Выступление Роль педагога дополнительного образования в развитии одаренного ребенка

Роль педагога дополнительного образования
в развитии одаренного ребенка

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Бернард Шоу
В дополнительном образовании на первый план выходит личность ребенка. Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте
В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями.
В группах, секциях, кружках, сообществах формируются учащиеся примерно одного возраста, из различных школ города. Учреждения дополнительного образования детей ведут разработку и внедрение образовательных программ формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению (включая диагностику интересов, склонностей и способностей подростков), умело сочетая в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения, активизируют познавательную и творческую деятельность.
Происходит выявление одаренных, талантливых учащихся, используя комплекс методов как наблюдение: общение с родителями, классным руководителем, заключение экспертов в определенной деятельности, анализирование результатов олимпиад, конкурсов, соревнований и др. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Они имеют отличную память, повышенное внимание, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры, они упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна, сильно развито чувство справедливости. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию.
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся - это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Педагогам дополнительного образования необходимо помочь одаренным, талантливым воспитанникам осуществить выбор деятельности в учреждении в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личными свойствами и особенностями.
Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Основные цели работы с одаренными детьми должны быть направлены на то, чтоб сформировать у детей уверенность в успехе, совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость, иметь адекватную самооценку. Владеть эмоциональным состоянием, навыками общения с группой сверстников. Педагоги должны проводить своевременную диагностику для оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны развития, профессионального самоопределения.
Важную роль следует отнести к взаимодействию с родителями, их вовлечению в учебно – воспитательный процесс, повышая педагогическую психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. Специалисты должны оказать консультативную помощь учащимся к проектированию индивидуального маршрута обучения, к проектированию собственного жизненного пути, имея шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.
Заголовок 915