Комплект КОС по дисциплине Биология для специальностей 36.02.01 Ветеринария и 35.02.05 Агрономия


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
КОМПЛЕКТ
контрольно-оценочных средствпо учебной дисциплине
ОДП 03. Биология
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальностям СПО 36.02.01 Ветеринария, 35.02.05 Агрономия
Дуван2016
Одобрен:
цикловой комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол №___
от «___»______201__ г.
Председатель: ______________ /М.К. Ширяева/ Утверждаю:
Директор ГБПОУ
Дуванский многопрофильный колледж
_________________/Т.А. Фазлаев/
«___»______201__ г.
Организация-разработчик:
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Разработчик:
И.Н. Гаянова, преподаватель первой категории

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4
Общие положения 4
Кодификатор контрольных знаний 4
Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации 5
Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств промежуточной аттестации 8
Система оценки образовательных достижений обучающихся 11
Комплект материалов для оценки знаний и умений при промежуточной аттестации (по окончании курса дисциплины) 12

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Биология.
КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля, рубежной аттестации (по окончании 1семестра), промежуточной аттестации (по окончании курса дисциплины) в форме экзамена.
КОС разработан на основании положений:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по специальностям среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария, 35.02.05 Агрономия.
примерной программы образовательной учебной дисциплины Биология для профессиональных образовательных организаций.
1.2. Кодификатор контрольных заданий
Функциональный признак оценочного средства (тип контрольного задания) Метод/форма контроля Код контрольного задания
Тест, тестовое задание Тестирование, письменный опрос ТЗ
Практическое задание Оценка выполнения практических заданий, практических и лабораторных работ ПЗ
Самостоятельное (внеаудиторное) задание оценка результатов внеаудиторной деятельности: сообщений, докладов и заданий по рекомендованным темам, выполнение индивидуальных проектовСЗ
1.3. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Показатели оценки результатов (код и наименование элемента умений или знаний) Виды аттестации
Текущий контроль Промежуточная аттестация
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1уверенно пользоваться биологической терминологией и символикой;
ТЗ +
У2владеть основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; Эукариотическая клетка. Прокариотическая клетка. Вирусы.
ЛР № 1-3 +
Фотосинтез. Хемосинтез.
ПЗ № 1 Митоз. Мейоз. ПЗ № 2 +
У3 выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе; Решение экологических задач.
ПЗ № 15 +
У 4 объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи. Решение генетических задач.
ПЗ № 3 - 14
+
Генотипическая и фенотипическая изменчивость. ЛР № 5 +
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З1роль и место биологии в современной научной картине мира; +
З2роль биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; Основы генетики и селекции. + +
Основы экологии. + +
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. + +
З3 основополагающие понятия и представления о живой природе, ее уровневой организации и эволюции. Многообразие живого. + Учение о клетке. + +
Эволюционное учение. + +
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. + +
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество. +
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях. + +
ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального роста и личностного развития. + ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. + ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. + ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. + 1.4. Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств промежуточной аттестации (распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений).
Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины Код контрольного задания Количество контрольных заданий
по типам
У1У2У3 У 4 З1З2 З 3 ТЗ ПЗ
Раздел 1. Учение о клетке. Тема 1.1. Химическая организация клетки. + + Тема 1.2. Строение и функции клетки. + + + Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. + + Тема 1.4. Жизненный цикл клетки. + + Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Тема 2.1. Размножение организмов. + + Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма. + + Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека. Раздел 4. Основы генетики и селекции. Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости. Тема 3.2. Закономерности изменчивости. + + Тема 3.3. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. + + Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. + + Тема 4.2. История развития эволюционных идей. + + Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция. + + Раздел 5. Происхождение человека. Тема 5.1. Антропогенез. + + Тема 5.2. Человеческие расы. + + Раздел 6. Основы экологии. Тема 6.1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой..+ + Тема 6.2. Биосфера – глобальная экосистема. + + Тема 6.3. Биосфера и человек. Раздел 7. Бионика. Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. 1.5. Система оценки образовательных достижений обучающихся
Процент результативности (правильных ответов, объем правильно выполненного задания) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
70 ÷ 89 4 хорошо
40 ÷ 69 3 удовлетворительно
менее 40 2 не удовлетворительно
КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ(по окончании курса дисциплины)
Инструкция
Работа включает в себя:
Часть А - семнадцать тестовых заданий базового уровня (закрытого типа). К каждому заданию приводится четыре варианта ответов, один из которых является верным.
Часть В — задания на установление соответствия, установление последовательности или выбор нескольких вариантов ответа.
Часть С - генетическая задача на дигибридное скрещивание.
На выполнение работы отводится 90 минут.
Каждое задание части А оценивается в 1 балл. Задания части В оцениваются в 2 балла. Генетическая задача оценивается в 5 баллов. Баллы, полученные за выполнение заданий, суммируются.
Задания Максимальное количество баллов
Часть А17
Часть В4
Часть С5
Критерии оценки работы:
24 — 26 баллов — оценка «отлично»,
18 — 23 баллов — оценка «хорошо»,
13 — 17 баллов — оценка «удовлетворительно»,
менее 13 баллов — оценка «неудовлетворительно».

Вариант – 1.
Часть А.
1. Клеточную теорию создал
1) И.П. Павлов 2) Р. Вирхов
3) Т. Шванн 4) Н.И.Пирогов2. Мейоз у многоклеточных животных приводит к 1) двукратному увеличению числа хромосом в клетке
2) уменьшению числа хромосом в ядре клетки в два раза
3) сохранению материнского набора хромосом
4) образованию двух новых клеток
3. Энергия для жизнедеятельности клетки вырабатывается в 1) рибосомах 2) митохондриях
3) ЭПС 4) ядре4. Организмы, которым свойственно неклеточное строение, а их жизнедеятельность проявляется только в клетках других организмов, относятся к группе:
1) бактерии2) водоросли
3) вирусы4) простейшие
5. Синдром иммунодефицита у человека вызывается
1) бактериями 2) грибами
3) животными-паразитами 4) вирусами
6. В клетке липиды выполняют функцию
1) каталитическую2) транспортную
3) информационную4) энергетическую

7. В каком отношении произойдет расщепление у потомства дрозофил от скрещивания гетерозиготной длиннокрылой (А) особи с гомозиготной короткокрылой (а) особью.
1) 1 : 1 2) 2 : 1
3) 3 : 1 4) 1 : 1 : 1 : 1
8. Примером модификационной изменчивости может служить
1) шестипалость у некоторых людей
2) посинение лепестков у роз при избытке меди в почве
3) возникновение полиплоидов у растений
4) серповидноклеточная анемия у человека
9. На ДНК, как на матрице, происходит синтез молекул
1) иРНК2) белка
3) тРНК4) АТФ
10. К эукариотическим организмам относится
1) вирус гриппа 2) кишечная палочка
3) гриб мукор 4) возбудитель энцефалита
11. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства
1) экология 2) систематика
3) морфология 4) палеонтология
12. К полимерам относят:
1) ДНК 3) фосфолипиды
2) глюкозу
4) жиры
13. Бактерии размножаются
1) митозом 3) мейозом
2) амитозом 4) делением клетки надвое
14. Расхождение гомологичных хромосом к разным полюсам клетки характерно для ... фазы мейоза
1) метафазы I 3) метафазы II
2) анафазы I 4) анафазы II

15.Гомологичные органы:
1) сходны по функциям и различны по происхождению
2) различны по функциям, но имеют общее происхождение
3) сходны и по функциям, и по происхождению
16. Вид — это:
1) категория, не существующая в природе, но принятая ученым:
2) реально существующая группа изменяющихся со временем организмов
3) категория реально существующих, неизменяемых организмов
17. Эволюционное преимущество перед остальными получит та из популяций, у которой:
1) разнообразнее генофонд
2) стабильный возрастной состав
3) стабильная численность
Часть В.
1. Установите соответствие между уровнями организации жизни и процессами, характерными для этих уровней
ПроцессыУровни организации
1) ТранскрипцияА) Клеточный2) ТрансляцияБ) Молекулярный3) Фагоцитоз
Репликация
ПиноцитозОбмен веществ
2. Установите соответствие между особенностями гаметогенеза у животных и видом гаметогенеза, для которого эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ГАМЕТОГЕНЕЗА ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА
1) 1) Включает 3 стадии А) Сперматогенез
2) 2) Включает 4 стадии Б) Овогенез
3) 3) Из одной исходной клетки в результате мейоза образуются 4 гаметы 4) 4) Из одной исходной клетки в результате мейоза образуется 1 половая клетка 5) 5) Объем образованной гаметы существенно больше объема соматической клетки Часть С.
Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
Вариант – 2.
Часть А.
1. Первой из фаз митоза является
1) анафаза 2) телофаза
3) профаза 4) метафаза
2. Правило комплементарности соблюдается в молекуле
1) белка 2) гликогена
3) целлюлозы 4) ДНК
3. Если генотипы гибридов дали расщепление в отношении 1:2:1, то генотипы родителей
1)АА х аа 2) АА х Аа3) Аа х аа 4) Аа х Аа4. Гемофилия фенотипически может проявиться у мальчика, если
1) мать носительница, а отец здоров
2) отец гемофилик, мать не несет гена гемофилии
3) мать и отец здоровы4) отец здоров, но у него в роду были гемофилики 5. Биосферой называется оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются
1) ее закрытостью как системы
2) совокупной деятельностью организмов
3) концентрационной функцией организмов
4) геохимическими процессами, происходящими в литосфере
6. По строению клетки все организмы разделяются на две группы
1) прокариоты и эукариоты
2) одноядерные и многоядерные
3) рибосомные и безрибосомные4) органоидные и безорганоидные 7. Из химических элементов, составляющих основную массу вещества клетки, углерод по содержанию занимает второе место после
1) азота 2) водорода
3) фосфора4) кислорода
8. Генетическим критерием вида является
1) внешнее сходство особей одного вида
2) историческое родство видов
3) способность особей одного вида давать плодовитое потомство
4) сходство эмбрионального развития
9. К палеонтологическим находкам относятся
1) окаменелые остатки трилобитов 2) пень двухсотлетнего дуба
3) выловленная в прошлом году латимерия 4) след снежного барса
10. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические остатки в биогеоценозе леса, являются
заморозки 2) пожары
3) ветры 4) дожди
11.Как называется процесс потери белком четвертичной и третичной структур, ведущий к утрате им биологической активности?
1) денатурация 3) репарация
2) редупликация
4) диссимиляция
12. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет
1) полипептидная нить
2) плазматическая мембрана
3) одна из цепей молекулы ДНК
4) мембрана эндоплазматической сети
13. В образовании веретена деления у животных клеток участвуют
1) ядрышки
2) центриоли
3) фрагменты ядерной оболочки
4) кариоплазма 14. В результате первого деления мейоза из одной материнской клетки образуются
1) четыре дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке
2) четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом
3) две дочерние клетки с увеличенным вдвое набором хромосом
4) две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом
15. Рудименты и атавизмы — это признаки:
1) усовершенствования человека
2) родства человека и животных
3) различия в происхождении человека и животных
16. Элементарным фактором эволюции является:
1) модификационная изменчивость
2) мутационный процесс
3) хищничество
17. Креационизм — это теория, признающая:
1) сотворение мира
2) биохимическую эволюцию жизни
3) самозарождение
Часть В.
1. Соотнесите пример приспособления животного к среде с видом приспособления.
ПРИМЕРВИД
ПРИСПОСОБЛЕНИЯПРИСПОСОБЛЕНИЯА) Окрас шерсти белого медведя1) покровительственная окраска
Б) Форма тела палочника2) маскировка
В) Сходство некоторых мухи-3) мимикрия
журчалки с осой
Г) Слияние камбалы с фоном морского дна
Д) Сходство бабочки с корой дерева
2. Выберите три верных ответа из шести. Какие функции выполняет в клетке вода?
А) строительную Г) запасающую
Б) растворителя Д) транспортную
В) каталитическую Е) придает клетке упругость
Часть С.
У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз - над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.
Вариант -3.
Часть А.
1.Вирус табачной мозаики впервые описал
1) М. Шлейден 2) Д. Ивановский
3) Т. Шванн 4) И. Мечников
2. Функцию фотосинтеза в клетках листьев березы выполняет
1) лейкопласты2) хромопласты
3) хлоропласты4) устьица
3. Роль носителя генетической информации в клетках бактерий
выполняет молекула
ДНК 2) и-РНК
3) т-РНК 4) белка
4. Популяция состоит из особей
1) одного вида, занимающих определенную территорию
2) разных видов, живущих на одной территории
3) разных классов и разных видов
4) одного класса, но разных видов
5. Работы таких ученых, как А.И. Опарин, Дж. Холдейн, Дж. Бернал привели к созданию теории происхождения жизни, называемой в настоящее время теорией
1) самозарождения2) креационизма
3) панспермии4) биопоэза6. Рибосома – это органоид, активно участвующий в1) биосинтезе белка2) синтезе АТФ
3) фотосинтезе4) делении клетки
7. Клеточным циклом называется период
1) жизни клетки в течении интерфазы
2) от профазы до телофазы
3) деления клетки
4) от возникновения клетки до ее деления или смерти
8. Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым быком?
Все ВВ2) Все Вв 3) 50% ВВ и 50% Вв4) 75% ВВ и 25% Вв9. Модификационные изменения
1) не наследуются2) наследуются
3) наследуются, если они полезны4) наследуются только некоторые модификации
10. Ароморфозом считается возникновение
1) покровительственной окраски
2) схожести неядовитого вида с ядовитым3) длинных корней у пустынных растений
4) четырехкамерного сердца у птиц.
11. Сколько видов азотистых оснований входит в состав молекулы РНК?
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
12. Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.
1)ДНК → информационная РНК → белок
2)ДНК → транспортная РНК → белок
3)рибосомная РНК → транспортная РНК → белок
4)рибосомная РНК → ДНК → транспортная РНК → белок

13. Закладка отдельных органов организма животного начинается на стадии
1) дробления 3) бластулы
2) нейрулы 4) гаструлы

14. К насекомым с полным превращением относятся
1) прямокрылые 3) клопы
2) равнокрылые 4) чешуекрылые

15. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1) имеют сходное строение
2) обитают на общей территории
3) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
16. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:
1) дизруптивным 2) движущим 3) стабилизирующим
17. Колебания численности особей популяции называются:
1) мутациями 2) модификациями 3) популяционными волнами
Часть В.
1. Установите соответствие между органоидом и его признаком.
ПРИЗНАК ОРГАНОИДА ОРГАНОИДЫ
А) содержат кристы1) Митохондрии
Б) состоят из гран и матрикса2) Хлоропласты
В) есть в клетках животных и грибов
Г) участвует в фотосинтезе
Д) в них происходит синтез углеводов у
растений
Е) в них синтезируется основной запас АТФ организма.
2. Выберите три верных ответа из шести. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекул ДНК?
азотистые основания: А, Т, Г, Ц
разнообразные аминокислоты
липопротеины
углевод дезоксирибоза
азотная кислота
фосфорная кислота

Часть С.
Мохнатую белую морскую свинку, гетерозиготную по первому признаку, скрестили с таким же самцом. Определите численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
Вариант – 4.
Часть А.
1.Укажите пример модификационной изменчивости
1) форма клюва у потомства попугаев2) шесть пальцев на руках у человека
3) строение глаза осьминога4) удойность коровы в разные годы
2. Сколько хромосом получает сын от отца в процессе наследования
1) 46 2) 22 3) 23 4) 1
3. Отсутствие возможности для скрещивания особей популяций одного вида, обитающих на разных участках ареала, является примером критерия вида
1) экологического2) генетического
3) географического4) физиологического
4. Все расы составляют один вид «Человек разумный». Доказательством этому служит тот факт, что люди разных рас
1) образуют семьи и заводят детей2) свободно перемещаются по миру
3) осваивают чужой язык4) произошли от одной расы
5. Кодон и-РНК состоит из нуклеотидов УЦГ. Какой триплет ДНК ему комлементарен?
1) ЦЦГ 2) ТТЦ 3) ЦЦГ 4) АГЦ
6. Ароморфоз ведет к1) уменьшению численности вида
2) появлению частных приспособлений
3) общему подъему организации
4) биологическому регрессу
7. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры
1) пластического обмена веществ2) энергетического обмена веществ
3) питания и дыхания4) гомеостаза
8. АТФ вырабатывается в
1) рибосомах2) митохондриях
3) ядре4) аппарате Гольджи9. Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к1) саморегуляции2) анабиозу
3) охране потомства4) высокой плодовитости
10. Наружная клеточная мембрана выполняет функцию
1) синтеза белка2) передачи наследственной информации
3) фотосинтеза4) фагоцитоза и пиноцитоза11. Назовите химическое соединение, которое имеется в РНК, но отсутствует в ДНК?
1) тимин 3) рибоза
2) дезоксирибоза 4) гуанин
12. Новый организм развивается из неоплодотвореннои яйцеклетки при1) бесполом размножении 3) андрогенезе
2) партеногенезе 4) онтогенезе
13. Хрящевая и костная ткань формируется из1) эктодермы 3) энтодермы
2) мезодермы 4) хорды
14. Многообразие видов живых организмов является результатом:
1) активного мутационного процесса
2) эволюции
3) межвидовой борьбы
15. Морфологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1) похожи друг на друга по своему внешнему строению
2) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
3) обитают на общей территории
16. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями, называют:
1) естественным отбором
2) модификационной изменчивостью
3) наследственной изменчивостью
17. Роль носителя генетической информации в клетках бактерий выполняет молекула
1) ДНК 2) и-РНК 3) т-РНК 4) белка
Часть В.
1. Установите соответствие между событием и процессом, который это событие обеспечивает.
СОБЫТИЯ ПРОЦЕСС
А) образование бивалентов1) митоз
Б) прорастание споры мха2) мейоз
В) кроссинговер
Г) формирование двух диплоидных ядер
Д) образование гамет
Е) образование ядер соматических клеток
2. Выберите три верных ответа из шести. Молекула ДНК
полимер, мономером которого является нуклеотид
полимер, мономером которого является аминокислота
двуцепочный полимер
одноцепочный полимер
регулярный полимер
входит в состав хромосом
Часть С.
У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Вариант – 5.
Часть А.
1. Средний зародышевый листок у эмбриона хордовых называется
1) эктодерма2) энтодерма
3) мезоглея 4) мезодерма
2. В морганидах измеряется
1) длина одного гена
2) расстояние между аллельными генами разных хромосом
3) расстояние между двумя генами, расположенными в одной хромосоме
4) длина молекулы ДНК в клетке
3. Какой генотип будет иметь потомство от пары кроликов, если известно, что оба родителя чистопородны, но отец по доминантному признаку (А), а мать по рецессивному (а)
1) Все АА2) Все Аа3) Все аа4) 50% АА, а 50% аа4. Для мутаций характерно то, что они всегда
1) наследуются2) полезны
3) вредны4) случайны
5. В отсутствии своего хозяина нежизнеспособны1) вирусы гриппа2) споры сибирской язвы
3) малярийный паразит4) цисты дизентерийной амебы
6. Сходство в жизненных условиях обитания разных популяций относится к критерию вида
1) географическому2) экологическому
3) физиологическому4) этологическому
7. К человекообразным обезьянам относят
1) синантропа2) австралопитека
3) неандертальца4) кроманьонца
8. Транскрипция в процессе биосинтеза белка обеспечивает
1) объединение аминокислот в полипептид2) воспроизведение второй цепи ДНК
3) узнавание кодоном антикодона4) синтез иРНК на матрице ДНК
9. Примером идиоадаптации является возникновение
1) шерсти у млекопитающих2) второй сигнальной системы у человека
3) длинных ног у гепарда4) трехкамерного сердца у земноводных
10. В результате мейоза образуются ядра
1) клеток кожи лягушки2) дрожжевых клеток
3) нервных клеток4) гамет у человека
11. Какое азотистое основание ДНК комплементарно цитозину?
1) аденин 3) урацил
2) гуанин 4) тимин
12. Движущим фактором эволюции является:
1) мутационный процесс 2) дрейф генов 3) естественный отбор
13. Микроэволюция — это:
1) происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов
2) незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию
3) эволюция сообществ организмов
14.Приспособленность является результатом:
1) модификационной изменчивости
2) мутационной изменчивости
3) комбинативной изменчивости
15. Дивергенция – это процесс
1) изоляции популяций в процессе эволюции
2) географического видообразования
3) экологического видообразования
4) расхождения признаков между организмами одной группы в процессе эволюции
16. Первичная структура молекулы белка удерживается связями
1) гидрофобными 2) водородными 3) ионными 4) пептидными
17. Синтез органических веществ из неорганических происходит в процессе
1) биосинтеза белка 2) синтеза АТФ
3) окислительного фосфорилирования 4) фотосинтеза
Часть В.
1. Установите соответствие между характеристикой процесса и его названием.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА НАЗВАНИЕПРОЦЕССА
А) синтез ДНК на матрице и-РНК у1) транскрипция
вирусов2) трансляция
Б) т-РНК приносят аминокислоты нарибосомы
В) синтезируется и-РНК
Г) антикодон узнает кодон на и-РНК
Д) Фермент РНК полимераза участвует в реакциях синтеза
Е) образование полипептида на рибосоме
2. Установите соответствие между особенностями деления клетки и способом деления, для которого эта особенность характерна.
ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛЕНИЯ СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТКИ
1) Дочерняя клетка получает набор хромосом, одинаковый с набором хромосом материнской клетки А) Митоз
2) Включает два последовательных клеточных деления Б) Мейоз
3) У дочерних клеток количество хромосом вдвое меньше, чем в исходной клетке 4) В одной из фаз деления происходит перекрест гомологичных хромосом и обмен их участками 5) В одной из фаз деления к разным полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы Часть С.
Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидные плоды. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Вариант – 6.
Часть А.
1. Процесс полного окисления органических соединений клетки происходит в1) ядре2) аппарате Гольджи3) рибосомах4) митохондриях
2. В клетках растений иРНКкопирует наследственную информацию с молекулы ДНК
2) образует хромосомы
3) переносит аминокислоты на рибосомы
4) ускоряет синтез белка
3. Для прокариотических клеток характерно отсутствие
1) рибосом2) цитоплазмы
3) клеточной оболочки4) митохондрий
4. В каком отношении произойдет расщепление у потомства дрозофил от скрещивания гетерозиготной длиннокрылой (А) особи с гомозиготной короткокрылой (а) особью
1) 1:1 2) 2:1 3) 3: 1 4) 1:1:1:1
5. Примером модификационной изменчивости может служить
1) шестипалость у некоторых людей
2) посинение лепестков у роз при избытке меди в почве
3) возникновение полиплоидов у растений
4) серповидноклеточная анемия у человека
6. Мейоз у многоклеточных животных приводит к1) двукратному увеличению числа хромосом в клетке
2) уменьшению числа хромосом в ядре клетки в два раза
3) сохранению материнского набора хромосом
4) образованию двух новых клеток
7. Энергия для жизнедеятельности клетки вырабатывается в1) рибосомах2) митохондриях
3) ЭПС4) ядре8. Генетическим критерием вида является
1) внешнее сходство особей одного вида
2) историческое родство видов
3) способность особей одного вида давать плодовитое потомство
4) сходство эмбрионального развития
9. К палеонтологическим находкам относятся
1) окаменелые остатки трилобитов2) пень двухсотлетнего дуба
3) выловленная в прошлом году латимерия4) след снежного барса
10. Удвоение хромосомного набора соматической клетки в интерфазе митоза
обеспечивает
1) удвоение наследственной информации в дочерних клетках
2) сохранение наследственной информации в дочерних клетках
3) уменьшение наследственной информации в дочерних клетках вдвое
4) образование четырех гаплоидных дочерних клеток из одной
11. Кормовая культура - тритикале создана при использовании методов
1) отдаленной гибридизации и полиплоидии
2) близкородственного скрещивания и полиплоидии
3) искусственного мутагенеза и полиплоидии
4) генной инженерии и искусственного мутагенеза
12. Знания центров происхождения культурных растений используют селекционеры при1) создании средств химической защиты от вредителей
2) определении числа мутантных генов у сорта
3) подборе исходного материала для получения нового сорта
4) изучении дрейфа аллельных генов в популяциях
13. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является борьба:
1) с неблагоприятными условиями среды
2) межвидовая
3) внутривидовая
14. Отбор, приводящий к смещению средней нормы показателя признака, называется:
1) дизруптивным 2) движущим 3) стабилизирующим
15. Сохранению признаков вида в природе способствует:
1) изменчивость 2) наследственность 3) мутагенез
16. Материалом для естественного отбора служит изменчивость:
1) мутационная 2) определённая 3) фенотипическая
17. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль1) конечного звена2) начального звена3) организмов-потребителей4) организмов-разрушителей
Часть В.
1. Соотнесите органоид с его функцией.
ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ
А) хранение и удвоение наследственной1) ядро
информации клетки2) хлоропласты
Б) синтез и- РНК
В) синтез глюкозы
Г) координация процесса деления клетки
Д) преобразование энергии света
2. Выберите три верных ответа из шести. Молекула и-РНК
это полимер, мономерами которого являются нуклеотиды
это полимер, мономерами которого являются аминокислоты
двуцепочный полимер
одноцепочный полимер
несет в себе закодированную информацию о последовательности аминокислот в белках
выполняет энергетическую функцию в клетке
Часть С.
Глаукома (заболевание глаз) имеет две формы: одна форма определяется доминантным геном, а другая – рецессивным. Гены расположены в разных хромосомах. Какова вероятность рождения больного ребенка в семье, где оба супруга страдают разными формами глаукомы и гомозиготны по обеим парам генов.
Вариант – 7.
Часть А.
1. Какая из фаз отсутствует в процессе собственно митоза клеточного ядра
профаза 2) метафаза
3) интерфаза 4) анафаза
2. Каким будет соотношение расщепления признаков по фенотипу у потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного черного, мохнатого кролика АаВв с белой, гладкошерстной крольчихой аавв
1:2:1 2) 9:3:3:1
3) 1:1:1:1 4) 1:2:2:1
3. Дети отличаются от своих родителей по внешним и внутренним признакам. Это пример изменчивости
1) мутационной2) геномной3) комбинативной 4) соотносительной
4. Молекулы ДНК отсутствуют вядре клетки2) рибосомах
3) хлоропластах 4) митохондриях
5. Снижение уровня приспособленности организмов и уменьшение их численности – это результат
1) ароморфоза2) биологического регресса
3) биологического прогресса4) дегенерации
6. Антропоген – это период, относящийся к эре
1) мезозойской2) палеозойской
3) протерозойской4) кайнозойской
7. Последовательность нуклеотидов в фрагменте молекулы ДНК следующая: АТТ-ГЦА-ТГЦ. Какова последовательность нуклеотидов иРНК, синтезируемой на данном фрагменте ДНК?
1) ТАА-ЦУТ-АЦГ2) УАА-ЦГУ-АЦГ
3) УЦЦ-ЦАТ-ЦЦГ4) ТУУ-ЦГУ-АЦТ
8. В какой фазе митоза дочерние хромосомы расходятся к полюсам клетки? В
1) профазе 2) метафазе 3) анафазе 4) телофазе
9. В результате органической эволюции возникает разнообразие
1) мутаций2) ареалов3) условий среды4) видов
10. Учение о биосфере создал
1) Ч. Дарвин2) Дж. Уотсон3) В.И. Вернадский4)И.И.Мечников11. У гороха доминантными признаками являются
1)желтый цвет и гладкая форма семени
2)желтый цвет и морщинистая форма семени
3)зеленый цвет и морщинистая форма семени
4)зеленый цвет и гладкая форма семени
12. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа × Аа?
-901706351) единообразия 3) сцепленного наследования
2) расщепления 4) независимого наследования

001) единообразия 3) сцепленного наследования
2) расщепления 4) независимого наследования

13. Различный размер листьев на одном дереве – иллюстрация изменчивости
1) модификационной 3) мутационной
2) неопределенной 4) комбинативной
14. Какие сравнительно-анатомические данные Дарвин считал наиболее вескими в пользу исторического развития органического мира?
1) наличие гомологичных органов
2) наличие аналогичных органов
3) наличие рудиментальных органов
4) атавизмы
15. Назовите третью по счету геологическую эру.
1) архейская
2) мезозойская
3) палеозойская
4) протерозойская
16. Как называют случаи возврата к признакам предков?
1) аналогией
2) атавизмом
3) гомологией
4) рудиментом
17. Определите правильно составленную пищевую цепь1) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна2) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб3) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб4) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб
Часть В.
1. Установите соответствие между примерами органов и видом сравнительно-анатомического доказательства эволюции
ПРИМЕРЫ ОРГАНОВ ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
А) крыло птицы и передние конечности1) аналоги
шимпанзе2) гомологи
Б) крылья летучих мышей и насекомых
В) плавник рыбы и лапа крокодила
Г) лист растения и лепесток венчика
цветка
Д) колючки кактуса и боярышника
Е) жабры окуня и речного рака
2. Установите хронологическую последовательность процессов при эмбриональном развитии животных
А) образование гаструлы Б) дробление В) гаструляция Г) образование бластулы Д) формирование нейрулы
Часть С.
Мохнатую белую морскую свинку, гетерозиготную по первому признаку, скрестили с таким же самцом. Определите численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
Вариант – 8.
Часть А.
1. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология2) микология
3) бактериология4) гистология
2. Какую из структур клетки можно сравнить по своим функциям с таможней?
1) цитоплазму2) ядро
3) рибосомы4) клеточную мембрану
3. Модификационная изменчивость возникает под влиянием
1) генных мутаций2) воздействий внешней среды
3) хромосомных перестроек4) новых генетических комбинаций
4. К анаэробным организмам относится
1) бычий цепень2) кальмар
3) амеба4) акула
5. В какой фазе митоза дочерние хромосомы расходятся к полюсам клетки? В
1) профазе 2) метафазе 3) анафазе 4) телофазе
6. Генетическим критерием вида является
1) внешнее сходство особей одного вида
2) историческое родство видов
3) способность особей одного вида давать плодовитое потомство
4) сходство эмбрионального развития
7. Хроматин находится в1) ядре2) рибосомах3) аппарате Гольджи4) лизосомах
8. Функция внутриклеточного переваривания макромолекул принадлежит
1) рибосомам2) лизосомам3) ядру4) хромосомам
9. Норма реакции – это
1) генная мутация2) форма естественного отбора
3) границы изменчивости признака4) наследственная изменчивость
10. Эволюционное преимущество перед остальными получит та из популяций, у которой
1) разнообразнее генофонд2) стабильный возрастной состав
3) стабильная численность4) постоянный генофонд
11. Какой генотип имеет потомство F1 при скрещивании растений томата AA bb × аа ВВ?
1) аа Вb 2) Аа Вb 3) Аа ВВ 4) Aa bb
12. Определите количество групп сцепления у гороха, соматические клетки которого содержат 14 хромосом
1) 14 2) 7 3) 1 4) 2
13. Рождение ребенка с IV группой крови у родителей, имеющих II и III группы крови – иллюстрация изменчивости
1) определенной 3) фенотипической
2) комбинативной 4) модификационной
14. К какой эре относят найденные в древних земных слоях останки рыб, земноводных и пресмыкающихся?
1) к мезозою
2) к кайнозою
3) к палеозою
4) к эолиту
15. Укажите аналогичные органы. Передние конечности:
1) крота и лягушки
2) лягушки и медведки
3) медведки и крота
4) крота и кита
16. Какая наука устанавливает общие черты строения у различных систематических групп современных организмов?
1) биографическая
2) палеонтология
3) сравнительная анатомия
4) эмбриология
17. Определите правильно составленную пищевую цепь1) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли2) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб3) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка4) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка
Часть В.
1. Определите последовательность реакций матричного синтеза белка.
А) объединение и-РНК с рибосомой
Б) ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК
В) синтез и-РНК на участке одной из цепей ДНК
Г) объединение т-РНК с рибосомой и узнавание своего кодона
Д) отделение белковой цепи от т-РНК
2. Выберите три верных ответа из шести предложенных. Митозы происходят приА) дроблении зиготы у животных
Б) образовании микроспор у покрытосеменных растений
В) заживлении ран у организмов
Г) созревании яйцеклеток у человека
Д) вегетативном размножении растений
Е) образовании сперматозоидов у человека
Часть С.
У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз - над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.
Вариант – 9.
Часть А.
1. Если у отца есть признак, сцепленный с У-хромосомой, а мать не является носительницей такого признака, то вероятность рождения девочки с этим признаком равна
1) 100% 2) 75% 3) 50% 4) 0%
2. Синтез молекул АТФ в клетке может происходить в1) митохондриях и хлоропластах2) ядре и рибосомах
3) аппарате Гольджи и лизосомах4) хромосомах и ядрышке
3. Понятие «транскрипция» относится к процессу
1) удвоения ДНК2) синтеза и-РНК на ДНК
3) перехода и-РНК на рибосомы4) создания белковых молекул на полисоме4. Примером модификационных изменений организма является
1) замена нуклеотида ДНК2) форма клюва у дятла
3) болезнь Дауна4) увеличение удоя коровы
5. К двумембранным компонентам эукариотической клетки относится
1) пластиды 2) рибосомы 3) лизосомы 4) вакуоли
6. Впервые описал клетку
1) Р. Вирхов 2) Т. Шванн3) Аристотель4) Р. Гук
7. Диссимиляцией называют
1) общий обмен веществ 2) усвоение веществ
3) синтез полимеров из мономеров4) распад полимеров на мономеры
8. Современный человек относится к виду
1) Человек прямоходящий2) Человек разумный
3) Человек умелый4) Человек древний
9. Минимальной живой системой, способной к эволюции, является
1) один голубь2) вид – африканский слон
3) популяция ворон4) группа селезней
10. Норма реакции – это
1) генная мутация2) форма естественного отбора
3) границы изменчивости признака4) наследственная изменчивость
11. Выберите хромосомный набор гамет, при котором развивается синдром Дауна
1) 23 + X и 22 + У 3) 21 + X и 22 + У
2) 22 + X и 22 + У 4) 22 + X и 21 + У
12. Соотношение по фенотипу 3: 1 иллюстрирует
1) правило доминирования 3) сцепленное наследование признаков
2) закон расщепления 4) множественное действие генов
13. Какая эра следует за палеозойской?
1) архейская
2) кайнозойская
3) мезозойская
4) протерозойская
14. Какие органы называют аналогичными? Органы, которые:
1) утратили своё первоначальное значение и находятся на стадии исчезновения
2) выполняют однородные функции, но не имеют общего строения и происхождения
3) соответствуют друг другу по строению и происхождению
4) утратили своё первоначальное значение и находятся на стадии исчезновения
15. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве1) продуценты2) консументы I порядка3) консументы II порядка4) редуценты16. Редуценты в процессе круговорота веществ способствуют1) накоплению кислорода в атмосфере2) синтезу минеральных веществ3) разложению органических веществ4) усвоению углекислого газа
17. Продолжите цепь питания: пшеница → мышь → ...1) крот2) суслик3) лисица4) тритон
Часть В.
1. Выберите признаки, характерные для митотического деления клетки:
1) этим способом делятся ядра соматических клеток многоклеточных животных и растений.
2) это способ образования ядер спор, спермиев, яйцеклеток
3) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом
4) образования бивалентов не происходит
5) результатом деления является образование гаплоидных гамет
6) результатом деления является образование диплоидных ядер соматических клеток.
2. Установите соответствие между структурами организма человека и зародышевым листком, из которого структура образовалась
СТРУКТУРА ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК
1) головной мозг А) Эктодерма
2) кровь Б) Мезодерма
3) скелет 4) рецепторы глаза 5) околосердечная сумка
Часть С.
Глаукома (заболевание глаз) имеет две формы: одна форма определяется доминантным геном, а другая – рецессивным. Гены расположены в разных хромосомах. Какова вероятность рождения больного ребенка в семье, где оба супруга страдают разными формами глаукомы и гомозиготны по обеим парам генов.
Вариант – 10.
Часть А.
1. Диплоидные ядра содержатся в1) зрелых эритроцитах человека2) клетках печени кошки
3) яйцеклетках мыши4) спорах мха
2. Укажите пример модификационной изменчивости
1) форма клюва у потомства попугаев
2) шесть пальцев на руках у человека
3) строение глаза осьминога
4) удойность коровы в разные годы
3. Бактерии от простейших отличаются
1) отсутствием рибосом
2) наличием жгутиков и ресничек
3) отсутствием наследственного аппарата
4) отсутствием оформленного ядра
4. Отсутствие возможности для скрещивания особей популяций одного вида, обитающих на разных участках ареала, является примером критерия вида
1) экологического 2) генетического3) географического4) физиологического
5. В результате мейоза образуются клетки, содержащие
1) диплоидный набор хромосом с одинаковым набором генов в хромосомах
2) гаплоидный набор хромосом с одинаковым набором генов в хромосомах
3) гаплоидный набор хромосом с разным набором генов в хромосомах
4) диплоидный набор хромосом с разным набором генов в хромосомах
6. Одним из важнейших критериев возникновения нового вида является
1) относительная изолированность двух групп организмов
2) родство данного вида с предками
3) приспособленность к условиям среды
4) генетический барьер между организмами
7. Переход некоторых насекомых к паразитическому образу жизни – это пример
1) биологического прогресса2) регресса
3) модификационной изменчивости4) идиоадаптации
8. Дальними предками приматов считают представителей
1) насекомоядных2) грызунов
3) яйцекладущих4) рукокрылых
9. Сцепленно с полом наследуются признаки человека, гены которых находятся в1) 4-ой паре хромосом2) 16 –ой паре хромосом
3) 21 –ой паре хромосом4) 23-ей паре хромосом
10. Первичная, вторичная и третичная структура молекулы характерна для1) глюкозы2) аденина3) аминокислоты4) ДНК
11. Свойство организмов приобретать новые признаки, различия между особями в пределах вида — это
1) наследственность 2) развитие
3) размножение 4) изменчивость
12. Мутационная изменчивость, которая передается по наследству, возникает в многоклеточном организме в1) соединительной ткани 3) плазме крови
2) межклеточном веществе 4) половых клетках
13. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь:
трава → ... → волк1) тигр2) ястреб3) заяц4) белка
14. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой1) биоразнообразия2) численности3) энергии4) биомассы
15. Определите верно составленную пищевую цепь
1) еж → растение → кузнечик → лягушка2) кузнечик → растение → еж → лягушка3) растение → кузнечик → лягушка → еж4) еж → лягушка → кузнечик → растение
16. Назовите орган, гомологичный руке человека.
1) хватательная передняя нога богомола
2) крыло вороны
3) пятипалая задняя конечность лягушки
4) в этом перечне нет органа, гомологичного руке человека
17. Что называют атавизмами?
1) случаи утраты организмом присущих ему признаков
2) случаи появления у организмов новых признаков
3) случаи возврата к признакам предков
4) появление органов, выполняющих однородные функции, но не имеют общего строения и происхождения
Часть В.
1. Соотнесите зародышевые листки с органами, развивающимися из них.
ОРГАНЫ ЗАРОДЫШЕВЫЕЛИСТКИ
А) Кишечник 1) Эктодерма
Б) Легкие2) Энтодерма
В) Нервная система
Г) Волосы и ногти
Д) Печень
Е) Потовые и сальные железы
2. Выберите три верных ответа из шести предложенных. Митозы происходят приА) дроблении зиготы у животных
Б) образовании микроспор у покрытосеменных растений
В) заживлении ран у организмов
Г) созревании яйцеклеток у человека
Д) вегетативном размножении растений
Е) образовании сперматозоидов у человека
Часть С.
У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз - над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 3 3 2 4 4 4 3 1 4 2
2 2 4 3 3 3 1 3 4 1 4
3 2 4 1 3 2 4 3 2 2 4
4 3 1 1 1 1 1 2 1 4 3
5 4 2 4 4 1 2 2 3 1 2
6 4 1 1 3 2 2 4 3 4 4
7 1 4 4 1 2 2 2 1 4 4
8 2 3 2 2 4 3 3 2 2 1
9 1 1 1 1 3 1 4 3 2 4
10 3 2 4 4 4 2 3 1 3 4
11 2 1 4 3 2 1 1 2 1 4
12 2 3 1 2 3 3 2 2 1 4
13 1 2 2 2 1 3 1 2 3 3
14 2 3 4 2 1 2 3 3 2 4
15 2 2 3 1 4 2 3 3 4 3
16 2 2 3 1 4 1 2 3 3 1
17 1 1 3 1 4 2 3 4 3 3
В1А-3,5,6
Б-1,2,4 1-а,г2-б,в,д 1-а,в,е
2-б,г,д 1-б,г,е
2-а,в,д 1-а,в,д
2-б,г,е 1-а,б,г
2-в,д1-б,в,е
2-а,г,д б,в,а,г,д1,4,6 1-в,г,е
2-а,б,д
В2А-2.3
Б-1,4,5 б,д,е1,4,6 1,3.6 А-1,5Б-2,3,4 1,4,5 б,г,в,а,да,в,дА-1,4
Б-2,3,5 а,в,д