Урок по литературному чтению И.А.Бунин Листопад (4 класс)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя
России Шерстянникова А.Н. Усть-Кутского муниципального образования.
Урок литературного чтения в 4 классе «Листопад» И.А.БунинУчитель:Сурова Ольга Васильевна
31 октября 2016 г.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4.
Тема: Анализ лирического отрывка из стихотворения И.А.Бунина «Листопад».
Тип урока: . Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, просмотр презентации, прослушивание аудиокниги
ХОД УРОКА:
Ι.   Мотивационный этап.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
-Мы начинаем урок литературного чтения.
II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Отгадайте загадку:
Пусты поля, Мокнет земля,Дождь поливает.Когда это бывает? (Осенью)
СЛАИД1– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) 
- Ребята, на внеклассном чтении мы читали с вами стихи об осени
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача вспомнить поэта, который написал его. (работа в парах)
А.С.Пушкин "Осень"
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Афанасий Фет
Ласточки пропали,А вчера зарейВсё грачи леталиДа, как сеть, мелькалиВон над той горой.
А.Н.Плещеев«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
С Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.
М.Ю Лермонтов
Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).
- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?
(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).
- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке? (Листопад).
На доску вывешивается название стихотворения.
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
Слайды 2-3
III. Целеполагание
-Сформулируйте тему урока: ( ЧТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ) Стихотворение И.А. Бунина "Листопад" (слайд 4)
-Какую цель мы поставим на уроке?
Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Листопад" .- Сформулируйте задачи, который помогут достигнуть цель :
( Какую работу мы должны провести?)
1. Познакомиться с биографией поэта .
2.Познакомиться со стихотворением.
3.Выяснить значение непонятных слов.
4.Выяснить, какие языковые средства выразительности использованы?
5. Научиться читать выразительно стихотворение.
6. Подвести итог проделанной работе, оценить свою работу на уроке.
-Итак, сформулировав задачи, мы получили план, по которому будем работать.(слайд 5)
IV. Открытие нового знания
-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор.
Читает учитель под спокойную музыку.
- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Чем восхищается автор?
-Какие непонятные слова вам встретились?
2) Работа в группах
1 группа (биографы)-используя статью изучают биографию Есенина и заполняют паспорт)
2 группа (поэты)-отчитывают выразительно стихотворение
ПАМЯТКА
Правильно ставь ударения.
Соблюдай паузы.
Выбери силу голоса (Тихо, громко.)
Определи темп (Быстро, медленно.)
Читай эмоционально.
Покажи интонацией своё отношение к произведению(слайд 6)
3 группа(историки)-работают со словарями и находят лексическое значение словарных слов.
Познакомимся с биографией поэта
(портрет)
Иван Алексеевич Бунин.
(1870 - 1953г.)
Дальнейшую информацию об авторе вы узнаете из текста, который дан на листочке
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. За сборник "Листопад" награждён Пушкинской премией.  В эмиграции написаны "Митина любовь" (1925), "Солнечный удар" (1927), "Темные аллеи" (1943), автобиографический роман "Жизнь Арсеньева" (1927 - 1929, 1933). В 1933 г. Бунин стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багрот этого возникли названия багровый и багряный.
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса (слайд 7)
2) проверка групп
-оцените работу групп
V.Первичное закрепление нового знания
1)Работа над художественными средствами.
_ Почему так красиво это стихотворение? (много языковых средств художественной выразительности)
-какие языковые средства художественной выразительности вы помните?
- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.
( на экране определения, дети читают) (слайды 8-10 )- Поработаем в парах, 1й ряд ищут эпитеты, 2й ряд – олицетворения, 3й ряд – сравнения.
- Давайте послушаем. (вопросы учителя по ходу обсуждения)
- А теперь, внимание, сложный вопрос.
Почему поэт не «оживил» лес? Изобразил его теремом?
- Выскажите свою точку зрения.
(в стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)
2)-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"
- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.) слайд11
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)
VI. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
1)Выразительное чтение стихотворения( самостоятельно)
2).Работа над идеей произведения.
-Подумайте, для чего Бунин написал это произведение.
1.Чтобы обратить внимание на красоту природы.
2.Заставить других полюбоваться этой красотой.
3.Выразить свое душевное состояние, свою любовь к природе.
-Какие чувства выразил поэт?
(восхищение, грусть, любовь)
-В каких словах автор выражает свои чувства?
VI Итог урока
– Что побудило Бунина, написать своё произведение? (КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ) Удалось ли нам проникнуться настроением, которое они хотели нам передать своими произведениями?
-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?– Что показалось вам наиболее интересным?
Выставление оценок
VII Рефлексия (слайд 13)
-А хотите я сейчас перенесу вас в пору золотой осени, в пору листопада, в наполненный красками и завороженный тишиной лес, в котором побывали мы сегодня на уроке Возьмите листочки на парте, встаньте, сейчас , поднимите руки вверх, помашите листьями.
Наш осенний лес тоже красив!
-Всем спасибо за работу.