ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста. Чтение - это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что - то новое, и развиваться, а также участвоват ь в жизни общества. Эффективность чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из текста. Другая важная составляющая – обдумывание прочитанного. Кроме акцента на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать у мение школьников давать прочитанному свою оценку. Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образова ния. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных пред метов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение . Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового поним ания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зр ения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт) , в словах - образах (художественных средствах) и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст - это единое целое, и виды т екстовой информации разграничиваются условно: в науке - в исследовательских, а на практике - в учебных целях. Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей. Важно развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: • с пониманием основного содержания (просмотровое чтение); • с полным пониманием содержания (из учающее (аналитическое) чтение); • с извлечением необходимо значимой информации (поисковое); • критическое понимание информации. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 1) Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Ученик научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запр осе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно - познавательные и учебно - практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — оп ределять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозирова ть последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для об основания определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информац ии и её осмысления. 2) Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Ученик научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображени я; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретир овать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Ученик получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста (информация, которая явно в тексте не выражена, но существует, как подтекст и может быть домыслена потребителем) на основе сопоставления иллюстративного ма териала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). 3) Работа с текстом: оценка информации Ученик научится: • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерств о его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Можно сказать, что большинство наших школьников не умеют выражать своё мнение о прочитанном. Из сказанного выше следует, что именно навык смысловой переработки текстовой информации в наше время информационного «взрыва» во многом обеспечивает успешную социализацию человека. Это обусловило включение в Целевой раздел Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Чт обы решить проблему полного понимания текста, необходимо выявить затруднения, возникающие при поиске информации и понимании прочитанного учениками. Эти затруднения можно представить так: 1. Непонимание лексического значения слова. 2. Ограниченность читате льского кругозора. 3. Непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл деталей. В результате сложившейся ситуации возникла необходимость разработки технологии, в основе которой лежали бы способы формирования адекватного читательского воспри ятия, а также организация некоторых форм взаимодействия читателя - ученика с учебно - научным текстом. С целью облегчения работы уже в 5 классе можно совместно с учениками составить памятку «Как работать с текстом учебника», которая может иметь следующее содержание: 1. До чтения текста - прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины; - поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить; - попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопрос ы от заглавия; - попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы. 2. Во время чтения текста - находите неясные слова и определяйте их значения по словарю; - ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти вопросы; - отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной; - выделяйте новые термины и определения; - выясните, как новые термины связаны с известными; - прокомментируйте приведённые примеры; - подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца; - уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста. 3. После чтения текста - поставьте вопросы к тексту и ответьте на них; - приведите свои примеры и прокомментируйте их; - представьте текст в др угой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма; - составьте план текста и перескажите его по плану. необходимо добавить, что данная памятка полезна не только во время самостоятельной работы с учебно - научным текстом на уроке, но и для самообразования ученика, ведь ученик таким образом учится «переносить» полученные сведения в новую ситуацию. Данная памятка пригодится на всех уроках школьной программы, где требуется умение осознанно читать учебные тексты. В результате системного взаимодействия с текстом происхо дят положительные изменения в восприятии учащимися смысла прочитанного текста. Таким образом, использование данной методики работы с научным текстом позволяет овладеть стратегией смыслового чтения, поэтапно планируя последовательность действий педагога и у чеников.