Урок по русскому языку на темуОбобщение знаний о частях речи


Урок
русского языка,
проведенного во 2 классе
Тема:
«Обобщение знаний
об изученных частях речи»

Планируемые результаты:
Личностные:формирование широкой мотивации к учебной деятельности, включающей учебно — познавательные и внешние мотивы, формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу.
Метапредметные результаты:Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства: учебник, тетрадь;
Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; умение использовать знаково - символические средства; умение работать в группах;
-Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение обосновывать свой выбор, умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
-Предметные:
-развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память;
- уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
- воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.
7.Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийная презентация..

Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Начинаем урок русского языка. Сегодня на уроке у нас гости которые хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете мыслить, рассуждать. Вы готовы показать гостям всё, на что вы способны? Тогда вперёд…
- А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме и запишем число и классная работа.
2.Сообщение темы и цели.
- Прочитайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Существительное – школа.
Просыпается – глагол…
С прилагательным весёлыйНовый школьный день пришёл.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять и обобщать знания о частях речи.
3.Чистописание.
- Давайте сегодня вспомним и повторим написание буквы, которая стоит последней в алфавите. Какая это буква? Что вы можете о ней сказать?
(Гласная буква «я», указывает на мягкость предшествующего согласного, обозначает два звука в начале слова, после гласных и после разделительных тв. и мягк.знаков)
ЯЯЯ яяя Яя Яя Яя яма Яша
4.Словарная работа.
Повторим написание некоторых словарных слов. Вставьте пропущенные буквы.
В_р_бей, з_вод, за_ц, к_рова, п_льто, уч_ник, дев_чка, п_тух, _рбуз.
Учащиеся хором произносят написание слов по слогам.
- Скажите, ребята, в каком слове звуков больше чем букв? (заяц) Почему?
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
5.Закрепление и обобщение.
Обобщение об имени существительном.
- На какие группы можно разделить эти слова? (кто? что?)
- Спишите слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Имена существительные говорят о себе следующее:
«Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.»- Действительно, по наблюдениям ученых сущ-ное появилось в речи человека в числе самых первых слов. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. И эти наименования прочно закрепились в языке.
- Из предложенных имен существительных назовите лишнее:
Линейка, ручка, карандаши.
Олени, заяц, коровы.
(Лишние слова карандаши – в форме мн.ч., заяц – в форме ед.ч.)
- Прочитайте стихотворение Измайлова. Найдите одинаковые по звучанию слова:
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля,
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
-Отыскалась твоя сережка!
- Как называются такие слова? (многозначные)
- Какие еще существительные нужно писать с большой буквы? Как называются такие слова? (имена собственные).
ВЫВОД: Собственное, значит мое. У каждого человека есть собственное имя, только свое, принадлежащее ему. У города, реки, села – это названия, у животных – это клички. Остальные слова – нарицательные, они представляют собой множество одинаковых предметов.
ФизминуткаДевочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.Ножками топчут: топ, топ, топ!Весело хохочут: ха, ха, ха!Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),После отдыхают (приседают, руки свободные).
Обобщение об имени прилагательном.
- Подумайте и скажите, какая часть речи могла бы произнести такие слова:
«Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.»- Правильно, имена прилагательные. Что вы знаете об именах прилагательных?
- Перед вами стихотворения русских поэтов. В них пропущены слова. определить, какой частью речи являются слова, назвать имя поэта.
На _______ ветках
________ каймой
Распустились кисти
_______ бахромой. (С.А. Есенин)
У лукоморья дуб ________ ;________ цепь на дубе том:
И днём и ночью кот _______
Всё ходит по цепи кругом. (А.С. Пушкин)
Слова для справок: златая, зелёный, пушистых, белой, учёный, снежною.
-Что вы видите у меня на доске?
Последние дни стояла _____погода повеяло________ветерком по овражкам бегут________ручейки зазеленела _________ травка звенит _______ голосок малиновки.
? тёплая, лёгким, молодая, звонкие, тоненький
- Прочитайте этот текст, вставляя пропущенные слова и голосом выделяя каждое предложение. Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены предложения.
Обобщение о глаголе.
- Какой частью речи является подлежащее?
А какая часть речи могла бы сказать о себе так:
«Что без меня предметы, лишь названья,
А я приду, всё в действие придет,
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.» (глагол)
- Какой частью речи является сказуемое в нашем предложении? Докажите. Что вы знаете о глаголах?
- Выпишите только глаголы:
Красивый, красота, красоваться, красавица.
Цвести, цветок, цветные, цвет, отцветает.
- Докажите, что это глаголы.
- Определите часть речи в предложении:
Снежное покрывало все поле покрывало.
- Как отличить части речи друг от друга? (по вопросам).
- Перед вами устойчивые выражения – фразеологизмы. Они делают нашу речь образной, выразительной, красивой. Эти выражения возникли в народной речи и пережили века. Уже трудно, а порой невозможно вспомнить их происхождение, а они всё живут в нашей речи.
Перед вами несколько фразеологизмов, но они записаны неверно. Чтобы исправить ошибки, нужно найти глаголы, заменить их глаголами, противоположными по смыслу.
Снял нос (Повесил нос)
Отпускает ворон (Ловит ворон)
Встал в калошу (Сел в калошу)
Расцветают уши (Вянут уши)
Самостоятельная работа.
- Молодцы! Тогда вот вам последнее задание. Выполните его самостоятельно.
- Спишите слова в три столбика:
Сущ. Прил. Гл.
Допишите по 1 своему слову в каждый столбик.
Погода, зеленый, рисует, летать, веселая, котенок, стена, широкий, кричит, прочитал, острый, грибок.Проверка.
6.Итог урока.
- Вот и подходит к концу наш с вами урок. Чем занимались на уроке?
- Какая была тема урока?
- А сейчас попробуйте оценить свою работу. У вас на партах лежат полоски трех цветов: желтые, оранжевые, красные. Это лучики. Прикрепите по лучику на доску к нашему солнышку: желтый – у кого все получилось, не ошибался, оранжевый – почти все получилось, но были ошибки и красный – у кого было много ошибок и еще нужно поработать.
Спасибо за урок!