Конспект урока литературного чтения на тему И.Бунин Листопад


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каспийский лицей №8»
Открытый урокЛитературное чтение 4 класс
Открытый урокЛитературное чтение 4 класс

Тема. И.А. Бунин «Листопад».
Тема. И.А. Бунин «Листопад».

Программа УМК «Школы России»
Учитель начальных классов
Панова Наталья Владимировна

2015 г.
Учитель: Панова Н.В.
Дата:28.11.2015.
План-конспект урока
по литературному чтению
с применением ИКТ в 4 классе.
Тема: И. А. Бунин «Листопад».
Используемые технологии:
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.
Задачи урока:
совершенствовать умения учащимися анализировать лирическое стихотворение;
продолжать совершенствовать учащимися навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
обогащать учащимися словарный запас;
развивать у учащихся умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
закреплять знания учащихся о средствах художественной выразительности;
воспитывать любовь учащихся к родной природе и бережное отношение к ней;
совершенствовать умение учащихся работать в паре и оценивать товарища;
развивать мыслительные операции учащихся, делать умозаключения;
Учить строить монологические высказывания;
Формы работы, используемые на уроке:
 индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Материальное обеспечение (оборудование):
учебник «Литературное чтение». 4 кл., автор. Л. Ф. Климанова;
презентация по теме И. А. Бунин «Листопад»;
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД СОТ
I. Релаксация.Эмоциональный
настрой. Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Сядем прямо, не согнемся,За работу мы возьмемся.Давайте улыбкой передадим, друг другу хорошее настроение и начнем урок.
II.Речевая разминка.
III. Проверка домашней работы. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём.(Чтение в медленном, быстром темпе, громко, тихо, скороговоркой).
- Так начнём наш урок с проверки домашнего задания. Очень хочется послушать это стихотворение в вашем исполнении.
-Молодцы, ребята. - Очень легко училось стихотворение Н. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…».
3 ученика рассказывают наизусть стихотворение Н. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…»
IV. Актуализация знаний.
рироды?
V.Самоопределение к деятельности.
Целеполагание. - Зима это хорошо!
-А какое время года предшествует зиме?
Загадка .Золотистая косичка – это рыжая сестричка
Убирает,веет,косит,урожай в амбары носит.
О каком времени года будем говорить?
- А что характерно для осени?
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
-А какие поэты описывали в своих стихотворениях осень? Назовите и процитируйте хотя бы строчку.
-И я помню.
-Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- Вспомните, какое стихотворение об осени мы читали недавно?

Многие композиторы и художники не остались равнодушными красоте природы. Чайковский цикл «Времена года» «Октябрь».
Какими средствами выражали свои эмоции к красоте природы?
Левитан «Золотая осень», Шишкин «Осенний пейзаж» ,Паленов «Осенний лес». Подпишите картины поэтическими строками.
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихотворения, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Сегодня на уроке мы разнообразим цветовую гамму в изображении осени.
Работа в группах .(Соберите слова)Сформулируйте тему урока.задачи.
Какую цель мы поставим на уроке? Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Листопад" . - Сформулируйте задачи, который помогут достигнуть цель : ( Какую работу мы должны провести?) 1. Познакомиться с биографией поэта . 2.Познакомиться со стихотворением. 
3.Выяснить значение непонятных слов. 4 Проанализировать стихотворение по смысловым частям 5.Выяснить, какие языковые средства выразительности использованы? 6. Научиться читать выразительно стихотворение. 
- Вы уже прочитали на доске эпиграф к уроку. «Так знать и любить природу, как умеет ….(Бунин), мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок.
О ком эти строки?
- Почему я взяла именно эти слова-Жизнь природы изменчива. Она полна интересных
событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И. А. Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А. М. Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения.
- Так зачем же нам читать стихи?
-Какая же одна из главных задач урока?
-А хотите узнать, как Иван Бунин стал таким внимательным и наблюдательными?
- К этому уроку ребята нашего класса, которые посещают внеурочное занятие приготовили мини - проект «Творчество И. А. Бунина». - Ваша задача, слушать внимательно а можете даже некоторые моменты записывать в тетрадь для того, чтобы потом вы смогли составить синквейн -И. Бунин. -Осень.
Дети вспоминают один из главных признаков осени.
-Листопад.
Дети называют поэтов и читают отрывки.
-И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
(Три ученика выходят к доске и рассказывают его наизусть по четверостишию)
- Нет.
- Стихотворения красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы.
- Мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе.
- В этих строках упоминается фамилия Бунин.
- Из этих строк понятно, что этот поэт мог описать так природу, что всем будет понятно. Он очень наблюдательный и умел красоту природы описать в стихотворениях.
-Чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихотворений к родной природе, ведь они более внимательны и
наблюдательны, чем мы.-Услышать и увидеть богатство звуков и красок осеннего леса.
-Да!
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД)
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД)
преобразовывать информацию из одной формы в другую (Коммуникативные УУД)
Технология диалогового взаимодействия.
  V. Знакомство с биографией писателя.
Выступление учащихся (сопровождается слайдами презентации).
1.
-Мы расскажем о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство
провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.
2. - В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. 3.- Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. 4.- Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина.
Творческая работа (в группах)
-Большое спасибо, ребята! Было очень интересно!
- А теперь предлагаю составить синквей.
- В чем его особенность? Кто подзабыл, можете пользоваться тетрадью.
- Вспомните ребята, правила работы в группах.
- Молодцы, ребята. Слушали все внимательно, поэтому такие точные синквейны получились.

- Учащиеся слушают выступление своих одноклассников, делают необходимые пометки.
- Пять строк (смотрят в тетрадях)
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка — вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)
Проверка задания. (чтенние синквейнов)
Составленные ребятами синквейны:
1.Бунин Иван Алексеевич
Талантливый, внимательный
Писал, творил, создавал
Жил в России и Франции.
Лауреат
2. Бунин Иван Алексеевич
Русский, наблюдательный
Печатался, переводил, эмигрировал
Лауреат Нобелевской премии по литературе
Писатель
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
доносить свою позицию до других.
(Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД,
Познавательные УУД)
умение совместно работать с одноклассниками (Коммуникативные УУД)
давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД)
учиться выполнять различные роли в группе.
(Коммуникативные УУД).
Информационно-коммуни
кативные техноло
гии
Реализа
ция проект
ной деятель
ности.
Элементы критического мышления
VI. Первичное восприятие стихотворения. - Ребята, в синквейнах вы употребили прилагательные наблюдательный, талантливый, внимательный. Это действительно так и вы сейчас убедитесь в этом.
-Я предлагаю вам послушать это стихотворение.
– Понравилось ли вам это стихотворение?
- Что вы представили, когда слушали стихотворение?
- Какое время года описывает поэт? Докажите.
- Какие чувства вызвало стихотворение? 

- Какой вы увидели Бунинскую осень?
 
- Стихотворение называется «Листопад».
- Что для вас слово листопад?
- Составим корзинку идей?!
-Прочитайте, стихотворение и попробуйте определить, а что значит для И. Бунина листопад?
- В конце урока, после тщательного анализа стихотворения, вы попробуете определить главную мысль этого стихотворения, выбрав правильное предположение из корзинки идей.
Дети слушают стихотворение в сопровождении музыки и слайдов.
Слушают стихотворение, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя
-Да.
- (ответы детей)
- Осень. (дети находят строки из стихотворения)
- Печаль, восхищение, радость.
- Яркая, праздничная, красивая
Корзинка – идей.
Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.
Листопад – это …
…опадание листьев
… пора осени
… явление в природе
… сухие листья
… разноцветные листья
Обмен впечатлениями. Предположения детей.
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)
осуществлять взаимоконтроль (Регулятивные УУД)
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД)
Информационно-коммуникативные технологии
Элементы критического мышления.
VII. Чтение стихотворения с анализом
1 часть. а) Словарная работа. перед уроком в классе вывешиваются незнакомые слова из стихотворения на белых листочках, и их лексическое значение на голубых листочках
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить
( колдовать)
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса-
Подберите синонимы к словам:
Лиловый -
Золотой –
Багряный -Лазурь –
в)  Чтение по частям с анализом
I 1часть до слов «И осень тихою вдовой,
вступает в пёстрый терем свой»

- Докажите словами текста.
- Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?
- Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.
- Предлагаю вам, закрыть глаза и представить, что мы находимся в осеннем лесу и идём по тропинке. Дети, которые знают их лексическое значение слов (они на белых листочках), рассказывают другим ученикам класса, а если они сомневаются, то находят ответ на голубых листочках.
Работа в парах. Взаимоопрос. Два ученика читают текс. Останавливаясь в конце абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
1 пара:
- Кто главный герой этого стихотворения?
- Лес.
- С чем сравнивает поэт лес?
-С теремом.
-Какие деревья автор увидел в осеннем лесу? Зачитай.
- Берёзы, елочки, клёны.
2 пара:
-Почему образуются просветы?
- Листья кое - где опали.
-С чем автор сравнивает эти просветы?
- Что оконца. С окнами.
-Кто хозяйка терема?
-Осень.
Работает весь класс.
- И Осень тихою вдовой… 
- Оживляет, даёт ей имя.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения (Регулятивные УУД, коммуникативные УУД)
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД)
Воспринимать 
текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) Элементы критического мышления
VIII. Физкультми- нутка. - Вот мы остановились и …
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Под руководством учителя выполняют зарядку для правильной осанки. Здоровье –сберегающая технология.
  IX .Чтение стихотворения с анализом 2 и 3 части. 2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…»
- Почему же этот период получил такое название?Не знаете? А вот почему!
Есть несколько мнений по поводу происхождения термина «бабье лето». И самый распространенный из них появился еще в древности. Согласно этой версии, деревенские женщины могли освободиться от полевых работ и посвятить время детям, домашним делам только когда уже наступала осень. Но для заготовки солений, прядения пряжи, обработки льна представительницы прекрасного пола выбирали погожие деньки. В бабье лето на Руси было принято устраивать застолья, встречаться с родными.
3 часть А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»
Продолжается взаимоопрос. Дети читают и задают друг другу вопросы.
3 пара:
- Где мы оказались?
- На поляне.
- С чем сравнивается поляна?
- С дворцом.
-С чем сравнивается паутина?
- С тканью из серебра.
4 пара:
- А когда бывает много паутины?
- В дни теплых дней бабьего лета.
- Когда бывает бабье лето?
- Каждый год в начале осени природа
дарит приятный сюрприз, когда холодная погода на несколько дней сменяется на практически летний зной. Эти яркие дни, когда солнце ласково греет, а тучи не закрывают небо, называются бабьим летом.
Ответы учащихся. Дети затрудняются правильно ответить.
5 пара:
-Кто есть во дворе на поляне?
-Мотылёк.
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
- Белый лепесток.
6 пара:
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? 
-Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.
- А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
 - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…
- Как ты понимаешь последнюю строчку этого стихотворения? Заворожённый тишиной.
- Лес удивлен, потрясен. Познавательные,
коммуникативные,
регулятивные, личностные УУД. Элементы критического мышления. Работа в парах.
X.Обобщение деятельности учащихся. Работа в группах. -Каждый поэт описывая природу использует средства художественной выразительности?
- Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин?
- На белых листочках я выписала эти средства художественной выразительности из стихотворения и предлагаю каждой группе найти:
-1 групп - сравнение
- 2 группа - олицетворение
-3 группа эпитеты- Пользуйтесь памятками, если забыли
Здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание.
«молчанье» - ч
«вышине» - ш
«можно» - ж
«тишине» - ш
«расслышать» - ш
«шуршанье» - ш
Подчеркните в словах эти буквы.
-Молодцы! - Олицетворение,  сравнение, эпитеты.
Работа в группе.
Каждая группа зачитывает свои ответы. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (Познавательные УУД)
уметь делать выводы в результате совместной работы (Познавательные УУД)
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД)
учиться выполнять различные роли в группе.
(Коммуникативные УУД).
Групповая работа.
XI. Работа над выразительностью текста. - Мы переходим к самому интересному, к актёрской работе над стихотворением.
- Какое настроение надо передать при чтении?
- Какие строки повторяются?
- Одинаково ли их надо читать?
-Почему?
- Прочитайте стихотворение друг другу и оцените, как прочитал ваш сосед. Вспоминают, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают, в каком темпе и как тихо или громко надо читать.
-Радость, восторг, любование.
-Лес, точно терем расписной
  Лиловый, золотой, багряный
-Нет,
1 – более громко, восторженно,
2 – спокойно, тихо.
- Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса.
Работа в паре. (Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД).
Работа в парах.
XII. Определение темы и авторской идеи произведения. - Скажите, что мы сегодня читали?
- О чём это стихотворение? .
- А как вы думаете, для чего Бунин написал это стихотворение?
- Определите авторскую идею этого стихотворения. Посмотрите на корзину идей.
- Что значит для И. Бунина листопад?
- Правильно. Молодцы. - Стихотворение И. А. Бунина «Листопад»;
- Об осени, о красоте осенней природы.
-Чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе.
- Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Личностные УУД) XIII. Рефлексия. - Активно работая на уроке каждый, из вас внёс вклад в достижение поставленных задач - научиться видеть красоту природы, узнать об отношении автора стихотворения к родной природе, определить авторскую идею.
– Оцените себя, выбирая начало фразы на доске. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… 
я научился…  Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных задач и высказывается одним предложением.
(ответы детей)
Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека (
Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, (Личностные УУД) XIV. Домашнее задание по выбору. Я предлагаю вам выбрать самим домашнее задание с условиями:
•  Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина  «Листопад» -это на оценку 3.
•  Выучите наизусть стихотворение – на оценку 4.
• Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок  текстом наизусть – на оценку 5.
Дифференцированный подход.