Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме


Технологическая карта урока 
Ф.И.О. Мамайкина И.А.
Дата: 24.11.2016
Предмет: русский язык
Класс: 2 БТип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.
Цель: сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках. Ввести алгоритм проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в середине слова и в конце.
УУД:
ЛичностныеУУД: Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
 Регулятивные УУД: составлять и контролировать план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками. Оценивать полученный результат по критериям, определенным совместно с учителем.
Коммуникативные УУД:выражать свое мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при составлении словосочетания и предложения из заданных слов.
Планируемые результаты: научатся различать парные согласные по звонкости и глухости; соотносить звучание и написание слов; объяснять расхождение звучания и написания слов; находить слова, требующие проверки; использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и на конце слова.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
Основные понятия: парные согласные по звонкости и глухости.
№ Дидактическая
структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент Учитель приветствует, настраивает детей на урок.
- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Клад - это богатство, деньги, золото).
(Слайд 2).-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше.
-О чем я говорю?
- Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! Проверка готовности рабочего места.
Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
2. Актуализация знаний
1.Чистописание
(Слайд 3).– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы. Прочитайте.
а б в г д е е ж з - В каком порядке расположены буквы? (в алфавитном). -Назовите гласные.
(Слайд 4).
 – Назовите буквы, какие звуки они обозначают? (Согласные, звонкие, парные).
б  в г  д    ж   з    
Прописывают буквы.
 (Слайд 5).
Звонкие и глухие согласные могут образовывать пары.
- В русском языке таких пар 11. Согласные, соотносительные по глухости - звонкости: [б] – [п] , [б '] -[ п '] , [в] – [ф] , [в '] -[ ф '] , [г] – [к)] , [г '] -[ к)'] , [д] – [т] , [д '] -[ т '] , [ж] – [ш] , [з] – [с] , [з '] -[ с '].
- А почему 11 пар, а не 12? ( Согласные звуки [ж] – [ш] всегда твердые)– Запишите ниже глухие согласные в тетрадь.
(Слайд 6).
- Как легко запомнить парные согласные звуки? (надо вспомнить первые 9 букв алфавита, потом назвать только буквы согласных звуков, произнести эти звуки без голоса.2.Словарная работа
(Слайд 7).
Читает загадку, обозначают проблемные вопросы.
- Отгадайте загадку.
Бурый, косолапыйПо лесу бредёт.Любит "одолжить" онУ лесных пчёл мёд. (Медведь).
(Слайд 8).
- Из истории слова
Медведя так назвали, потому что он знает, ведает, где найти в лесу мед.
Медведь – мед ведающий = «знающий, где есть мед.» Записать слово.
(Слайд 9).
Фразеологизм.
-Медведь на ухо наступил. Запишите предложение.
-О ком так говорят? (О том, кто лишен музыкального слуха). Отвечают на вопросы.
Индивидуальная работа по каллиграфии
Один человек у доски выписывает буквы.
Оценивают свою работу: правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).
Составляют алгоритм, как легко запомнить парные согласные.
Отгадывают загадку.
Ученик читает значение слова «корень» из толкового словаря.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -Произнесите слово: «медведь». Сравните написание и произношение согласного в конце слова. (В конце слова слышим звук [т].- Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним , как правильно написать согласную букву на конце слова.
- Какие цели мы поставим перед собой на урок? Определяет цели урока, обозначают проблемные вопросы.
4 Первичное усвоение новых знаний. Упр. 162 (записать слова по образцу).
-Какой вывод можно сделать? (Слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать).
Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.
Работа по учебнику
с. 108. Сообщение профессора Самоварова(Слайд 10).
Подбор проверочного слова.
1.Было мало, стало много, так скорее проверяй!
Зуб – зубы.
2. Большой – маленький. Глаз – глазик.
3. Слово ласково назови и правильно напиши.
Гриб – грибочек.
4. Писать правильный ответ нам поможет слово «нет». Хлеб – (нет) хлеба.
5. Чтобы написать на 5, глагол надо подобрать. Груз – грузить.
6. Чтобы написать на 5, признак надо подобрать. Суп – суповая Слушают, выполняют задание. Самопроверка.
Делают вывод, читают правило.
Работают по учебнику.
Составляют памятку по подборе проверочного слова.
5 ФизминуткаПроводит физминуткуУчащиеся выполняют движения на релаксацию.
6 Первичное закрепление (Слайд 11).
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
-Взаимопроверка. Работают на листочках, из каждой строчки ищут проверочные слова, вставляют букву.
7 Рефлексия
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Организует рефлексию.
-Что ценнее богатства?
-Какие цели мы поставили перед собой на урок?
- Предлагаю определить на каком уровне вы находитесь. (листочки)
Упр. 163 -Анализирует работу на уроке, делает выводы, отвечает на вопросы учителя.
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_