейка, д.брота, сож.ление, ст.клянный.
-Какая орфограмма пропущена во всех этих словах?
(Безударная гласная).
-На какие группы можно разделить эти слова?
Дети могут предложить разные варианты (по частям речи, по количеству слогов,по месту нахождения орфограммы и т.д.).
Если нужного ответа дети не предлагают (по месту нахождения орфограммы), то на экране предлагается символическая подсказка, после чего детям ещё раз задаётся вопрос:
-А на какие ещё группы можно разделить эти слова?
- Запишите слова в группы, в зависимости от места нахождения орфограммы.
-Давайте проверим это задание.
-Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова (на экране): по тропинк..., у дорожк..., о Серёж... .
-Какая орфограмма пропущена в этих словах?
- В какую из наших трёх групп нужно их записать?
- Почему?
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
-На доске записаны слова, из которых необходимо составить слова с непроверяемыми написаниями.
пенал (?) носоктакси (?) набекренькулич (?) разницабензин (?) музей(Песок, сирень, улица, иней.)-Запишите эти слова в родительном падеже, выделите окончания. Назовите окончания имен существительных.(Окончания –а, -и, -ы, -я.)-Почему у этих существительных разные окончания, если падеж одинаковый? - От чего зависит написание окончания? (Окончание зависит не только от падежа, но и от склонения.)
4 этап: Целеполагание. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) - Составьте предложение со словом «олень», но так, чтобы это слово стояло в форме предложного падежа. Давайте запишем предложение. - Какое задание можно выполнить с данным предложением? Разобрать по членам предложения и разобрать по частям речи.
- Что вы можете сказать о слове «олень»? (2-е скл., безударную гласную в падежном окончании нужно проверять словом – помощником в «земле», значит окончание – е в П.п.) - Кто из Вас может обозначить тему нашего урока?
-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Гимнастика для глаз.
- Сейчас мы пойдем в гости к падежам. Разделимся на три группы по рядам в соответствии с количеством склонений, и просклоняем их.(парта, солнце, рожь)

Ребята, откройте папку, найдите карточки под № 1, что там написано «Памятка» Внимательно читайте задание и “шаг” за “шагом” выполняйте работу. Памятка. 1.Просклонять существительные. 2.Дописать окончания. (Если не знаете, какую букву писать, обозначьте мне это сигналом) 3.Поставить ударение. - Принимаемся за работу. - Проверим свою работу. - Назовите слова – помощники? - Почему именно эти слова? (Потому, как в этих словах ударные окончания).

Изучают список слов на экране и индивидуальных карточках.
(познавательные и коммуникативные УУД).



Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
По одному ученику называют слова, записанные в каждую группу, объясняя правописание орфограммы.




-Безударная гласная.
-Ни в какую.

-Орфограмма находится в окончании слов.





Дети начинают предлагать различные варианты правописания этих слов. Для объяснения не находят знакомый алгоритм.


Дети планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).





Планируемые результаты: Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять смысл слов. Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий. Познавательные УУД: формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы. Здоровьесберегающая технология.

Физминутка. Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то руки вверх; если имя существительное относится к 3-му склонению, то руки в стороны. Попробуем? (Домик, море, лампа, , солнце, мать, балкон,лесник) -Опустили руки, тихонечко сели. 5 этап: Закрепление новых знаний и способов действий. Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
А) - Читаем и вставляем в тексте «Светлячки» правильные окончания. (На экране)
Б) Деформированные предложения:
«живут, в, полярный, тундра, совы
являются, птиц, мыши, кормом.
дежурит, у, сова, терпеливо, норка.»
- Составьте предложения из этих слов, озвучьте их - Сейчас мы их запишем в тетрадь, но в данном предложении встречаются слова с безударными падежными окончаниями, для того, чтобы грамотно их записать, нам нужно вспомнить последовательность действий, и я предлагаю Вам отправиться в магазин «алгоритм». Давайте познакомимся с содержимым данного магазина и всё расставим по полочкам, согласно тому, как мы будем действовать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания в именах существительных. -Итак, расставляем всё по полочкам. -Какие окончания вы написали, докажите?
- Мы отправляемся дальше теперь уже в «Учебный центр», откройте учебники на странице 21. Найдите упражнение 194.
- Прочитайте задание. Выполните.
Регулятивные УУД: снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления








Планируемые результаты: Коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию. Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом. Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации. Познавательные УУД: отбирать информацию, анализировать, выбирать критерии для сравнения, строить логическую цепь рассуждения.

6 этап: Применения знаний и способов действий Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Применить свои знания для грамотного написания безударного окончания. Предлагаю вам на улице «Существительное». Здесь живут Буратино и крокодил Гена. В дом Буратино мы поселим слова с окончанием е, а в дом Гены слова с окончанием и. На слайде появляются слова: на дубе, к кому в дом поселим данное слово? от злости, в поле, из бочки, в озере, на воле, в зелени, у дичи.
Планируемые результаты: Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Регулятивные УУД: самостоятельно корректировать работу, определять правильность выполненного задания. Познавательные УУД: сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.


7 этап: Обобщения и систематизация знаний. Цель: Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных, и межпредметных знаний. А, сейчас фабрика, да не простая, а фабрика слов. Приготовьте карточку под №2 -Нарисуйте график безударных окончаний. Посмотрите, какой график получился у меня, оцените себя в листах успеха.

Учащиеся работают в парах, записывают текст без ошибок.



8 этап : подведение итогов
Цель: Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся. Оценки за урок.

Планируемые результаты: Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения. Личностные УУД: оценивать личностный смысл учения, оценивать своё отношение к процессу обучения. Познавательные УУД: анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.

9 этап: Информация о домашнем задании.
Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Найдите карточки под № 3. Это Ваше дом. зад., оно состоит из 3-ех упражнений, выберите одно из них и выполните.



10 этап: Рефлексия. Цель: Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества - А теперь поднимите зелёные фишки, кто доволен своей работой на уроке? - Жёлтые фишки, кто не совсем доволен и мог бы работать лучше. - Красные фишки, кто не доволен. - Обозначьте мне своё настроение. Я рада, что у вас хорошее настроение, значит урок удался.
Оценка работы

Планируемые результаты: Регулятивные УУД: давать оценку деятельности другим, давать оценку своей деятельности






















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515