Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме Повторение по теме Двусоставные предложения


Тема: Повторение по теме «Двусоставное предложение»
Класс: 8
Цель: обобщить полученные знания о двусоставных предложениях
Задачи:
1)обучающие:
- повторить и обобщить сведения о главных и второстепенных членах предложения;
- закрепить навыки синтаксического разбора двусоставного предложения;
2)развивающие:
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- развивать логическое мышление, память, эмоциональную сферу;
3)воспитательные:
-формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений;
- воспитывать внимание и уважение к слову.
Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред. М.Н. Шанского, карточки.
Ход урока
I. Оргмомент. Запись числа в тетради.
1. Стадия вызова
Игра на определение темы урока
- Какую тему мы изучили? Что обычно следует за изучением темы? (Повторение).
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
Игра верю – не верю
1. Подлежащее – самый главный член предложения.
2. Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного.
3. Сказуемое обозначает действие предмета.
4. Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.
5. В качестве простых глагольных сказуемых могут быть неделимые сочетания типа повесить нос, задирать нос и пр.
6. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.
7. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола.
8. Согласованные определения примыкают к определяемому слову.
9. Несогласованные определения могут быть выражены существительным или неделимым словосочетанием.
10. Дополнение может быть выражено деепричастием.
11. Дополнения бывают прямые и косвенные.
12. Обстоятельства образа действия, времени, причины могут быть выражены деепричастным оборотом.
13. Обстоятельство цели отвечает на вопрос почему? отчего?
- Какова основная задача урока? (Дети формулируют цели)
II. Актуализация знаний   
Стадия осмысления
На данной стадии мы используем приём ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста. Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, развивать систематичность мышления и умения
выделять новое.
- Предлагаю прочитать вам текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки:
V - если это уже знали;
+ - если информация новая;
По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого.
Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член — сказуемое нельзя гладить.
Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член — подлежащее кот.
Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого.
Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее — кот, сказуемое — смотрит.
Ловить мышей — себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее — ловить, сказуемое — не уважать.
Если в предложении есть несколько однородных подлежащих при отсутствии сказуемого или несколько однородных сказуемых при отсутствии подлежащего, такое предложение тоже является односоставным.
Мне самому не хочется уезжать. (А.П. Чехов «Чайка»)
Следует различать односоставные предложения и двусоставные неполные.
Неполное предложение — это предложение, в котором опущен один из членов предложения (главный или второстепенный).
Такие предложения часто встречаются в разговорной речи.
— Что тебе подарить?— Щенка.Второе предложение в этом диалоге является неполным. Его значение понятно из контекста. В этом предложении пропущено сказуемое подари и дополнение мне. Полное предложение звучало бы так: «Подари мне щенка».
Если в двусоставном предложении пропущено подлежащее или сказуемое, то такое двусоставное неполное предложение можно перепутать с односоставным.
- Какой раздел науки о языке изучает строение и значение словосочетаний и предложений?- Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения?- Что называется подлежащим?- Какими частями речи чаще всего выражены подлежащие?- Что называется сказуемым?- Какими бывают сказуемые по составу?- Что надо сделать, чтобы предложение стало распространённым?- Какие второстепенные члены предложения вам известны?
III. Повторение.
Задание 1. Диктант. «Определите тип сказуемого»
Из предлагаемых предложений выпишите грамматическую основу, определите вид сказуемого.
Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.
В этом микрорайоне будет построен ледовый дворец.
Долго еще будет стучать по крышам осенний дождь.
Никто не хотел уходить (СГС).
Будет построен ледовый дворец (СИС).
Будет стучать дождь (ПГС).
3. Задание 2. Игра «Третий лишний» Работа по рядам. Необходимо найти «лишнее» предложение и обосновать свой выбор.
А. Книги могут рассказать о многом. Вечерние улицы были пустынны. Выражение его лица становилось строгим.
Б. Солнце начало пригревать землю. Вчера погода была дождливая. Мы стали подниматься в горы.
Учащиеся выделяют грамматическую основу, определяют вид сказуемого.
Физкультпауза- Если в предложении есть второстепенный член дополнение, руки поднимите вверх, если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – опустите руки вниз.
Юноша писал письмо.
Всходило яркое солнце.
Школьники посадили деревья.
Вчера моросил дождь.
Подул холодный ветер.
Завтра будет тепло.
Прозвенел веселый звонок.
Мы вышли погулять.
Работа по культуре речи (упр.169)
Самостоятельная работа. Дифференцированные задания
Задание 1. Спишите. Сделайте синтаксический разбор.
Ранний ветерок весело порхает над землей.
Задание 2. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
Карточка 1. Задание: укажите, какими частями речи выражены подлежащие.1.Лесной запах усиливается.2.Мы сегодня же уедем.3.Будущее принадлежит людям честного труда.5. Жить – Родине служить.Карточка 2.Задание: укажите, какими частями выражены сказуемые, какие они по составу.1. Танцующие теснились и толкали друг друга.2.Он был мастером на все руки. 3.По реке и кустам начинает шуметь редкий дождь.4.Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов. IV. Рефлексия.
- Достигли ли вы своей цели на уроке?
- Что мы делали?
- Зачем мы всё это делали?
Закончите предложения:
Мне было интересно…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
- Какие полезные навыки вы приобрели на уроке?
- Где нам пригодятся эти навыки?
- Что было затруднительно?
- Чему научились?
V. Домашнее задание.
Упр.167, 168, 170 (по выбору учащихся)