Конспект урока русского языка Обобщение знаний по теме : Язык средство общения 4 класс Перспектива


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок русского языка
Тип: урок - рефлексии.
Тема: Обобщающий урока по теме «Язык как средство общения»
№п\пСтруктурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая техника
1 Мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
1 мин
1мин СЛАЙД 1 - Сегодня у нас открытый урок. Поприветствуем гостей наших.
1 уч. Вошли Вы все в просторный светлый класс
2 уч. И поуютней на места расселись
3 уч. Представлен будет Вам урок сейчас
4 уч. Ряд психотехник важных, упражнений нужных…
Я. Ну что ребята! В добрый час!!!
– Послушайте строчки стихотворения. Подумайте, о каком времени года в нем говорится?
Она скверы украшает
Разноцветною листвой.
Она кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
- О каком времени года идет речь в стихотворении? Чем кормит в стихотворении осень и птиц и зверей и людей? СЛАЙД 1
СЛАЙД 2 - Ребята, для нас тоже наступила горячая пора сбора урожая, ведь мы трудились все эти дни на уроках русского языка над важными и сложными темами. Мы отправимся с вами на сбор урожая знаний!
Чтобы урожай знаний мы собрали большой, нужно настроиться. Для этого мы можем воспользоваться разными техниками. Вспомните, какие техники мы применяем в начале урока. («Думательный колпак» «Ленивая восьмёрка» «Перекрестный шаг» «Здесь и сейчас») СЛАЙД 3 А давайте используем технику «Точка сознания». Наши гости тоже могут поучаствовать.
- -Итак, представьте себе круг и точку в круге. представьте себя в таком круге прямо сейчас и попробуйте определить: вы находитесь в точке? Где-то рядом? Или за кругом? Или есть ощущение, что вас «мотает « по внешнему кругу?
- Попробуйте определить чувства, которые у вас есть, когда вы обнаруживаете себя в этой или иной точке круга. Какие у вас мысли, чего вам хочется?
-Итак, начнем. Перед нами сад, но ворота закрыты. СЛАЙД 4 Приветствуют гостей стихотворением
По стихотворным строкам отгадывают время года, важное осеннее занятие- сбор урожая
Выполняют технику, помогающую осуществить самодиагностику, понимание себя
(ребята открывают глаза- перед ними слайд презентации с воротами. На них запись «Знания») Техника «Точка сознания»
2 Актуализация и пробное учебное действие.
2 мин
3 мин - СЛАЙД 5 Ребята, чтобы открыть ворота нашего сада, нужно подобрать ключик, выполнив правильно задания.
Техника «Ленивая восьмерка» «Думательный колпак»
1.Минутка чистописания
- Какую букву мы сегодня будем писать, вы мне скажете сами. Что общего в перечисленных словах? - Яблоко, маяк, яма, белая. Правильно, все слова объединяет наличие буквы - я. Дайте характеристику букве, звукам? Вспомните правила посадки. Пишем.
я яя яяя
2. Работа над предложением
- Посмотрите, пожалуйста, что у меня записано. Подумайте, какое задание можно подобрать к этим словам. Вам нужно собрать пословицу из этих слов. (не добра до доведёт язык)
- Кто скажет, какая пословица тут зашифрована?
- Каков смыл данной пословицы? Запишем её. Выполним синтаксический разбор предложения.
Язык до добра не доведет.
-Какие еще пословицы о языке знаете?
(Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.Язык болтает, а голова ничего не знает.
Язык до Киева доведет. Не спеши языком- торопись делом.
Язык мой- враг мой..)
Выполняют технику, позволяющую сосредоточиться
Думают, делают выводы
Отрабатывают навык каллиграфического письма
Работают над деформированным предложением. Отрабатывают навык работы над синтаксическим разбором предложения Техника «Ленивая восьмерка» «Думательный колпак»
3 Локализации индивидуальных затруднений.
2 мин Задания выполнены. СЛАЙД 6 Ворота открыты. Итак, перед нами сад – знаний. Как вы думаете, знания по какой теме мы сегодня будем собирать?
-СЛАЙД 7 Поможет вам раскрыть тему - техника «Синквейн» вы должны угадать ключевое слово, определяющее тему всего синквейна. Соберём яблони с яблоньки, работая по группам, составьте Синквейн по плану
1.-?
261937545085англий
ский
англий
ский
1913890136525русский
00русский
2.- русский английский
3.- говорить ощущать думать
4.- необходимо знать для общения
5.- это - средство
- Итак, какое слово должно быть записано в теме? Думают, рассуждают, выводят тему урока, работают по группам, применяют технику Синквейн, позволяющую осознать смысл изучаемого понятия
Техника «Синквейн»
4 Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
3 мин СЛАЙД 8 Правильно, тема урока «Язык - как средство общения» Техника «Позитивная установка»
1Посмотрите, как с закрытыми глазами написана тема сегодняшнего урока на экране вашего внутреннего взора.
2 Что вы видите, слышите, чувствуете?(ответы)
3 Вам нравится или не нравится то , что вы видите, слышите, чувствуете? Определитесь и проведите необходимые изменения (глубоко подышите те, кого не устраивает, то, что вы видите, слышите и чувствуете)
4 Как вы теперь видите, слышите, чувствуете тему урока и относитесь к ней?
На слайде презентации я определила задачи сегодняшнего урока. Прочитайте их внимательно. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, с чем не согласны? (сигналим жестом)
Что является главным средством общения
Какие средства общения существуют
Научиться правильно решать письменное деление
Самая маленькая единица звучащей речи?
Самая маленькая единица письменной речи?
Какие государства граничат с Россией
Чем отличается устная речь от письменной?
Какие правила орфографии существуют в русском языке?
Как называются слова, делающие нашу речь разнообразной насыщенной красивой? Формулируют тему урока, Техника «Позитивная установка»- усиливает ресурс через нейтрализацию негативного отношения к теме
5 Реализация построенного проекта.
5 мин СЛАЙД 9 Работа над звуковым составом слова
-Перед вами яблонька. На каждом яблоке – запись. Подумайте, какая форма слова записана? (звуковая)
Мини- опрос
Что такое звук? (единица звучащей речи). На какие группы делятся звуки русского языка? (гласные - согласные) Чем отличаются гласные звуки от согласных? Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Гласных букв? (10 )Что можете сказать о согласных звуках? (37 звуков парные непарные по твердости мягкости; парные непарные по звонкости глухости)
Подумайте, какое задание можно подобрать к данным словам?! (перевести из звуковой в буквенную форму слова)
( г р а м а к у р а т н ы й, а п, и т, и т к а л, и к т, и ф
б а с, э й, н ) Грамм, аккуратный, аппетит, коллектив, бассейн.
Запишите полученные слова. Проверим по образцу. Подумайте, почему они объединены в одну группу (почему растут на одной яблоньке)? Что это за слова? (словарные с удвоенной согласной)
Сделайте вывод, чему мы учились, выполняя данное задание, являются ли звуки и буквы способом языкового общения? Уточняют знания о звуках русского языка
Учатся переводить звуковую форму слова в буквенную, повторяют написание слов с непроверяемой орфограммой 6 Обобщение затруднений во внешней речи.
Работа над правилами орфографии
-СЛАЙД 10 Мы продолжаем собирать урожай знаний. Ребята, посмотрите, а с этих двух яблонь яблоки осыпались. Нам надо их собрать в две корзины. У каждой команды на столе картинки двух корзинок и конверт, в котором собраны вперемежку яблочки со словами на разные правила. Задача каждой команды распределить слова на две группы и объяснить по какому принципу, на какое правило. Проверим ваши корзины. (проверочные слова – устно)
Шубка, дерево, арбуз, лесок, дела, кружка.


Какие еще правила орфографии вам известны? СЛАЙД 11 Сделайте вывод, чему мы учились на данном этапе урока, являются ли слова способом языкового общения? работая в группах, распределяют «яблочки» в две корзинки. Записывают слова по группам, подбирая проверочные
Шубка-шуба, арбуз -арбузы, кружка-кружечка.
Дерево - деревья, лесок- лес, дела- дело. 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - СЛАЙД 12 Ребята, посмотрите на содержание яблок на этой яблоне. Просто написаны слова!!! Как вы думаете, какое задание можно подобрать к этим словам. Итак, вы должны подобрать к данным словам - синонимы. Вспомните, что мы называем синонимами? Для чего они нужны в русском языке? Какие еще слова позволяют нам сделать наше общение ярким насыщенным разнообразным? (антонимы, омонимы, омографы , омофоны, фразеологизмы)
Буря-,Вежливый-, Испуг-,- Проверьте ваши слова по словарику учебника на стр. 122. Оцените свою работу с помощью смайликов Учатся подбирать синонимы. Вспоминают , что такое антонимы, омонимы, фразеологизмы 8 Включение в систему знаний и повторения.
Работа над текстом.
СЛАЙД 13 Ребята, на этой яблоне растут самые большие яблоки. Но, что это – вместо некоторых слов в предложениях изображены символы- картинки!!! Ребята, вспомните, как и с помощью чего люди могут общаться? (какие средства еще помогают нам общаться)? (мимика, жесты, интонация) Работая в группах, расшифруйте предложения
-это . Растут на . По бывают ,,. По бывают , , сочными. Из варят, делают, выжимают .Зачитайте получившиеся предложения.
(Яблоки- это фрукты. Растут на яблонях. По цвету бывают красными, желтыми, зелеными. По вкусу яблоки бывают сладкими кислыми сочными. Из яблок варят варенье, делают джем, выжимают сок).
Подумайте, как можно назвать эту группу предложений? (текст) Что такое текст? Какой это тип текста? Какие типы текста вы знаете?
Техника «Прием информации»
О чем вы сейчас узнали из текста? Тема-?
Приведите факты, подтверждающие тему, определенную вами? Факты-?Что вам понравилось? Что не понравилось из текста? Критика-?
Что нового вы узнали из текста? Новизна-?Что пытались до вас донести авторы текста? В чем смысл-?Зачем лично вам эта информация о яблоках? Доминанта-?Мини- сообщение о пользе яблок
Яблоко – настоящая поливитаминная таблетка, сочные и вкусные плоды богаты витаминами и минеральными веществами. Кожура плодов содержит флавоноиды – сильнейшие антиоксиданты, защищающие от сердечно-сосудистых заболеваний.
Регулярное употребление в пищу яблок поможет вам забыть о проблемах с пищеварением, Сочные плоды обладают мягким мочегонным эффектом, снижают уровень холестерина в крови, связывают и выводят из организма токсины и продукты радиации.
У тех, кто любит яблоки, нежная кожа, крепкие ногти, здоровые волосы и хорошее зрение. Чай из измельченных плодов рекомендуется употреблять при простуде, а яблочным пюре можно лечить ожоги и небольшие порезы на коже.
Лакомиться яблоками можно без вреда для фигуры – в их составе 87% воды, нет ни капли жира, а калорийность самого большого яблока не превышает 100 ккал (калорийность средних плодов 40-50 ккал).
Сделайте вывод, чему вы учились, выполняя данное задание, являются ли предложения способом общения? Работают в группе- думают, составляют предложения, рассуждают над понятием текст.

Работают над текстом по технике «прием информации» с целью рефлексии
Сообщают информацию о пользе яблок Техника «Прием информации»- позволяет обучать рефлексии информации (свое отношение
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Мы собрали полные корзины урожая знаний в нашем саду.
- Чему учились на руке? Обобщали знания, по какой теме? Какие средства общения существуют в русском языке?
"Три М"
- Ребята, предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
Техника «Рефлексия» построенная по принципу незаконченного предложения.
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
- У меня на доске три корзинки разног цвета , а у вас на столах яблочко.
1. Если на уроке вам все понравилось, он прошел с пользой для вас – вы кладете яблочко в корзину зелёного цвета№1
2. Если на уроке у вас были затруднения в некоторых заданиях , и вам необходимо еще поработать над ними , кладете в корзину желтого цвета №2
3. Ну, а если урок для вас был непонятен и не интересен, то вы выбираете корзинку №3
- Ну, а нашим гостям я предлагаю отведать наш урожай знаний Подводят итог урока.
Само оценивают свою деятельность на уроке, называют три момента, которые у ребят получились на уроке лучше всего
Подводят итог, выполняя технику «Рефлексия» Техника «Рефлексия»
Этап урока Название техники Алгоритм
Мотивация (самоопределение) к деятельности.
Техника «Точка сознания» SQ
Техника помогает осуществлять самодиагностику, зафиксировать внимание на текущем моменте и понять , что происходит во внутреннем мире учащегося В восточной философии есть образ, называется он «Точка сознания». Выглядит это как круг с точкой в центре. 1-Представьте себя в круге прямо сейчас и попробуйте определить: вы находитесь в точке? Где-то рядом? В круге? Или может быть, за кругом? Или есть ощущение, что вас «мотает» по внешнему ободу?
2-Попробуйте определить чувства, которые у вас есть, когда вы обнаруживаете себя в той или иной точке круга. Подумайте, какие у вас есть мысли. Чего вам хочется?
Актуализация
Техника «Ленивая восьмерка» PQ
Технику выполняют в ситуациях, когда нужно сосредоточиться, для концентрации внимания.
1- Вытяните правую руку перед собой и поднимите вверх большой палец. Зафиксируйте взгляд на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку. Начинаем рисунок всегда налево вверх. Середина восьмерки- на уровне переносицы.
2- Поменяйте правую руку на левую. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево вверх.
3- Соедините руки в замок. Смотрим на ноготь. (один большой палец кладем на другой) Выполняем упражнение двумя руками.
Техника «Думательный колпак»PQ
Помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания. Расслабляет напряжение в мышцах головы.
1-Большим и указательным пальцем мягко оттягиваем назад и прижимаем(массируем) раковины ушей. Указательный палец- на внешней части ушной раковины. Большой палец- на внутренней части ушной раковины. Массаж начинаем сверху и идем вниз.
Локализации индивидуальных затруднений.
Техника «Синквейн» IQ
Осознание смысла изучаемого понятия. Выбор ключевого слова
2.Подбор двух важных прилагательных
3.Подбор трех глаголов, показывающих действие понятия
4.Создание короткого предложения, в котором выражается отношение к понятию
5 Ассоциации в одном слове
Построение проекта
Техника «Позитивная установка»
Усиление ресурса через нейтрализацию негативного отношения к теме (к понятию) 1Посмотрите, как с закрытыми глазами написана тема сегодняшнего урока на экране вашего внутреннего взора.
2 Что вы видите, слышите, чувствуете?(ответы)
3 Вам нравится или не нравится то , что вы видите, слышите, чувствуете? Определитесь и проведите необходимые изменения (глубоко подышите те, кого не устраивает, то, что вы видите, слышите и чувствуете)
4 Как вы теперь видите, слышите, чувствуете тему урока и относитесь к ней?
Включение в систему знаний и повторения Техника «Прием информации» IQ
Обучение рефлексии информации (умение высказывать свое отношение). Развивает речь Тема: «О чем вы узнали из поступившей информации?»
Факты: «Приведите факты, подтверждающие тему»
Критика: «Что вам понравилось- не понравилось в информации?» (Что вызвало интерес)
Новизна: «Что нового узнали из полученной информации?»
Смысл: «Что пытались до вас донести авторы текста?»
Доминанта:» Зачем лично вам эта информация? Где она вам пригодиться ?»
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Техника «Рефлексия» На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";

- это . Растут на .
По бывают , ,.
По бывают , , сочными.
Из варят, делают, выжимают .
5410200823595Арбус/з
Арбус/з
2771775747395Дери/евоДери/ево209550762000Шуп/бка
Шуп/бка

5445760697865Круж/шка
Круж/шка
2857500739775Ди/ела
Ди/ела
209550730250Ли/есок
Ли/есок






СИНКВЕЙН
1.-?
2.- Какой? Какой?
3. -Что делать? Что делает? Что делать?
4.- Предложение
5. - Ассоциации