Дидактическое пособие (проект) Лента Времени

ПРОЕКТ «Лента времени»
(Дидактическое пособие для уроков истории в четвёртом классе)

Мы живем в рукотворном мире, и у детей всегда возникает вопрос на данном этапе развития: «А как было раньше?», «А как появилось?». И ответить на данные вопросы можно, только обратившись к истории.
Курс окружающего мира в начальной школе предусматривает первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями, яркими историческими личностями, знакомство с государственным устройством, государственной символикой.
Начав изучение истории, появилась проблема – что младшие школьники плохо ориентируются в хронологии исторических событий.
Хронология – перечень событий в их последовательности.
Облегчить работу по систематизации исторических событий может применение дидактического пособия «Лента времени». Для учащихся «Лента времени» - это «дорога» из прошлого в будущее через настоящее.
Данное пособие – не новинка, но применяется оно с целью запоминания исторических дат. Такая структура «Ленты времени» позволяет сформировать целостное представление об истории своей страны.
Цель пособия:
- знакомство с историей своей страны через хронологию исторических событий.
Задачи:
- познакомить с понятиями «лента времени», «хронология»;
- знакомить с применением римских цифр;
- формировать умение ориентироваться в последовательности исторических дат; соотносить год с веком, тысячелетием;
- развивать творческое мышление, способность анализировать, делать выводы, умение работать в группе,
- воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.

Этапы проекта:
1) подготовительный: поиск и отбор информации (карты, схемы, портреты), подготовка доклада на заданную тему.
2) основной: оформление ленты времени и дидактического пособия
3) заключительный: реализация проекта на уроках окружающего мира.

Данное пособие и лента времени отражают отрезки времени с девятого века (с момента возникновения Киевской Руси) до наших дней.
Лента времени и дидактическое пособие разделены на 4 части:
Древняя Русь
Московское государство
Российская империя
Российское государство

В середине ленты времени - века (отрезки разных цветов, на которых указанна нумерация веков при помощи римских цифр). В верхней и нижней части можно расположить исторические даты. Лента заполняется по мере изучения исторических событий. С данным пособием можно организовать фронтальную, групповую, индивидуальную формы работы на уроке.
Дидактическое пособие включает в себя доклады учащихся, в которых заключена самая важная информация, картинки, карты и схемы сражений, портреты князей, царей и императоров. Каждый учащийся может пересмотреть и перечитать историю Российского государства.
Например: примерный перечень заданий к «Ленте времени»:
К какому веку относятся даты: 1941 г., 1380 г., 1812 г., 1240 г.?
К каким событиям относятся эти даты? (Начало Великой Отечественной войны, Куликовская битва, Бородинское сражение, Невская битва)
Расположите века в правильной последовательности.
Соотнеси век и событие.
Назовите даты, относящиеся к 13 веку, 19 веку. (1242 г, 1900 г,.)
Сколько лет прошло после Бородинского сражения? Сколько это полных веков? (197 лет; 1 век и 97 лет)
Назвать даты исторических событий с 15 по 17 века в порядке возрастания, убывания. (1480 год, 1491 год, 1552 год,.)
Назвать даты исторических событий, произошедших в года, обозначенные круглым числом.(1480 год – «стояние на Угре»).
Сколько лет длилась Великая Отечественная война? Сколько это месяцев? Дней? (1417 дней, примерно 47 месяцев)
Какое событие произошло в сороковом году 13 века? (Невская битва)










Заголовок 115