Методика работы с одаренными детьми. Из опыта работы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
Головко Людмила Ивановна
учитель русского языка и литературы
специалист высшей категории

Методика работы с одаренными детьми. Из опыта работы
«Всякая умственная деятельность велика и плодотворна только до тех пор, пока она остаётся неразлучною с искренностью и твёрдостью глубокого убеждения», - писал Д.И. Писарев. Развитие одарённости может идти более интенсивно при соблюдении ряда условий, способствующих этому процессу.
Одни из этих условий связаны с особенностями самого ученика, отражёнными нами в соответствующем перечне признаков одарённости. Другие зависят от содержания и характера деятельности преподавателя, которая может способствовать развитию одарённости или тормозить её раскрытие и проявление.
Специфическое структурирование учебного материала и изучение его одаренными детьми в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие их способностей. Учет предпочтений как средство стимуляции их умственной деятельности.
Определение индивидуальных закономерностей организации
Обеспечение условий синтезирования поступающей информации с ранее усвоенными знаниями.
Соотнесение вновь используемых внешних стимулов с внутренними установками личности школьника.
Создание новых ассоциаций.
Использование сравнений, гипербол, метафор. Создание новых ассоциаций.
Задействование воображения.
Подготовка стратегий организации воспринимаемой информации.
Установление связей между ними и их трансформации
Сетевое планирование.
Оперативный самоучет Правильное распределение его диапазона.
Фиксация затрачиваемого учащимися времени на разные виды деятельности в условиях урока с учетом индивидуальных возможностей учащегося. (Замеры времени позволяют перераспределять учащимися и учителями свои энергетические ресурсы и осуществлять наиболее рациональные действия).
Контроль по результатам.
15.Текущий процессуальный корректирующе-направляющий контроль, фиксирующий характер и величину сдвигов возможностей ученика к продуктивной деятельности.
16. Процессуальный, пооперационный характер контроля над развитием познавательной деятельности одаренных учащихся.
17 Создание для ученика ситуации уверенности и успеха.
Использование такой системы управления познавательной деятельности и поощрения ее результатов, которые закрепляют ситуативную уверенность в устойчивое личностное качество.
Доброжелательное сотрудничество учителя и ученика.
Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания.
Возможность использования учеником различных форм контрольных процедур.
Использование форм контроля, позволяющих оценивать не только конечный, но и промежуточный результат работы, а также причины возможных неудач.
Тематический учет знаний.
Сочетание индивидуальной и групповой работы.
Гарантирование ученику права искать и ошибаться без снижения оценки.
Предоставление возможностей исправления ошибок и повышения оценки.
Использование на начальных этапах обучения безоценочного контроля.
Соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса.
Предоставление информации для ощущения и воображения.
Модернизация содержания на основе дифференциации.
Моделирование критических моментов для обострения восприятия и реакции.
Наличие необходимого жизненного и предметного опыта, необходимого для распознавания и переработки поступающей информации.Необходимость гностического разнообразия.
Удовлетворение ожиданий учащихся.
Связь нового материала с ранее изученным.
Организация хорового проговаривания. мысленного повторения.
Перекодирование материала в другую словесную или знаковую форму.
Межличностная поддержка.
Циклическая сменяемость занятий, соответствующая неустановленному расписанию, а внутренним потребностям учащегося.
Расширение спектра преподаваемых предметов, курсов, широкий вы|. бор содержательных компонентов.
Многосторонняя индивидуализация и дифференциация.
Гибкость учебного расписания.
Мобильность и динамичность системы диагностики.
Создание творческой среды.
Обучение в разных типах школ на соответствующем уровне.
Разнообразная внеклассная работа.
Мобильные вертикальные и горизонтальные группировки.
Ускоренное обучение в посильном для учащегося темпе.
Обогащенные школьные программы.
Своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей учащихся.
Адекватное расширенным возможностям учащихся содержание программ обучения.
Задания достаточного уровня познавательной трудности.
Определение затрат времени и сил на выполнение разного рода заданий
Опережающее обучение.
Побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.
Рациональный отбор учебного материала.
Выделение базового, второстепенного, дополнительного материала.
Обеспечение преемственности нового и старого учебного материала.
Использование коллективных форм познавательной деятельности.
Создание групп по интересам, временных гомогенных групп по пред-: метам.
Использование различных видов проблемного обучения.
Формирование профессиональных навыков управления учебно-познавательной деятельностью одаренных учащихся у преподавателей.
Диагностика, учет и регулирование продвижения обучаемых от исходного уровня знаний и способностей учащихся.
Использование данных психолого-педагогической науки
Учет законов умственного развития в практике формирования познавательного стиля одаренного ученика.
Наличие в арсенале учителя прогностических форм самоконтроля и самооценки своей и ученической деятельности.
Сопоставление ожидаемых и реально полученных результатов контроля и оценки.
Формирование базы знаний, необходимой для интеллектуального развития ребенка, не преувеличивая их роль в развитии общих умственных способностей.
Формирование познавательных потребностей.
Подкрепление умственной активности ребенка соответствующими стимулами.
Поддержание инициатив ребенка во всех видах деятельности.
Предоставление свободы выбора деятельности, чередования дел, продолжительности занятий одним делом, способов работы и др.
Привлечение детей к строительным играм, сюжетно-ролевым и др.
Развитие изобретательного таланта.
Соблюдение границ между свободой творчества и разумным упорядочением деятельности.
Самоуважение, осознание собственной значимости.
Доброжелательные отношения с окружающей классной, школьной средой и внешкольным окружением сверстников.
Размеренность, взаимоуважение, разнообразие жизнедеятельности и общения, отсутствие жесткой регламентации в жизни семьи, ее высокий интеллектуальный и образовательный уровень.
Предоставление возможностей реализации физической активности.
Применение адаптивных систем обучения.
Обучение приемам самостоятельной работы, способам самоконтроля, исследовательской деятельности, умению добывать знания.
Создание обстановки всеобщей заинтересованности.
Устранение возможных элементов конкуренции.
Поощрение совместных занятий с другими детьми.
Отсутствие выделения и противопоставления другим.
Отсутствие перехваливания.
Отсутствие демонстрации исключительности достижений, порождающих ревность и отторжение одноклассниками, но и преуменьшения заслуг и уникальных способностей.
Создание обстановки доброжелательности, взаимопомощи, раскованности, свободы, спокойствия и деловитости.
Оказание поддержки.
Хорошее отношение учителей и родителей.
Демонстрация заинтересованности в их деятельности, высокая оценка ее полезность и результатов.
Дифференциация условий обучения в зависимости от типа личности школьника.
Такая работа может дает положительные результаты. Примером являются порфолио учащиеся 8-Б класса. Назовем некоторые достижения :Фамилия, имя ребенка За что заслужил поощрение
Бельский Иван Защита проекта «Моя будущая профессия»
Участие в соревнованиях Дня здоровья, по волейболу
Деловая игра « Школа светофорных наук»
Борисова София Дипломант всероссийского конкурса творческих работ «Герои Великой Победы»
Призер районного этапа Республиканского фотоконкурса «Крым в моем сердце»
Участник всероссийского проекта «Публикация статей об одаренных детях и их наставниках СуперДети»
Участник всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная»
Участник всероссийского литературного конкурса «История моей семьи»
Победитель районной, школьной олимпиады по краеведению
Победитель школьного фотоконкурса «Осеннее золото России», «Крым-полуостров мечты»
Защита проекта «Моя будущая профессия»
Призер школьной олимпиады по русскому языку и литературе
Участие в концерте ко Дню учителя «Золотые россыпи России»
Участник акции «Птица года»
Ванивский Михаил Защита проекта «Моя будущая профессия»
Выставка-конкурс муляжей национальных костюмов
Призер школьной олимпиады по химии
Гаврилова София Победа в районном этапе конкурса «Молодые голоса»
Почетная грамота Министерства культуры Республики Крым участнику вокального ансамбля «Созвучие» вокально-хоровой студии «Планета детства» МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» за активное участие в культурно-массовых мероприятиях Республики Крым и творческую инициативу.Диплом I степени Международного телевизионного конкурса-фестиваля «Салют талантов»
Диплом I степени XVМеждународного Открытого Фестиваля-конкурса Детского и Юношеского творчества «Звездная Таврида-2016» в номинации «Эстрадный вокал»
VI Международный конкурс – фестиваль детского и юношеского творчества «Крымский мир: созвездие». Хор «Планета детства» лауреат III степени в номинации «Вокальное исполнение»
Диплом лауреата III степени Открытого фестиваля-конкурса детских фольклорных коллективов концертно-хоровая студия «Планета детства»
Диплом лауреата II степени II Открытого Международного конкурса «Шаг за шагом»
Диплом I степени Крымского фестиваля творчества «Звезды Керкинитиды» вокал (современный)
Диплом III степени Крымского фестиваля творчества «Звезды Керкинитиды» вокал (классический)
Муниципальный тур всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Земля талантов» (1 место)
Защита проекта «Моя будущая профессия» Участие в концерте ко Дню учителя «Золотые россыпи России»
Гончаров Константин Участие в соревнованиях Дня здоровья
Конкурс плакатов «Молодежь против коррупции»
Джафарова Юлия Победитель школьного фотоконкурса «Осеннее золото России»
Конкурс рисунков «Молодежь против коррупции»
Участие в соревнованиях Дня здоровья
Евтеев Алексей Участие в соревнованиях Дня здоровья
Призер школьной олимпиады по литературе, обществознанию
Исаева Дарья Участие в концерте ко Дню учителя «Золотые россыпи России», соревнованиях по волейболу
Коваль Артур Дипломант Всероссийского конкурса творческих работ «Герои Великой Победы»
Призер районного этапа Республиканского конкурса «Пушкинские строки»
Призер районного этапа Республиканского фотоконкурса «Крым в моем сердце»
Победитель районного этапа республиканского конкурса «Я посвящаю эти строки Крыму»
Победитель районной выставки рисунков «Крым в моем сердце»
Победитель районной олимпиады по географии, призер по русскому языку, литературе, математике
Участник всероссийского проекта «Публикация статей об одаренных детях и их наставниках СуперДети»
Победитель школьной олимпиады по русскому языку и литературе, географии, биологии, истории, обществознанию
Призер школьной олимпиады по химии, математике, по английскому языку
Участник акции «Птица года»
Защита проекта «Моя будущая профессия»
Участие в концерте ко Дню учителя «Золотые россыпи России»
Коротких Юлия Участие в соревнованиях Дня здоровья ,по волейболу
Участие в концерте ко Дню учителя «Золотые россыпи России»
Призер школьной олимпиады по литературе
Лазарев Леонид Участие в соревнованиях Дня здоровья
Лисюра Антон Социальная реклама «Вредные привычки»
Участие в соревнованиях Дня здоровья
Попадин Руслан Участие в соревнованиях Дня здоровья, по волейболу
Наумова Александра Защита проекта «Моя будущая профессия»
Призер школьной олимпиады по литературе, химии
Ремус Николай Участие в соревнованиях Дня здоровья
Участник акции «Птица года»
Салова Наталья Победитель районного этапа Республиканского конкурса «Пушкинские строки»
Участие в соревнованиях Дня здоровья, по волейболу
Участие в концерте ко Дню учителя «Золотые россыпи России»
Призер школьной олимпиады по русскому языку и литературе, географии, обществознанию
Строганова Вероника Призер районного этапа Республиканского конкурса «Пушкинские строки»
Участие в концерте ко Дню учителя «Золотые россыпи России»
Худякова Вероника Участие в соревнованиях Дня здоровья, по волейболу
Шевчук Владимир Участие в соревнованиях Дня здоровья, по волейболу
Участник акции «Птица года»
Яременко Никита Участие в соревнованиях Дня здоровья, по волейболу
Участник акции «Птица года»