Некоторые приемы работы над словарем на этапе семантизации.


Некоторые приёмы работы над словарём на этапе семантизации.
Тимофеева Т.В.
преподаватель немецкого языка ГБПОУ ЛПК
Работа над словарём является очень важным и необходимым моментом при обучении иностранному языку, так как владение словарным составом языка – это основа успешного общения на языке. Поэтому очень важно на уроке иностранного языка правильно организовать работу над словарным составом. Как известно, не все слова должны запоминаться и активно использоваться в речи. В методике преподавания иностранных языков различают рецептивный и продуктивный словарь. К рецептивному словарю относятся слова, которые учащиеся понимают, читая или слушая текст. К продуктивному словарю относятся слова, которые учащиеся активно употребляют в речи, устной и письменной. Исходя из этого, нужно чётко представлять себе, какой набор слов входит в тот или иной словарь по каждой теме, так как у каждого вида свои задачи и свой набор упражнений. Как указывается в методиках по иностранному языку, цель рецептивного словаря – вспомнить значение слова, встреченного в тексте. Немецкая методика выделяет 2 пути по достижению этой цели:
1. Случайное запоминание – слова запоминаются, потому что часто встречаются в письменных текстах и аудиотектах;
2. Намеренное запоминание – слова запоминаются, благодаря специальной тренировке в упражнениях.
При случайном запоминании специальных упражнений не требуется, слова запоминаются сами по себе при условии, что учащиеся много читают и слушают на немецком языке. При намеренном запоминании надо уделить внимание развитию языковой догадки и развитию стратегий работы с контекстом и со структурой. Например, понять значение слова помогут следующие приёмы с контекстом:
1. Определить, какой частью речи является слово. Здесь нужно проанализировать окружение слова в тексте, предложении: стоит ли перед словом предлог, прилагательное, артикль и т.д., написано ли оно с большой, маленькой буквы и т.д.
2. Определить, является это слово интернациональным или нет, если да, то значение можно понять, зная значение слова в другом языке. В ином случае – проанализировать форму и состав слова.
Например, встретив в предложении слово verliebte sich, по наличию суффикса –te можно догадаться, что это 2 форма глагола sich verlieben, показывает, что глагол рефлексивный. Анализ слова по составу помогает определить нам корень ‒ lieb-, подбор однокоренного слова Liebe, знакомого многим, подводит нас к выводу, что verliebte sich – означает – влюбился.
3. Если проведённый анализ никаких результатов не даёт, можно попытаться определить значение слова из контекста. При работе с продуктивным словарём необходимо добиться того, чтобы учащиеся активно использовали новые слова в устной и письменной речи. Этому способствует большое количество разнообразных упражнений на различных этапах работы со словарём: предъявлении, семантизации, тренировке. Ведение простого двуязычного словаря в данном случае будет малоэффективным, так как двуязычный словарь не даёт полной информации о слове, о том, какие есть второстепенные значения у слова, как оно употребляется в предложении, в каких ситуациях и т. д. Из психологии известно, что новая информация лучше и быстрее запоминается, если подкрепить её определёнными ассоциациями, логическими связями, наглядностью. Поэтому гораздо более полезнее и интереснее будут следующие приёмы: словарные карточки, логические цепочки, картинки, Mind-Map и т. д. Словарные карточки представляют собой карточки, где на одной стороне представлена информация о слове: ед. и мн. число, пример употребления в предложении, однокоренные слова, слова, с которыми слово часто употребляется и т. д., а на обратной стороне – вариант слова в родном языке. Пример[1]: Das Gepäck ( kein Plural) Das Gepäck zum Bahnhof tragen. Ein schweres Gepäck. Zu viel Gepäck haben. Gepäckstücke: Koffer, Tasche, Rucksack Багаж Как известно, легко запоминаются слова, которые сопровождаются наглядным материалом. Поэтому имеет смысл в работе со словарём использовать словарные карточки – картинки. Как показывает опыт, работа с такими карточками позволяет учащимся достаточно быстро освоить новый словарь. Пример [2, C. 10]: Логические цепочки позволяют показать связь новых слов с другими. Пример [1]: Конечно, есть большое разнообразие приёмов работы со словарём, мы же в своей статье попытались представить наиболее
Литература
1. Fit furs Zertifikat Deutsch von Sabine Dinsel, Monika Reimann. Max Hueber Verlag, 2000. – 118 s.
2. Themen aktuell 2. Kursbuch von Hartmut Aufderstraße u. a. Max Hueber Verlag, 2003. – 162 s.