Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10 класса (профильный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
____________________
Руководитель МО
_________/____________/
Протокол №____
«___» _________ 2014 г.


«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №6
____________ /__________/
«___» _________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ 6
___________ /С.А.Кручинина/
Приказ № ___
«___» _________ 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию

среднего (полного) общего образования

Уровень программы: профильный

для 10 классов



Составители:
Серова Т.В.
Высшая квалификационная категория
Кирова Л.С.
Первая квалификационная категория




Самара
2014

Паспорт программы
Класс
10

Предмет
Обществознание

Уровень программы
Профильный

Количество часов в неделю
3 ч.

Количество часов в год
102 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.

Рабочая программа составлена на основе программы
1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
2. Обществознание, 10-11 классы. Профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф. Иванова ) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011


Учебник
1.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.) – М.: Просвещение, 2011


Учебно-методические средства обучения (дополнительные)













Аннотация к рабочей программе

Класс 10
Учитель Серова Т.В.; Кирова Л.С.
Количество часов
всего за год 102 час; в неделю 3 час.
Плановых контрольных работ 5 , тестов 12;
Планирование составлено на основе ГОС 2004 г

1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
2. Обществознание, 10-11 классы. Профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф. Иванова ) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011
Учебник
1.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.) – М.: Просвещение, 2011


Дополнительная литература __________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
(название, ФИО автор, издательство, год издания)
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию для 10 класса
(профильный уровень)

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года
Сборник нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
2. . Обществознание, 10-11 классы. Профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Ю.Лазебникова, Л.Ф. Иванова ) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа ориентирована на 10-е классы, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (профильный уровень) внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа (34 *3=102 часа).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели курса:
развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
Формы организации учебного процесса:

коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 10-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и итоговой контрольной работы.
Плановые контрольные работы – 5; тестов – 12.

Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 3 часа в неделю в соответствии с БУП -2004г.



Наименование раздела
Кол- во часов
Темы контрольных работ
Дата проведения

10 класс

1
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
16
Тест -2
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность


2
Общество и человек
25
Тест -3
Общество и человек


3
Деятельность как способ существования людей
12
Тест -2
Деятельность как способ существования людей


4
Сознание и познание
17
Тест -2
Сознание и познание


5
Личность. Межличностные отношения
32
Тест - 3
Годовая контрольная



Итого
102




Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Наука и философия. Место философии в системе обществознания. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. Из истории русской философской мысли. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.
Раздел 2. Общество и человек. Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема человека. Общество и общественные отношения. Общество как развивающая система. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов исторического развития. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Исторический процесс. Проблема общественного прогресса. Свобода в деятельности человека.
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей. Деятельность людей и её многообразие. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Содержание и формы духовной деятельности. Трудовая деятельность. Политическая деятельность.
Раздел 4. Сознание и познание. Проблема познаваемости мира .Наука, основные особенности методологии научного мышления. Истина и её критерии. Относительность истины. Многообразие путей познания. Научное познание. Особенности социального познания. Знание и сознание. Самопознание и развитие личности.
Раздел 5. Личность. Межличностные отношения. Индивид, индивидуальность, личность. Возраст и становление личности. Направленность личности. Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание. Общение в юношеском возрасте. Малые группы. Групповая сплочённость и конформное поведение. Групповая дифференциация и лидерство. Семья как малая группа. Антисоциальные и криминальные молодёжные группы. Конфликт в межличностных отношениях.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
формулировать собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировке в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации;
Нравственной оценки социального поведения людей;
Предвидения возможных последствий определённых социальных действий субъектов общественных отношений;
Ориентации в социальных и гуманитарных науках;
Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программы
Сборник нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
2. . Обществознание, 10-11 классы. Профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф. Иванова ) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

Учебник
Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: профил. уровень / (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2011

Методические пособия
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа./Кишенкова О.В., Татур А.О.- М.: « Интеллект- Центр»,2008.
2. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы / Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
3. Обществознание.9-11 классы: тестовые задания/ авт.- сост. В.С. Медведева, 2008.

Список литературы

1. Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Подготовка к итоговой аттестации. Обществоведение, 11 класс. - М: Просвещение, 2006
3. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
2. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

15