Научная работа на тему Обучение чтению на английском языке на начальном этапе изучения языка


Районный заочный конкурс «Учитель года-2016»
Обобщение опыта по теме:
«Обучение чтению на английском языке на начальном этапе изучения иностранного языка»
Автор: Черёмухина О.А.
Учитель английского языка
2016 год
Обучение чтению на английском языке на начальном этапе изучения иностранного языка
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. Коренным образом изменился социальный статус «иностранного языка» как учебного предмета. Из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании учащихся на одном из последних мест по степени значимости, иностранный язык превратился в средство, реально востребованное личностью, обществом и государством.
ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) определяет интегративную цель  обучения иностранному языку в начальной школе как формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Таким образом, чтение – один из главных видов деятельности, без которого нельзя представить изучение любого языка.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят.
Сегодня многие дети растут в печатно-преобладающем мире, где чтение – жизненно-важное умение. По мере роста ребенка, умение читать становиться всё более необходимым для того чтобы успешно учиться в школе. Посредством чтения на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, чувство собственных достижений и возможность получать знания. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Несомненно, что именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент этого умения. Ни для кого из нас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.
Если раньше обучение иностранному языку вводилось с 5 класса, то обучение чтению на иностранном языке было гораздо легче, так как дети уже хорошо читают на родном языке.
В связи с введением ФГОС обучение иностранному языку начинается со 2 класса. Во 2 классе обучение чтению на английском языке идет параллельно обучения чтению на русском языке. В силу существующих различий между алфавитами, графическими и орфографическими особенностями английского языка, для детей, родным языком которых является русский, овладение чтением на английском языке предоставляет много трудностей.
Здесь и появилась проблема для меня как учителя – научить читать на иностранном языке.
Цель данной работы: обобщение опыта по формированию навыка чтения на английском языке для повышения качества обученности.
Задачи:
1) выявить трудности при обучении чтению на английском языке;
2) изучить психологические особенности младших школьников;
3) показать технологии, которые используются на уроках для обучения чтению на иностранном языке;
4) показать результативность данного опыта.
«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении.
Моя профессия и моя страсть…вы даже не представляете,
как интересно взять человека, наделить его новой речью и с
помощью этой речи сделать его совершенно иным».
Бернард Шоу
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.Д.С. Лихачев
  Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками.
Во втором классе начальной школы, на первом году изучения иностранного языка, закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации.
В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.
При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к чтению. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев «умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными».
Розов О.А. писал: “чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга”.
В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:
чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)
чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.
Виды чтения:
I. По целевой направленности деятельности
ознакомительное
просмотровое
изучающее
поисковое
II. По форме
про себя
индивидуальное
хоровое
громкое
III. По способу раскрытия содержания
аналитическое
синтетическое
переводное
беспереводноеIV. По месту чтения
домашнее
классное
V. По характеру организации деятельности
подготовленное
неподготовленное
тренировочное
контрольное
Трудности при обучении чтению на английском языке.
   Графические и орфографические особенности английского языка.
  Звуковой состав языка постоянно подвергается изменениям, тогда как буквенное изображение слов изменяется чрезвычайно медленно.
   Расхождение между произношением и написанием слов в английском языке
   Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это D, K, M, T. Буквы Aa, B b, Cc, Ee, Hh, O o, Pp, Yy, X x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые.
   В английском языке имеются долгие и краткие гласные звуки, и замена краткого звука долгим или наоборот может привести к смешению значений слов.
   Среди английских гласных звуков, кроме гласных, по звучанию одинаковых на своем протяжении (в), имеются монофтонги, дифтонги и трифтонги, произносимые в пределах одного слога.
   Английские звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными никогда не оглушаются. Оглушение английских звонких согласных в конце слова может привести к смешению значений слова.
   Английские согласные произносятся твердо перед любым гласным, никогда не смягчаясь.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.
Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 10 лет. В психологических исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., Мухиной Т.К. и др. отмечается, что в это время кардинально меняется протекание психических процессов учащихся. Происходит смена ведущего вида деятельности: на смену игровой приходит учебная, хотя игровая деятельность еще продолжает играть важную роль. Формируется положительное отношение к учению, укрепляются познавательные мотивы учения.
Развиваются познавательные процессы. Восприятие приобретает управляемый характер, становится более точным, расчлененным, преднамеренным, четко распределяются отношения между анализом и синтезом. Увеличивается доля произвольного внимания, оно становится более устойчивым. Идет развитие интеллектуальных операций: сравнения, обобщения ориентировки, классификации, кодирования, переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению. Увеличивается доля продуктивных действий мышления. Увеличивается объем памяти. Формируется логическая память, продуктивные способы запоминания.
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе:
1. Практическая направленность процесса обучения:
    -формулирование конкретных коммуникативно-мотивированных заданий,      позволяющих не только освоить новые знания и навыки, но и понять содержание и смысл читаемого;   -обязательное выделение громкоречевого (термин Эльконина Д.Б.) этапа чтения, способствующего закреплению навыков артикуляции и интонирования, фонетически правильной речи и “внутреннего слуха”.
2. Дифференцированный подход в обучении:
   -учет возрастных психологических особенностей учащихся;
   -использование аналитических и синтетических упражнений.
3. Интегрированный и функциональный подход в обучении:
   -построение обучения чтению на основе устного опережения.
4. Учет особенностей родного языка:
   -использование положительного переноса навыков чтения, формируемых или уже сформированных на родном языке учащихся;
   -максимальное снижение интерферирующего влияния навыков чтения родного языка, связанного с особенностями русского языка (фонематическое письмо и слоговое чтение), путем объяснения, сопоставления, демонстрации способов действия и обильной тренировки в чтении.
5. Доступность, посильность и сознательность обучения.
6. Комплексный подход к формированию мотивации:
   -выполнение игровых заданий, действие в проблемных ситуациях коммуникативного характера;
   -использование различных видов наглядности, стимулирующих осмысление нового материала, создание ассоциативных связей, опор, способствующих лучшему усвоению правил чтения, графических образов слов, интонационных моделей фраз.
Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. В своей работе я эффективно использую игровую технологию.
Но с чего начинать обучение чтению?Кэрол Рид, учитель и методист из Кембриджа,  в своей книге  «500 Activities for primary classroom» издательства MACMILLAN, пишет, что, во-первых, кабинет английского языка должен погружать в мир чтения на английском языке. Например, на мебели и на предметах в классе могут быть приклеены слова с их названиями, на стене висеть календарь погоды, таблицы с инструкциями (Listen, Look, Draw) и их обозначающими символами. Учить любой иностранный язык мы начинаем с алфавита.
- "Colour letters"
На листе рисуют звуки/ буквы разными цветами. Учитель даёт команду: "Find yellow", ребёнок встаёт на букву указанного цвета и называет её. Для усложнения, кроме буквы ребёнок может называть слова, которые с неё начинаются или слова, в которых есть данный звук/буква.
Твердое знание последовательности букв алфавита будет необходимо в дальнейшем для умения пользоваться бумажными словарями, записывать слово, диктуемое по буквам, а также станет важным подспорьем в обучении чтению: ребенок сможет самостоятельно находить, «высчитывать», ту или иную букву, имея перед собой азбуку.
   - Песенка “The ABC”. Обычно алфавит делится в песенке на следующие части:
A B C D     E F GH I J K       L M N O PQ R S T     U V WX Y Z
   Следить за тем, название какой буквы поется, гораздо удобнее, если зрительно алфавит разбит так же, как на слух.
- Соедини буквы по порядку, чтобы получить рисунок.
- Весёлый хоровод (дети разучивают забавные стихи с английскими буквами)
«Эй, - сказала буква Аа, - На машине едет Bb
Буквы, стройтесь поскорей. И бибикает: «Би-би!»
Эй вы, буквенный народ,
Собирайтесь в хоровод!»
- Дети делают книжки «The ABC» (сшивают странички книжки, где на страницах буквы алфавита и рисунки предметов, начинающиеся на эту букву).
Для закрепления знаний английского алфавита я использую следующие упражнения:
Прочтите буквы.
Составьте слова из следующих букв.
Впишите в слова недостающие буквы.
Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух.
Чтение до первой ошибки.
Соедините букву и звук.
Чтение за диктором.
Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило. Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

В 2 классе учащиеся должны освоить алфавит, научиться читать по транскрипции, а затем переходят к чтению слов по правилам.
(приложения 1-8)
Однако время от времени мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения. Исходя из этого, хотелось бы предложить вам ряд дополнительных упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).
Примеры таких упражнений:
1. Odd one out (Убери лишнее слово):
a) Pet, red, pen, Pete, hen.
b) And, take, Ann, bad, fat.
2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):
Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.
3. Choose and write type of reading: I, II, III, IV. (Выбери и запиши тип чтения гласных букв):
skate -
skip -
park -
her -
pen -
fly -
corn -
hare -
4. В 4 классе можно использовать таблички-памятки, например:
Буквосочетание Примеры
Shshechcheesetchwatch
ck
clock
ththe, mother, thank you
whwhat
ngsing
nkthink
knknow
ph
phone
5. Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).
В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.
Для проведения следующих игр понадобиться индивидуальные комплекты карточек.
6. Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары").Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".
7. Three in a row! ("Три подряд!").Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее, приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: "Three in a row". Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.
Можно использовать подвижные игры, которые также развивают технику чтения.
8. Whispers. ( "Испорченный телефон").
Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.
9. Pass the ball. ("Передай мяч").
Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках, выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.
10. Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).
Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Дети, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".
Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.
Кроме того, в процессе формирования навыков чтения перед младшими школьниками стоит задача преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения.
Некоторые примеры упражнений по обучению технике чтения1. “Повторюшка” - упражнение, направленное на перевод информации из кратковременной в долговременную память.Карлсон решил проверить у кого лучше память.На демонстрационной доске написаны 3 предложения, состоящие из 3-4 слов. Дети читают первое предложение, и оно закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на доске меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке.
2. “Прочитайка”- чтение текстов, заученных наизусть. Идея использования таких упражнений была предложена Л.Н. Толстым, который считал, что, зная слово, ребенок постепенно осваивает не только звуко - буквенные соответствия, но и сам “открывает” правила чтения.Например:- Вначале разучивается рифмовка. Bill, Bill, sit still!- Затем, выделяются отдельные слова и производится анализ:• из каких букв они состоят;• какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание.- В заключении рифмовка прочитывается целиком.
Критерием результативности применения различных приемов и методов обучения чтению являются:
- положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве;
- успеваемость в 2-4 классах составляет 100%, качество – 60%
- результаты диагностической работы по английскому языку, где один из учащихся набрал 100 % баллов (28 баллов)
-участие в олимпиадах:

Учебный год олимпиада Количество участников результат
2013-2014 Школьный этап 13 1 победитель, 2 призёра
Районный этап 6 1 победитель, 1 призёр
Бульдог 14 Сертификаты участников
2015-2016 Школьный этап 8 1 победитель, 4 призёра
Районный этап 4 1 призёр
Бульдог 18 Сертификаты участников
Международный конкурс по англ.яз. 5 3 победителя, 2 призёра
Учащиеся 2-4 классов умеют:
- читать и заучивать небольшие стихи
- читать и понимать небольшие английские тексты
- составлять кроссворды
- вести диалог
- слушать оппонента.
Полноценное чтение – вот наша цель. И покорив этот вид деятельности, мы понимаем, что теперь нам доступны все грани языка, ведь с помощью чтения мы извлекаем любую необходимую информацию из текста. А владея этой информацией, мы можем изучить все, что пожелаем.