Программа для начальной школы по правилам дорожного движения для 1-4 классов. «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»


Шиняевский филиал МОУ «Высоковская СОШ»Зырянского района
Программа
для начальной школы по правилам дорожного движения для 1-4 классов. «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Подготовила
учитель начальных классов
Бессараб Надежда Леонидовна

Программа для начальной школы по правилам дорожного движения для 1-4 классов.«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»Девиз:Азбуку дорожную знать каждому положеноРечевка:Сигналы светофора мы будем соблюдать,И правила движенья все будем уважать. Тогда не приключиться нигде и никогда С примерным пешеходом дорожная беда.Содержание программы.1. Пояснительная записка.2. Аннотация.3. Цель программы.4. Задачи программы.5. Сроки реализации.6. Контроль за реализацией программы.7. Ожидаемые результаты.8. Формы обучения младших школьников ПДД9. Методическая работа10. Дидактические принципы11. Тематическое планированиеПояснительная запискаМы жители 21 века, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И по этому я считаю, что не возможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу «Дорожная азбука» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. По этому моя программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше я научу детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для учащихся 1-4 классов. Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.Аннотация. Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся. Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно: по два занятия ежемесячно, всего 18 часов в год. Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в «автогородке» или на автоплощадке, имеющихся на территории школы. Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам.С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся других классов. Цель Программы Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.Задачи Программы Научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.Закрепление знаний ПДД учащимися школы.Предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов.Создание методической копилки инноваций педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД.Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.Дидактические принципы:- систематическое изучение правил дорожного движения,- осознанность в их усвоении,- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствиивозрастными возможностями обучающихся.Направления программыДанная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: • знакомство с историей ПДД• развитие практических навыков • применение их в реальной жизни. Методическая работаСоздание методической копилки инноваций педагогов школы; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов. Консультации для классных руководителей по проведению классных часов по следующим темам: «Маршрут школа - дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков» Сроки реализации программы 4 года. Контроль за реализацией программы Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программыОжидаемые результаты Сокращение количества ДТП с участием обучающихся Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДПовышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ на 25 %).Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения) Формы обучения младших школьников ПДД:тематические занятияигровые урокипрактические занятия в «городах безопасности»конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДДнастольные, дидактические и подвижные игры, беседыОформление маршрутных листов «Школа – дом»;Конкурсы рисунков и стенгазет Конкурсы агитбригад по ПДДИгра «Безопасное колесо»;Посвящение первоклассников в пешеходыПроведение уроков по ПДДСовместная работа с отделом ГИБДД• Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах.• Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.• Совместное планирование деятельности с ГИБДД.Организация работы отряда ЮИДРабота с родителями• Проведение родительских собраний по тематике ПДД • Составление и распространение памяток ребенок и дорога• Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера• Совместные праздники, конкурсы Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихсяЗнать:все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;правила движения по загородной дороге;все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;все сигналы светофора и их значение;правила перехода проезжей части;правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.Уметь:применять на практике основные правила перехода проезжей части;перейти улицу, дорогу с односторонним движением;выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.Тематическое планирование1 классЧасы Месяц Тема урока1 Сентябрь Основные правила поведения учащихся на улице, дороге2 Улица полна неожиданностей3 Октябрь Наши верные друзья на улицах и дорогах4 Практические занятия5 Ноябрь Это должны знать все6 Элементы улиц и дорог7 Декабрь Мы – пассажиры8 Движение пешеходов по улицам и дорогам9 Январь Учимся соблюдать ПДД.10 Тротуар, обочина дороги, правостороннее движениепешеходы на загородной дороге11 Февраль Пешеходный переход, перекрёсток12 Регулирование дорожного движения13 Март Сигналы светофора и регулировщика14 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах15 Апрель О правилах пользования общественным транспортом16 Дорожные знаки17 Май Правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса18 Практические занятияУчащиеся 1-го класса должны уметь:переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.2 классЧасы Месяц Тема урока1 Сентябрь Основные правила поведения учащихся на улице, дороге2 Элементы улиц и дорог3 Октябрь Почему дети попадают в дорожные аварии4 История появления автомобиля и правил дорожного движения5 Ноябрь Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС6 Новое о светофоре7 Декабрь Правила безопасного перехода улиц и дорог8 Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках9 Январь Правила перехода перекрестка10 Мы пассажиры11 Февраль Я - пешеход и пассажир12 Практические занятия13 Март Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и разметка14 Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика.Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств15 Апрель Правила перехода улиц и дорог. Правила перехода улицы привыходе из автобуса, троллейбуса, трамвая16 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге17 Май Игры и соревнования по правилам безопасного поведенияучащихся на улицах и дорогах18 Практические занятияУчащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.Учащиеся 2-го класса должны уметь:переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;при посадке и высадке из общественного транспорта;ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;не создавать помех движению транспорта;определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.3 классЧасы Месяц Тема урока1 Сентябрь Основные правила поведения учащихся на улице, дороге2 Причины дорожных аварий3 Октябрь Светофор и дорожные знаки4 Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта5 Ноябрь Правила перехода проезжей части дороги6 Остановочный и тормозной путь автомобиля7 Декабрь Правила перехода железной дороги8 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.Детский дорожно-транспортный травматизм9 Январь Виды транспортных средств10 Дорожные знаки и их группы. Сигналы регулирования дорожногодвижения11 Февраль Выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, наспортивную площадку12 Практические занятия13 Март Правила езды на велосипеде14 Правила поведения в транспорте15 Апрель Игры и соревнования по правилам безопасного поведенияучащихся на улицах и дорогах16 Безопасность пешеходов17 Май Я - пешеход18 Правила перехода улиц и дорогУчащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;Правила:перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;перехода железной дороги.Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;переходить железнодорожные пути;переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.4 классЧасы Месяц Тема урока1 Сентябрь Основные правила поведения учащихся на улице, дороге2 Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (тест)3 Октябрь Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах4 Опасные места в жилой зоне5 Ноябрь Светофор и дорожные знаки6 Типы перекрестков7 Декабрь Правила перехода проезжей части дороги8 Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний ПДД9 Январь Движение группами и в колонне. Железнодорожные переезды10 Практические занятия. Причины возникновения ДТП11 Февраль Остановочный и тормозной путь автомобиля12 Правила перехода железной дороги13 Март Правила езды на велосипеде14 Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и втранспорте15 Апрель Перекрёстки и их виды. Правила перехода улицы наперекрёстках. Дорожная разметка16 Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами17 Май Я – пешеход. Игра.18 Игры и соревнования по правилам безопасного поведенияучащихся на улицах и дорогах. Занятия на специальнойшкольной площадке.Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;• самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.По результатам выполнения итоговых тестов качество знаний учащихся 1классов-80%, 2 классов-87%, 3 классов- 92%, 4 классов- 94%. Данная программа доказывает свою эффективность. Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дорогеВопросы итогового контроля знаний учащихсяНазови участников дорожного движения.Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.Назови части городской (загородной) дороги.Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»Как называется место, где пересекаются улицы?Назовите типы перекрёстков.Какие бывают пешеходные переходы?Расскажи свой путь «Дом – школа»Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).Где следует ожидать общественный транспорт?Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?Что такое «зебра»?Что такое «островок безопасности»?Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?Какие бывают пешеходные переходы?Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?Где должны ходить пешеходы?Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.Какие дорожные знаки тебе известны?Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?Какие бывают светофоры?Что означает каждый сигнал светофора?Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?Какое движение называют правосторонним и почему?Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.Контрольные вопросы:1 класс.Кого называют пешеходом?Что такое транспорт?Для чего предназначен тротуар?Что такое перекресток?Для чего служат ПДД?Для чего служит проезжая часть?Где надо переходить улицу?Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?Где можно играть?Как нужно вести себя на улице?Кому дает команды пешеходный светофор?При каком сигнале светофора можно переходить улицу?Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?Зачем нужны дорожные знаки?В каких местах устанавливается знак «Дети»?Где можно кататься на велосипеде?Почему опасно цепляться за автомобили?Почему на санках нельзя кататься на улице?Где нужно ожидать общественный транспорт?Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?Как нужно себя вести в общественном транспорте?2 класс.Почему нужно всегда соблюдать ПДД?Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?Какие дорожные знаки помогают пешеходу?Для чего служит дорога?Какие улицы называются улицами с односторонним движением?Для чего предназначен тротуар?Для чего служит проезжая часть?Для чего нужна обочина на дороге?Какие транспортные средства вы знаете?Где и как ходить по улице, если нет тротуара?Каковы особенности движения пешеходов?Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?Как нужно идти по пешеходному переходу?Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?В каких местах можно переходить дорогу?Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?Кому дает команды пешеходный светофор?При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?3 класс Что понимается под улицей, и на какие части она делится?Какие вы знаете элементы дороги? Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним? Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?Зачем нужны обочина и кювет?Как отличить главную дорогу от второстепенной? Что значит: улица односторонняя и двусторонняя? Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?4 классДля чего нужны дорожные знаки?Где и как устанавливаются дорожные знаки?На какие группы делятся все дорожные знаки?Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-указательных знаков?Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?Используемые источники:Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г. Дорожная азбука.- М., 1974. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992. Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4. Материалы газеты «Добрая дорога детства». Правила дорожного движения. – М., НИП 1993. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995. «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина. Энциклопедия «Все обо всем». Энциклопедия «Что? Где? Когда?».Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,