Конспект урока по обучению грамоте, УМК Планета знаний на тему Звуки [л],[л’]. Буквы Л, л

Тема: «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».

Цель: выявление особенностей звуков [л],[л’], обозначение их буквами, формирование умения писать строчную букву «л».
Дидактическая цель:
создание условий для формирования образа буквы «л» и различения звуков [л], [л’].
предметные результаты:
- усвоить образ буквы «л»;
- уметь различать звуки [л], [л’] между собой и среди других звуков
личностные результаты:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «уважение»;
- освоить роль ученика, формирование интереса к учению
метапредметные результаты -
регулятивные:
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
- работать с планом;
- рефлексировать свою деятельность на уроке
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на вопросы учителя, создавать свои задания, находить нужную информацию в окружающем мире и учебнике
коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке;
- работать в паре;
- слушать и понимать речь других

Задачи:
1) ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИНЯТИЮ ЦЕЛИ,
2) ОБУЧАТЬ ПЛАНИРОВАНИЮ,
3) УЧИТЬ ВЫДЕЛЯТЬ НОВЫЙ ЗВУК,
4) УЧИТЬ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ НОВЫЙ ЗВУК И НАХОДИТЬ ЕГО МЕСТО В СЛОВЕ
5) ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ЗВУКОВЫЕ СХЕМЫ,
6) ПОЗНАКОМИТЬ С БУКВОЙ, ЕЕ ОБРАЗОМ, ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ЗАПОМИНАНИЮ ОБРАЗА БУКВЫ.


Ход урока

1.Организационный момент.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро – солнцу и птицам!
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работать будем старательно, Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим, Не шумим, не кричим, Руку тихо поднимаем, Если надо, отвечаем.
– Ребята, сегодня урок обучения грамоте у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие.
- Отгадайте загадку.
Дни стали короче. Длиннее стали ночи. Урожай собирают. Когда это бывает? (Осенью.)
– Назовите признаки осени. (Листья желтеют, краснеют; начинается листопад; птицы собираются в стаи и улетают в теплые края; часто идет холодный дождь.) 
– Листья какого дерева кружатся в воздухе? 
– Давайте составим слоги из букв, записанных на листьях. (На листьях – буквы: у, а, о, э, м, )
– Посмотрите, к нам забежало облачко, но оно не совсем обычное. Из него вместо капелек падают буквы. Чтобы дождик закончился, и мы смогли отправиться в путешествие, нужно составить слова. (Буквы: а, о, э, у, р, н, м. Можно составить слова: рана, рама, мама, урна, ара, роман, нора, эра, Анна, Эмма, Наум, Нонна, Роман, рано, эму, умна, мну, он, она, оно.)
– Кто увидел слово?
Ученик выходит и составляет из капелек слово.
– Кто ещё увидел слово?
Следующий ученик выходит и составляет новое слово.
– Молодцы! Отлично справились с заданием!

2. Постановка темы и цели урока.
– Вот и закончился дождик. Мы можем отправиться в чудесное место. Здесь хорошо в любое время года. (На доске [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с изображением осеннего леса.)  – Что это за место?  – Давайте присядем на пенёк и послушаем сказку.
Свечка, свечечка зажгись, Ярким светом загорись. Сказка, в гости к нам явись. Свечка зажигается, сказка начинается. (Зажигаю свечу.) (Аудиозапись)


- Из какой сказки пришла к нам гостья на урок? (На доске – картина к сказке.)
- Этот зверёк всем знаком.
- В каких ещё русских народных сказках встречается лиса? Какая лиса? (Она очень пушистая, ласковая, хитрая).
- Посмотрите на выставку книг с нашей гостьей. Все ли вы назвали?
- Мы говорили о лисе, как о красивом животном, о сказочном животном. Но слово «лисичка» ещё и многозначное. Какое ещё значение имеет это слово? (Грибы.)
- Лисичка принесла с собой предметы. Кто знает, что это такое?
(Лукошко и лапти.)
- Кто знает из чего плетут лапти и лукошко? (Из лыка – кусок коры молодой липы или ивы, разделённый на слои и узкие полосы.)
- Есть такое выражение «Не лыком шиты». – Как вы думаете, что оно означает? (Не хуже других.)
- А почему именно лисичка пришла сегодня к нам на урок и принесла с собой эти предметы? (В этих словах есть звук [л], [л,])
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( Сегодня на уроке мы познакомимся со звуками [л], [л,] и буквой, которая их обозначает.)
- Зачем изучать, с какой целью? ( Будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.)
– Что вы можете сказать об этих звуках? ( Согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, обозначается буквой эль.)
- (На доске появляется таблица с буквой Л л). - На что похожа буква эль?
3. Моделирование.
- Смоделируйте букву из ручек.
- Изобразите букву с помощью пальчиков.
4. Работа в тетради.
- Откройте тетради. Раскрасьте гостью – лисичку, цветными карандашами. Букву эль раскрасим синим и зелёным карандашами. Почему?
- Составьте звуковую схему слова ЛИСА.
- Составьте звуковую схему слова ЛЫКО.
- Напишите большую букву Л и маленькую л. – В каких случаях мы пишем большую букву? (ФИО людей, клички животных.)
5. Физминутка. Игра «Кто больше?»
- Встаньте, отдохнём и поиграем. - Послушайте правила игры.
Итак, первая команда – левый полукруг, вторая – правый полукруг.
Ваша задача: назвать слова, обозначающие предметы со звуками [л], [л,], которые находятся в классе. Чья команда назовёт больше слов – победит.
- Молодцы! Много слов назвали.
- На места сядут те ребята, у кого в имени встречаются звуки [л], [л,]. Затем сядут те ребята, у кого в фамилии встречаются звуки [л], [л,].
Остальные ребята рассаживаются по местам:
Тихо, тихо, тихо, тихо
Мы по классу пройдём
И на стульчик тихо – тихо
Мы усядемся вдвоём.
6. Работа в Букваре.
- Откройте Буквари на стр.37.
1) Чтение слогов и слов хором.
- Что общего в словах 3 столбика? – Как вы думаете, какое слово лишнее?
- Что общего в словах 4 столбика?
2) Работа с текстом.
- Сколько предложений в тексте?
- Каким словом можно заменить рисунок?
- Какое предложение соответствует этой схеме?
3) Сравнение предложений.
Мало! и Мало!
- Что общего? (Состоят из одного слова, произносятся с восклицательной интонацией.)
- Чем различаются? (Ударением)
- В каких ситуациях произносят эти слова?
4) Работа с пословицей.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
7. Игра “Кто внимательнее”.
– Итак, мы в лесу. Сейчас я буду называть растения, животных и птиц, которые могут нам встретиться в лесу, а вы будете определять, какой в них звук – мягкий или твёрдый. Если твёрдый – вы поднимаете синюю карточку, а если мягкий – то зелёную.
Слова:  ландыш, липа, лось, лисички, калина, тополь, голубика, клён, свиристели, лиственница, волнушки, дятел, волнушки.
8. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что вам особенно запомнилось?  - Понравилось?  - Кому было трудно?  - Интересно?
- А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Возьмите листочек того цвета, который подходит вашему настроению, и прикрепите его к дереву. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т.к. вы очень много знаете и умеете.
- Лисичка прощается с нами. Она хочет вас угостить. Как вы думаете чем? (Леденцами.)



ум
ам
ом
эм

му
ма
мо
мэ

Заголовок 315