Рабочая программа по обществознанию 11 классы по учебнику Боголюбова в соответствии с ФГОС 2004

МКОУ средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
имени А.Некрасова
города Кирово - Чепецка


«Утверждаю» Директор МКОУ
СОШ с УИОП
им. А.Некрасова Приказ № ____
от « ___»________2014г.
_________________
А.Г.Метелев

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
______________
Стрельникова Л.С.
___________2014 г.



Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол №____от__________2014г.
руководитель
______________
Ерофеевская Н.А.





Рабочая программа
по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень.
11 классы


Учитель: Квач Елена Анатольевна,
высшая квалификационная
категория


2014-2015 учебный год
г. Кирово-Чепецк














Рабочая программа по обществознанию
для средней школы














Обществознание
(10-11 классы, базовый уровень)
136 часов

Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук,
Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук,
А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук

Пояснительная записка

Программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношения к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных раннее. Наряду с этим вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др.

Цели:
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 136 часов для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 классах по 68 часов из расчета 2ч в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся. При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%). Всё это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематике, а также некоторых вопросов социально – политического характера.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.       Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
      Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.
      Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.       В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.       Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
      Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлений приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правоверного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительная, просмотровое, поисковой и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятия языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов. Процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Рабочая программа составлена к учебникам:
Обществознание. 10 класс: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. 4-е изд. М. : Просвещение, 2008-2009.
Обществознание. 11 класс: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. 3-е изд. М. : Просвещение, 2008-2009.


ПРОГРАММА
10 класс (68 ч)
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 Ч)
Т е м а  1. Общество (3 ч)
      Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.       Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Т е м а  2. Человек (11 ч)
      Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.       Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.       Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.       Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.       Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 Ч)
Т е м а  3. Духовная культура (8 ч)
      Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.       Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.       Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.       Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Т е м а  4. Экономическая сфера (5 ч)
      Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.       Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Т е м а  5. Социальная сфера (16 ч)
      Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.       Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.       Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.       Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.       Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.       Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Т е м а  6. Политическая сфера (11 ч)
      Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.       Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.       Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.       Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.       Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (13 Ч)
Т е м а  7. Право как особая система норм (13ч)
      Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.       Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.       Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.       Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.       Предпосылки правомерного поведения.       Правосознание. Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (1 Ч)
      Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

11 класс (68 ч)
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (23 Ч)
      Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.       Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.       Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.       Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.       Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.       Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.       Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.       Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.       Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.       Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.       Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 Ч)
      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.       Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.       Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.       Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.       Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.       Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (23 Ч)
      Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.       Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.       Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.       Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.       Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.       Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.       Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.       Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (4 Ч)
      Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
      Резерв времени  2 ч.
Учебно-тематический план
Распределение учебного материала в 10 классе


Учебная тема
Количество часов



всего
теоретические
практические


Общество
3
3
-


Человек
11
10
1


Духовная культура
8
7
1


Экономика
5
4
1


Социальная сфера
16
14
2


Политическая сфера
11
10
1


Право как особая система норм
13
11
2


Итоговое повторение
1
1
-


Всего
68
60
8


Итого
68



Распределение учебного материала в 11 классе


Учебная тема
Количество часов



всего
теоретические
практические

1.
Общество
1
1
-

2.
Человек и экономика
23
20
3

3.
Проблемы социально-политической и духовной жизни
15
12
3

4.
Человек и закон
23
18
5

5.
Итоговое повторение
4
4
-


Всего
66
55
11


Резерв
2




Итого
68




































Календарно- тематическое планирование
уроков обществознания в 11 классе




















Пояснительная записка

Количество:
часов: всего- 68; в неделю - 2.
контрольных работ - 4
практических работ - 11

Планирование составлено на основе:
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова).

Используемый учебно – методический комплект:
Обществознание. 11 класс. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2008.

Реализация программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической, гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки выпускников:
в результате изучения обществознания ученик должен:
знать / понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания

уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их основные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Дополнительная литература:
С.Н. Степанько. Обществознание. 11 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8 – 11 классы. / составитель Т.А. Корнева. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Международные правовые акты.
Законы и подзаконные акты РФ.
А.С. Прутченков «Необычный задачник для обычного гражданина» - М.: «Гражданин», 1996.
«Имею право!» (сборник игр и задач для тебя и твоих друзей) – М., 1999.
Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 10- 11 классы. / Авт. – сост. Т.А. Корнева. – М.: Глобус, 2008.
Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / Т.А. Корнева. – М.: Глобус, 2008.
Обществознание в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.
Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Захаров В.Ю. Обществознание. Трудные вопросы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
Тесты по обществознанию: 11 класс / С.В. Краюшкина. – М. : Издательство «Экзамен», 2008.
Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень» под ред. Л.Н. Боголюбова. / П.А. Баранов. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 кл. : кн. Для учителя / [ Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов и др.]; под ред Л.В. Полякова. – М. : Просвещение, 2008.


Материалы для контроля
А.В.Клименко, С.В.Краюшкина «Тесты по обществознанию», 10 класс, М.: Издательство «Экзамен»,2012.
Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006.
Единый государственный экзамен 2010-2014. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2010-2014.
Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское сло-2006.
Единый государственный экзамен 2010-2014. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2010-2014.
Сборники КИМов за 2010, за 2011,2012,2013, 2014 годы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
 
1. Основные Internet-адреса:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Министерство  образования и науки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Официальный информационные портал единого государственного экзамена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"


2. Электронные учебные пособия:
1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы.
Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
Видеохрестоматия "Основы права"
Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11 КЛАСС


Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
ЭОР и ИКТ
Домашнее задание
Дата проведения










План
Факт

1
Общество как сложная динамическая система
1
Вводный урок
Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений

Входная контрольная работа

Индивидуальные задания



РА3ДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (23 часа)

2-3
Экономика как наука

Экономика как хозяйство
2
Уроки изучения нового материала
Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая наука. Измерители экономической деятельности
Знать тенденции развития важнейших социальных институтов.
Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки»

§ 1, задание 2 с. 16



4-5
Экономический рост

Экономическое
развитие
2
Комбинированные уроки
Понятие экономического роста и экономического развития. Понятие ВВП. Факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные. Экономическое развитие, его измерители. Экономический цикл
Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах
Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий

§ 2, задание 1-4 с. 28-29



6-7
Рыночные отношения в экономике

Конкуренция

и монополия
2
Уроки повторения и обоб

щения материала
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная

и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство
Уметь использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем, возникающих

в социальной деятельности
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации.

Критическое осмысление полученной информации

§3, задание 1 с. 42



8-9
Фирмы в экономике

Факторы производства
2
Комбинированные уроки
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса.
Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

§ 4, задание 1 с. 54



10-11
Правовые основы предпринимательской деятельности

Организационно-правовые основы предпринимательства
2
Комбиниро-. ванные уроки
Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. Экономическая политика Российской Федерации. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Составление сравнительной таблицы

§ 5, задание 1 с. 66



12-13
Слагаемые успеха в бизнесе

Основы менеджмента и маркетинга.
2
Уроки повторения и обобщения материала
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Основные источники финансирования бизнеса. Банковская система.
Банковский кредит
Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
Практикум.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации, Критическое осмысление полученной информации

§ 6, задание 1-3 с. 77-78



14-15
Экономика и государство

Экономические функции государства
2
Уроки изучения нового материала
Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние эффекты. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства
Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий

§ 7, задание 3 с. 90, подготовка к семинару



16-
17
Финансы в экономике

Инфляция: виды, причины, следствия
2
Итоговые уроки (семинар)
Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции
Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами
Практикум.
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах

§ 8, задание 1-42 с. 102



18-19
Занятость и безработица

Государственная политика в области занятости
2
Комбинированные уроки
Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды
Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий»

§91, задание 6 с. 115



20-21
Мировая экономика

Глобальные проблемы экономики
2
Уроки изучения нового материала
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ.
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий

§ 10, задание 1-3 с. 127



22-
23
Человек в системе экономических отношений

Производительность труда
2
Уроки повторения и обобщения материала
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Факторы, определяющие производительность труда
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Практикум.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

§ 11, задание 1-4 с. 137, повторить
§ 1-11



24
Человек и экономика - урок повторительного обобщения
1
Контрольный урок
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Уметь применять социально-экономи-ческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Контрольная работа.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социально-экономические ситуации





РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (15 часов)

25-26
Свобода в деятельности человека

Свобода и ответственность
2
Уроки изучения нового материала
Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество. Проблема выбора
Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах

§ 12, задание 1-5 с. 148



27-28
Общественное сознание

Общественная психология и идеология
2
Комбинированные уроки
Общественное и индивидуальное сознание. Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание.
Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Понимать особенности социально-гуманитарного познания
Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий

§ 13, задание 4 с. 158 (письменно)



29-30
Политическое сознание

Средства массовой информации и политическое сознание
2
Уроки повторения и обобщения материала
Обыденное и теоретическое сознание. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда. Средства массовой информации в политической системе общества.
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Практикум.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

§ 14, задание 4 с. 172, подготовка к семинару



31-32
Политическое поведение

Политический терроризм
2
Уроки изучения нового материала
Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения. Политическое участие
Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук, оценивать действия субъектов социальной жизни -
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах

§ 15, задание 1-4 с. 181



33-34
Политическая элита

Политическое лидерство
2
Комбинированные уроки
Политическая элита и особенности её формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера
Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий
Семинар-практикум.

§ 16, задание 4 с. 193, подготовка к семинару



35-36
Демографическая ситуация в современной России

Проблемы неполной семьи
2
Уроки повторения и обобщения материала
Тенденции развития семьи в современной России. Семья и брак. Семья как социальный институт. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии.
Уметь использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Практикум.
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы

§ 17, задание 2 с. 201



37-38
Религиозные объединения и организации

Проблема поддержания межрелигиозного мира
2
Комбинированные уроки
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир
Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ документа

§ 18, задание 1 с. 212



39
Проблемы социально-политической и духовной жизни
1
Контрольный урок
Сущность свободы человека. Опасность политического экстремизма. Проблемы современного российского общества
Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Контрольная работа.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации

§ 12-18, задания на с. 213-216



РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (23 часа)

40-41

Современные подходы к пониманию права

Законотворческий процесс в РФ

2
Уроки изучения нового материала

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии

Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий


§ 19, задание 1 с. 227



42-43

Гражданин Российской Федерации

Права и обязанности граждан РФ

2
Уроки повторения и обобщения материала

Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

Практикум.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

§ 20, задание 1-4 с. 238



44-45

Экологическое право

Способы защиты экологических прав

2

Комбинированные уроки

Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты.. Экологические правонарушения. Природоохранные и природно-ресурсные нормы
Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий


§ 21, задание 2 с. 249



46-47
Гражданское право

Защита гражданских прав
2
Комбинированные уроки
Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам
Практикум.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс)

§ 22, задание к документу



48-49
Семейное право

Права и обязанности членов семьи
2
Комбинированные уроки
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Уметь моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения
Практикум.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Семейный кодекс)

§ 23, задание 1-4 с. 273-274



50-
51
Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Социальная защита населения
2
Комбинированные уроки
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
Практикум.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс)

§ 24, задание 1-4 с. 285-286



52-53
Процессуальное право: гражданский процесс

Процессуальное право: арбитражный процесс
2
Комбинированные уроки
Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс
Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

§ 25, задание 3 с. 298 (в виде схемы)



54-55
Процессуальное право: уголовный процесс

Судебное производство
2
Комбинированный урок
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения
Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

§ 26, задание 1-4 с. 310



56- 57
Процессуальное право: административная юрисдикция

Конституционное судопроизводство
2
Комбинированные уроки
Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение
Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

§ 27, задание 2 с. 319



58-59
Международная защита прав человека

Проблема отмены смертной казни
2
Комбинированные уроки
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени
Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях
, Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека

§ 28, задание 3 с. 330. Подготовка к семинару



60-61
Взгляд в будущее
Постиндустриальное (информационное) общество
2
Итоговый урок
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Фор- мулировать аргументы по определённым проблемам
Практикум.
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах

§ 29, повторить § 19-29, подготовка к зачету



62
Человек и закон
1
Контрольный урок
Современный подход к пониманию права. Современный механизм защиты прав человека
Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Контрольная работа.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации





ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

63
Общество и человек
1
Комбинированный урок
Общество как сложная динамическая система. Противоречивость воздействия человека на природную среду. Особенности современного мира
Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы



64
Экономика и социальные отношения
1
Комбинированный урок
Экономика и экономическая наука. Роль государства в экономике. Человек в системе экономических связей. Мировая экономика
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы



65
Правовое регулирование общественных отношений
1
Комбинированный урок
Право в системе социальных норм. Система права. Права и обязанности граждан, их защита
Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы



66
Урок обобщающего повторения курса
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Повторение главных тем курса
Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, сравнивать и делать выводы на основе изученного
Итоговая контрольная работа.










Внеклассная работа по предмету
Олимпиады:
а) школьные – сентябрь – октябрь (все желающие)
б) городские – ноябрь –декабрь (победители и призеры школьного этапа)

Конкурсы
а) школьные – по плану УВР школы
б) городские – по плану ГМО учителей истории и обществознания и по плану ГМК

Конференции
а) проходят в рамках проведения итоговых уроков по темам и разделам учебного плана

б) проходят во время встреч с представителями и работниками правоохранительных органов, органов управления

Экскурсии
проводятся по необходимости и по согласованию с ОВД, городской администрацией и другими представителями социальных структур при изучении конкретных тем

Предметные недели
по плану работы ШМО








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815




  .0Fd–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 215