Родительское собрание Совместные усилия школы и семьи по профилактике вредных привычек подростков

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Бенжерепская СОШ»
Савельева Ольга Александровна

Тема: "Профилактика вредных привычек ".

Цель: объединить усилия школы и семьи в профилактике вредных привычек у школьников.

Здравствуйте, уважаемые родители, классные руководители, учителя, гости. Спасибо большое всем вам за то, что нашли время прийти на очередной лекторий. Сегодня он посвящен одной из самых актуальных проблем - профилактике вредных привычек у школьников.
Как уберечь своего ребёнка от пагубных привычек?
Многие родители уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Многие уверены, что еще рано беседовать со своими детьми на такую "трудную тему". А между тем факты свидетельствуют о том, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки неплохо осведомлены в отношении одурманивающих средств и уже в 8-10 лет зафиксированы случаи употребления наркотиков. Что касается наркотиков, то в настоящее время по данным социологических опросов до 40% подростков имеют опыт употребления наркотиков, причем первая проба у 41% происходила в возрасте от 11 до 14 лет. Подростки злоупотребляют в 7,5 раза чаще, чем взрослые.
Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они неплохо представляют и то, как никотин и алкоголь действуют на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет. Эта информированность детей носит довольно противоречивый характер. С одной стороны подростки знают, что употребление алкоголя, курение, а тем более наркотики опасны для здоровья человека. Объяснить же, чем они опасны, дети, конечно, могут еще не все.
С другой стороны, они чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или, во всяком случае, их "безвредность": яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запомнившиеся герои кинофильма с дымящейся сигаретой. В сознании ребенка возникает информационный диссонанс - одновременное присутствие противоречивых сведений об одурманивающих веществах. Именно это противоречие является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю, наркотикам.
Ребенку становится интересно: так что же на самом деле происходит? Опасны или не очень опасны курение, алкоголь, наркотики? Многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива, другие на самом деле идут на этот шаг.
Родителям необходимо быть очень внимательными к своему ребенку. Если у него возникают проблемы с учебой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо эти проблемы незамедлительно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребенка сформировался комплекс неполноценности, ненужности, который может привести к тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего.
Наиболее типичной схемой поведения школьников является реакция имитации, или подражания. Дети часто копируют черты, действия человека, который является для них авторитетом. Как правило, это люди старше по возрасту. А поскольку взрослых ребенок часто видит с сигаретой, то и воспринимает курение как атрибут взрослой жизни. В этом возрасте безусловным авторитетом для ребенка являются его родители. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше и чаще приобщаются к этой пагубной привычке. Зачастую родители даже не пытаются прекратить курить в присутствии ребенка. А дети оценивают ситуацию таким образом: если родители курят, ничего страшного в том нет.
Еще одна поведенческая реакция у детей - это демонстрация своей взрослости, отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение, знакомство с алкоголем или даже употребление наркотиков. Таким образом, родители должны уяснить: чтобы ребенок нашел другие, не опасные для него способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значимость, самостоятельность. Это может быть спорт, занятия техническим творчеством, помощь родителям по дому, забота о старших или опека младших в семье и т.д.
Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются. Засиженное яйцо – всегда болтун, занянченный сын – всегда шатун. Из этой народной мудрости следует, что основой, главным в воспитательной работе является не то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а то, чтобы сделать их невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Семейная профилактика вредных привычек у детей должна сводиться, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих возможность детям решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи курения, алкоголя и наркотиков. В первую очередь - это формирование у ребят культуры здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром - важнейшая задача нас – родителей и учителей, семьи и школы.
Да, творение человека – высшее напряжение всех духовных сил взрослого человека. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети - не только и не столько источник счастья. Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и педагогов. Школа и семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Школа и семья - это союзники, а не конкуренты. И пусть они всегда идут навстречу друг другу.
В заключении своего выступления мне хочется познакомить вас, уважаемые родители, уважаемые коллеги, с письмом, которое от имени ребёнка написал известный педагог Шота Амонашвили:
«Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя - милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Берите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, каким должен стать каждый из нас. Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хитрить, мы будем радоваться жизни и стремиться к удовольствиям. Ибо это в нашей натуре. Зачем возмущаться тем, что у нас нет здравого смысла. Он придёт к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не очень скоро. Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Лучше принимайте нас с нашими недостатками и помогайте нам преодолевать их. Только уважайте наше чувство радости, которое находится в наших шалостях, сопротивлениях, сиюминутных удовольствиях. Принимайте это как наши детские болезни, против которых вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно».
Дорогие друзья! Очень надеемся, что вы с пользой для себя провели время. Благодарим за сотрудничество в воспитании и обучении наших детей.