Рабочая программа по обществознанию для 6 класса к учебнику по ред Боголюбова Л.Г. ФГОс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществит осознанный выбор путем продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Программа курса «Обществознание» предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Цели и задачи изучения обществознания
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения социальной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качеств ах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Краткая характеристика курса «Обществознание. 6 класс»
Курс «Обществознание» в 6 классе призван расширить знания учащихся о месте человека в обществе, дать научное представление об обществе, о социальном окружении, Родине. В основу содержания курса заложены моральные и правовые нормы, что создает условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, некоторых аспектах человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме морально-нравственных качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 6 классе при изучении обществознания, прежде всего, даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для подростков проблемы взаимодействия личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта взаимодействия с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы поведения, первичные знания о государстве и законах.
В процессе обучения обществознанию в 6 классе у школьников формируется относительно целостное представление о человеке как личности, о деятельности как целенаправленном проявлении активности человека, раскрываются ключевые научные категории, отражающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять явления социальной действительности, связанные с деятельностью людей, межличностными отношениями, совершенствуются общеучебные компетенции учащихся. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптивных источниках, адекватному ее восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, общении, систематизации полученных знаний.
Цели курса:
развитие личности, ее познавательных интересов, восприятие социальной информации и определение собственной позиции;
формирование нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, умения отождествлять себя с российским обществом во всех его типических социокультурных проявлениях (общероссийская идентичность), уважение к социальным нормам;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, а также отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
В 6 классе на изучение предмета отводится 35 часов (из расчета 35 учебных недель, 1 час в неделю).
Основное содержание программы:
Введение – 1 ч.
Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника.
Тема 1. Человек в социальном измерении – 12 ч.
Человек-личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Тема 2. Человек среди людей – 10 ч.
Межличностные отношения. Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей». Межличностные отношения. Человек в группе. Общение. Конфликты в межличностных отношениях.
Тема 3. Нравственные основы жизни – 8 ч.
Человек славен своими делами. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Человек славен добрыми делами. Будь смелым. Человек и человечность.
Повторение – 4 ч.
Основное содержание курса «Обществознание. 6 класс». Мини-проект «Идеальный человек».
Преобладающие формы текущего контроля
уровня формирования УУД и промежуточной аттестации обучающихсяВид контроля Авторы заданий
Тестирование Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс / Сост. А.В.Поздеев – М.: ВАКО, 2015.
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа Работа над проектом Количество самостоятельных работ - 3
Количество контрольных работ - 1
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
литература (основная и дополнительная):
Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, Т.Е.Лискова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: - Просвещение, 2012.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: ВАКО, 2015.
дидактический материал:
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс / Сост. А.В.Поздеев – М.: ВАКО, 2015.
оборудование и приборы:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс. Электронное приложение к учебнику 6 класс (CD)
Таблицы и схемы по темам
Компьютер, проектор, презентации Power Point
Интернет-ресурсы:
www.gov.ru – Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
www.krugosvet.ru – Энциклопедия «Кругосвет»
www.megabook.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
www.slovardalya.ru – Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даляwww.rubricon.com – Рубрикон: энциклопедии, словари. справочники
www.rulex.ru – Русский биографический словарь
www.n-t.ord/nl - Нобелевские лауреаты: биографические статьи
www.clow.ru/ruspeople.html – Познавательный портал
www.rules.narod.ru – Всемирная история в лицах
www.kinder.ru – Каталог Интернет-ресурсов о детях и для детей
www.fom.ru – Организация «Фонд «Общественное мнение»
www.school-sector.relarn.ru/prava – Права и дети в Интернете


Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата проведения Тема
урока Количество часов Цель урока Тип урока Основное содержание урока Основ
ные понятия Формируемые УУД Оборудование Дом.
задание
Предмет
ныеКоммуниКативные

Регулятивные Познава-тельныеЛичностные 1 Введение 1 Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, обсудить ключевые понятия и темы, сформировать поло-жительную установку на изучение нового предмета Урок изучения нового матери-алаЗнакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника. Выявлять характер-ные черты нового предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса обществознания Организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения
Самостоя-тельно обнаружи-вать и формулиро-вать учебную проблему, выбирать средства цели из предложен-ных, а также искать их самостоя-тельноДавать определения понятиям, анализиро-вать, сравнивать, классифици-ровать и обобщать факты и явления Формиро-вать стартовую мотивацию к изучению нового материала, осмысление важности изучения обществознания Учебник, пакет с рабо-чими материа-лами, схемы к уроку Стр. 4-6
Тема 1. Человек в социальном измерении – 12 ч.
2-3 Человек-личность 2 Познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования, дать представление о сущности двойственности человека, показать на конкретных примерах особенности сильной личности Урок изучения нового матери-алаКомбиникован-ный урок Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек, личностьсильная личность индиви-дуаль-ностьПрименять понятий-ный аппа-
рат для раскрытия сущности природы человека, уметь анализировать, сопостав-лять, изучать и систематизировать различные источники информа-ции, находить нужную социаль-ную информацию, понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества Точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходи-мые для организации собственной деятельнос-ти
Самостоя-тельно обнаружи-вать и фор-мулировать учебную проблему, искать и выделять необходи-мую информациюОсуществ-лять расширенный поиск информации анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать направленность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, анализиро-вать собст-
венные поступки с точки зрения природы человека, формиро-вать ответственность за свои решения, развивать творческие способности через актив-ные формы деятель-ностиУчебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 1, п.1-2
П-ф 1,
п. 3, вып. проект «Силь-ная личность – какая она»
4-5 Человек познает мир 2 Познакомить учащихся с процессом познания мира и себя, выявить характерные черты самопознания, на примерах выдающихся личностей проследить развитие способностей человека, познакомить с понятиями самопознание. самооценка, показав их роль в познании мира и жизни человека Урок изучения нового матери-алаУрок-практи-кум Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Позна-ние, сознаниесамопоз-нание, самооценка Опреде-лять социальные факторы становле-ния лич-ности и конкретизировать их примерами анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекват-ные спо-собы познания, системати-зировать информа-цию и представ-лять ее в виде схемы Самостоя-тельно орга-низовывать учебное взаимодействие в группе выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, работать по алгоритму Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последова-тельности действий Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Развивать творческие способности через активные формы дея-тельности., формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 2, п.1,2
«В классе и дома»
№№1,2,5
П-ф 2, п.3
Подгот. презен. «Гениями не рождаются»
6-7 Человек и его деятельность 2 Познакомить учащихся с сущностью понятия деятельность и ее видами, объяснить, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку и ей присущ сознательный, продуктивныйобщественный характер Комбинирован-ный урок Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формирова-нием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности
Деятель-ность, цель, ре-зультат, мотив, эмоции Применять понятий-ный аппарат, различать разные виды дея-тельности, обсуждать правила и способы организа-ции занят-ий, пони-мать побу-дительную роль мотивов в деятельности чело-века, уста-навливать причинно-следствен-ные связи, расширять оценочную деятель-ностьСамостоя-тельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе,
определять свое отношение к явлениям в современной жизни, формулиро-вать свою точку зрения Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последова-тельности действий Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, заинтересо-ванность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 3,
п. 1, 2, вопросы «Прове-рим себя» №№ 1-5
П-ф 3,
п. 3, вопрос «Прове-рим себя»
№ 6
8-9 Потребности человека 2 Познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека, показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности, обсудить проблему духовного мира человека, выделить характерные черты мысли-тельного и чувственного процессов Урок изучения нового матери-алаКомбинирован-ный урок
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства
Потребности, чувства, эмоции, мысли, умозак-лючение, суждение Различать виды пот-ребностей, классифицировать в соответст-вии с собственными оценками, применять получен-ные знания, умения Планировать учебное сотрудничество, доста-точно полно и точно выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации, форму-лировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуни-кации, участвовать в обсужде-нии проблем Самостоя-тельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по плану сверять свои действия с целью и при необходи-мости исправлять ошибки самостоя-тельноОсуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать заинтересо-ванность не только в личном успехе, но и в благополучии и проц-
ветании своей страны Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 4,
п. 1,
«В классе и дома»
№ 3
П-ф 4, п. 2, 3, вопросы «Прове-рим себя»
10-11 На пути к жизненному успеху 2 Познакомить учащихся со слагаемыми жизненного успеха, обсу-дить факторы, сопутствую-щие успеху, представить некоторые учения о смысле жизни Комбинирован-ный урок Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопони-мания и взаимопомощи
Высказы-вать версии о слагаемых жизненного успеха, применять ключевые понятия об основных социальных объектах, объяснять их с опо-рой на явления социаль-ной действительности, давать оценку общественным явле-ниям с позиции одобряе-мых в совреме-нном рос-сийском обществе Оценивать свои учебные достижения, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулиро-вать свою точку зрения Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями, прогнози-ровать результат и уровень усвоения материала, определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятель-ностиФормиро-вать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов, моделиро-вать варианты достойного образа жизни Формиро-вать ответственное отношение к труду, готовности и способности обучающихся к само-развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентаци.яП-ф 5, п. 1, 2 ,
«В классе и дома»
№ 4
П-ф 4,
п. 3, 4, 5, подгот. проект «Мой путь к жизнен-ному успеху»
12-13 Практикум по теме «Человек в социальном измерении» 2 Систематизи-ровать знания, полученные при изучении темы о соци-альных чертах человека и их проявлении в деятельности, применять ранее изученный понятийный аппарат, иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятель
ности чело-
века, его потребности, внутренний мир и пони-мание жизнен
ного успеха, способствовать осознанию практической значимости изученного материала Урок-практикум
Урок контроля знаний Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятель-ность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху Основ-ные термины и понятия по теме «Человек в соци-альном измере-нии» Понимать побуди-тельную роль моти-вов в дея-тельности человека, анализировать место ценностей в мотива-ционной структуре личности, их значе-ние в жизни человека, применять основные нравствен-ные и правовые понятия, нормы и правила. понимать их роль как реша-ющих регуляторов общественной жизни Самостоя-тельно обна-руживать и формулиро-вать учебную проблему Оценивать собственные навыки общения, прогнозировать результат и уровень усвоения материала, определять новый уровень отношения к самому себе как к субъ-екту дея-тельностиОсуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, заинтересо-ванность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, анализ поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения, развитие творческих способнос-тей через активные формы дея-тельностиУчебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах
Тест Подгото-виться к тесту
Тема 2. Человек среди людей – 10 ч.
13-14 Межличностные отношения 2 Познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений, исследовать сферу чувств как основу данных отношений, определить факторы, определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию Урок изучения нового матери-алаКомбинирован-ный урок
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличност-ные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонима-ниеМежличностные отношения,
стере-отипсимпатияантипа-тия, дружба Применять понятий-ный аппа-рат для раскрытия сущности межлич-ностных отношений выявлять виды межлич-ностных отношений и их осо-бенности, анализировать сим-патии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми, форми-ровать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить, определять собственное отношение к явлениям современной жизни Устанавливать целевые приоритеты, проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаруже-ния отклонений и внесения необходи-мых коррективов Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, ответственность за свои решения, развитие творческих способнос-тей через активные формы дея-тельностиУчебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 6,
п. 1, 2, вопросы «Проверим себя» №№ 1-3,
П-ф 6,
п. 3, «В классе и дома» №№2,3,4
15-16 Человек в группе 2 Познакомить учащихся с причинами образования групп и зако-
нами их суще
ствования, характеризовать виды групп, санкции. действующие в группе, исследовать черты лидера Комбинирован-ный урок Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы Человек, группа, лидер, ритуал, санкции Применять понятий-ный аппа-рат для раскрытия сущности положения человека в группе, выделять различные виды групп, исследо-вать роли человека в группе, причины и следствия санкций поощрения и наказания в группе, анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адексатные способы познания, систематизировать обществоведчес кую информацию и представлять ее в виде схемы Самостоя-тельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, обмени-ваться знаниями между членами группы для принятия эффектив-ных совместных решений Определять последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять, план последова-тельных действий Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Осознание того, с какой группой тебе по пути, высказывать свое мнение о проявле-
нии настоящего и ложного лидерства, формирование навыков анализа Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 7,
п. 1, 2, 3, «В классе и дома « №№ 1, 2
П-ф 7,
п. 4, 5, 6
18-19 Общение 2 Познакомить учащихся с ролью общения при формировании личности человека, исследовать цели общения и его механизмы, рассмотреть виды общения, особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Комбинирован-ный урок Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Общениеречевое общение, нерече-вое общение, мимика, эмоции Применять понятий-ный аппа-рат для раскрытия механизма общения, объяснять сущность и механиз-мы обще-ния, опре-делять его роли, находить нужную социаль-ную инфо
рмацию и адекватно ее воспри-нимать, анализировать, обобщать, системат-изировать, конкретизировать имеющие-ся данные, соотносить их с собствен-ными данными, давать оценку общественных явлений с позиции одобряе-мых в сов-ременном российс-ком обществе Слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить, определять собственное отношение к явлениям современной жизни Определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятель-ностиОсуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-
вать понимание значения общества, осмыслен-ное отноше-ние к искусству общения, формирование навыков анализа, индивидуального и кол-лективного проектирования Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 8,
п. 1, 2, 3, вопросы «Прове-рим себя»
П-ф 8,
п. 4, 5,
«В классе и дома» № 5
20-21 Конфликты в межлич-ностных отношениях 2 Познакомить учащихся с причинами, сущностью и последствиями конфликтов, исследовать и характеризо-вать этапы протекания конфликта, выработать стратегию решения конфликтной ситуации Урок изучения нового матери-
ала
Урок с элемен-тами тренинга
Межличност-ные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт Конф-ликт, комп-ромисс, струдни-чество, избега-ние, приспо-соблениеПрименять понятий-ный аппа-рат для раскрытия сущности конфликта. объяснять причины возникновения кон-фликтов, понимать побудительную роль мотивов в деятель-ности человека, вырабаты-вать тактику и стратегию решения конфлик-тов, взаи-модействовать в ходе выполне-ния групповой работы Самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументи-ровать свою точку зрения оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей Формиро-вать последова-тельность действий, способность к волевому усилию при преодолении трудностей Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать осознанное, уважитель-ное и добро
желательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоз-зрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, способность вести диа-лог, дости-гать взаимо-понимания Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 9,
п. 1, 2
П-ф 9, «В классе и дома»
№ 1, 2
22-23 Практикум по теме «Человек среди людей» 2 Повторить и обобщить полученные знания и умения по теме «Человек среди людей», обсудить вопрос об особенностях межличнос-тных отноше-ний, дать практические рекомендации по освоению конструктивных форм общения, повышению конфликтной компетентности Урок-практи-кум
Урок контроля знаний Межличност-ные отношения. Человек в группе. Общение. Конфликты в межличностных отношениях Основ-ные понятия и термины по теме «Человек среди людей» Применять освоенный понятий-ный аппа-рат, иссле-довать несложные реальные связи и зависимости, владеть принципами работы с учебникомв тексте которого встречаются схемы, дополни-тельный текст и вопросы, вести дис-куссию, эвристическую бесе-ду, решать проблем-ные задачи, работать в группе Самостоя-тельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, обмени-ваться знаниями между членами группы для принятия эффектив-ных совместных решений Определять последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять, план последова-тельных действий Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать ответ-ственность за свое поведение среди людей, развивать навыки анализа, индиыиду-ального и коллектив-ного проекти-рованияУчебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах
Тест Подгото-виться к тесту

Тема 3. Нравственные основы жизни – 8 ч.
24-25 Человек славен своими делами 2 Познакомить учащихся с понятиями добро, добродетель, мораль; выяснить, какого человека можно назвать добрым, исследовать, в чем состоит доброе дело и добрый поступок, выяснить суть золотого правила морали Комбинирован-ный урок Человек славен добрыми делами.
Доброе – значит хорошее.
Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро Добро, добрый,
доброде-тель, мораль Иметь целостное представление об обществе человека, о сферах и областях общественной жизни, механиз-мах и регу-ляторах деятельности людей, объяснять золотое правило морали, применять ключевые понятия и рассматр-ивать явления социаль-ной
действи-тельности с опорой на эти понятия Самостоя-тельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, обмени-ваться знаниями между членами группы для принятия эффектив-ных совместных решений Определять последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять, план последова-тельных действий Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать целостное мировоззре-ние, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитываю-щее социальное, культурное, языковое, духовное многообра-зие мира Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 10, п.1, 2,
«В классе и дома»
№ 3
П-ф 10, п. 3
26-27 Будь смелым 2 Познакомить учащихся с необходимыми понятиями для раскрытия сущности страха, выявить причины возникнове-ния страха, рассмотреть его проявления и последствия, обсудить практические способы преодоления страха Комбинирован-ный урок
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противо-действие злу
Страх, испуг, фобия, смелость Применять изученный понятий-ный аппарат, объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления, взаимодействовать в ходе вы-полнения групповой работы, вести диалог, участво-вать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения Формиро-вать критическое отношение к своему мнению, учиться корректиро-вать его,
с досто-инством признавать его ошибоч-ностьСравнивать способ действия с заданным эталоном с целью обнаруже-ния отклонений и внесения корректи-ровкиОсуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать созна-тельную организа-цию и регу-лирование своей модели поведения, развитие творческих способнос-тей через активные формы дея-тельностиУчебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 11, п. 1, «В классе и дома»
№ 2
П-ф 11, п. 2, 3, подгот проект «Мой земляк – смелый человек»
28-29 Человек и человеч-ность2 Познакомить учащихся с понятиями гуманизм и человечность, исследовать их сущность, выявить факторы, способству-ющие повышению человечности и гуманизма, обсудить проблему необходимос-ти помогать пожилым людям Урок изучения нового матери-алаУрок-практи-кум Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке Человеч-ность, гуманизм Объяснять сущность гуманизма, применять основные нравствен-ные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социаль-ные ситуации, понимать их роль как решающих регулято-ров общественной жизни Точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии Формиро-вать целевые установки учебной деятель-ности, выстраивать алгоритмы действий Осуществ-лять расши-ренный поиск информациианализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Формиро-вать компе-тентность в решении моральных проблем на основе личного выбора, нравствен-ных чувств и нравствен-ного поведения, осознан-ного и ответ
ственного поведения к своим поступкам Учебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах, презентация П-ф 12, «В классе и дома»
№ 3
П-ф 12, вопросы «Прове-рим себя»
30-31 Практикум по теме «Нравствен-ные основы жизни» 2 Повторить и обобщить полученные знания и умения по теме «Нравс-твенные основы жизни», исследовать проявления человечности на практике подтвердить эффективность золотого правила морали, выработать методы борьбы со злом Урок-практи-кум
Урок контроля знаний Человек славен добрыми делами. Будь смелым. Человек и человечность Отснов-ные понятия по теме «Нравст-венные основы семьи» Применять освоенный понятийный аппарат, объяснять роль морали и нравственности в жизни человека, определять сущност-ные харак-теристики изучаемого объекта, осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, искать и находить нужную информацию по заданной теме в адаптированных ис-точникахТочно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии Формиро-вать целевые установки учебной деятель-ности, выстраивать алгоритмы действий Осуществ-лять анализ объектов с выделение существен-ных и несу-щественных признаков, выслуши-вать и извлекать информа-цию из мне-ния других людей Формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения, развитие творческих способнос-тей через активные формы дея-тельностиУчебниксхемы к уроку, пакет с материалами для работы в группах
Тест Подгото-виться к тесту
Повторение – 4 ч.
32-33 Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 6 класс» 2 Повторить и обобщить знания учащихся по курсу «Обществознание. 6 класс» Урок обобщения и систематизации знаний
Урок контроля знаний Основное содержание курса «Обществознание. 6 класс» Основ-ные термины по курсу «Обществознание6 класс» Применять освоенный понятийный аппарат, исследо-вать несло
жные свя-зи и зави-симости, опреде-лять сущ-ностные характеристики изу-чаемого объекта, определять выбор вер-ных крите-риев для сравнения, поиск нужной информации по заданной теме в раз-личных ис-точникахТочно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий Осуществ-лять анализ объектов с выделение существен-ных и несу-щественных признаков, выслуши-вать и извлекать информа-цию из мне-ния других людей Формиро-вание ком-петентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, нра-вственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответст-венного отношения к своим поступкам Учебникпакет с материалами для работы в группах
Тест
Повто-рить ма-териал, подгото-виться к к/р
34-35 Мини-проект «Идеальный человек» 2 Познакомит-ься с вечной загадкой человека, смыслом его существова-ния, понимать сущность природы человека, отличия человека от животных, биологичес-кие признаки наследствен-ности и факторы, влияющие на нее Урок-практи-кум
Защита проектов Основное содержание курса «Обществознание. 6 класс» Человек, социаль-ное, наследственность,инстин-кты эмоции Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности загадки человека, находить, анализировать и системати-зировать информа-цию из различных источни-ков, понимать значение трудовой деятельности для личности и общества Самостоя-тельно орга-низовывать учебное взаимо-действие в группе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, флормули-ровать свою точку зрения, грамотно и точно выражать свои мысли Самостоя-тельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходи-мую информа-цию, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельнос-тиОсуществ-лять анализ объектов с выделение существен-ных и несу-щественных признаков, выслуши-вать и извлекать информа-цию из мне-ния других людей Формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, заинтересо-ванность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни обще
ства, анализ собственных поступков с точки зре-
ния природы человека, ответственность за свои решения, раз
витие творческих способ
ностей через активные формы дея-тельностиДополнительные матери-алы для работы в группах