Реферат на тему: Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Методологическая культура речи учителя физики»
По теме:
«Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе»
Исполнитель:
Малеев Сергей Игоревич
ФИО
Москва 2016.год
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Формирование понятия «Культура речи»………………………………..4
2. Качества культурной речи………………………………………………..6
3. Проблемы развития культуры речи……………………………………...9
Заключение.…………………………………………………………………..12
Список используемой литературы….............................................................13

Введение
Не вызывает сомнений, что важность владения культурой речи очень велика для всех, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, воспитывает, оказывает людям различные услуги. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, иными словами владение культурой речи – обязательная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, работников радио и телевидения, а особенно для преподавателей школ и вузов. Культура речи во все времена считалась показателем уровня интеллекта и образованности. Культура речи – степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством. К речи учителя традиционно предъявляются высокие требования. Основная функция его деятельности – речевое общение. Речь учителя, являясь образцом подражания для учащихся, решает как учебные, так и воспитательные задачи.
Цель данной работы: рассмотреть основные проблемы развития культуры речи на современном этапе.

Формирование понятия «Культура речи»
Успешное взаимодействие педагога и ученика возможно в условиях эффективной грамотной речевой коммуникации. Знания о речи и умения общаться необходимы каждому культурному человеку, а учителю – особенно. Учитель не в праве допускать ошибки в собственной речи, ведь сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.
Термин «Культура речи» не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. В широком понимании он означает «культура языка», в узком смысле, культура речи – это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного устного и письменного общения. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, т.е. соблюдение норм и речевое мастерство, что означает не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый.
Культура речи – совокупность таких качеств речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.
Специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно многими учеными, в трудах которых рассматриваются риторические основы учебного общения, педагогические стили общения, условия эффективности педагогической речи. В работах Н.Д. Десяевой, Т.А. Лебедевой, Л.Н. Ассуировой [1] рассмотрены речевые средства организации учебного процесса, коммуникативные качества речи, произведен анализ профессиональной педагогической речи. А.А. Мурашов [2] приводит в своих работах нормативность и целесообразность речи учителя. В области речевой подготовки большой вклад внесла А.В. Усова.
Учителю важно осознавать тот факт, что его речь является средством обучения. К речевым средствам организации учебного процесса относятся справочные фразы, комментирующие высказывания, повторы, прерывание речи школьников, самоперебив, метатекст [1, c. 28-29]. Задача речи – организация учебной деятельности школьников, формирование у них знаний и умений, интереса к предмету, различных познавательных установок. Предмет речи – различные компоненты содержания обучения: понятия, закономерности, методы анализа материала и т.д.
Таким образом, культура речи учителя – это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющие в системах общения: «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей.

Качества культурной речи
Физика относится к точным наукам, требует, прежде всего, четкости выражения мысли. На примерах физических формулировок учитель может показать учащимся, как можно внимательно и бережно относиться к слову. Например, испарение – вылетание молекул с поверхности жидкости… Нужно испарение – процесс парообразования, при котором в пар переходят молекулы с поверхности жидкости.
Правильность – это обязательное первостепенное качество любой речи, и речи учителя в том числе. Слушая учителя физики, ученики не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов, а так же нестандартно построенной фразы, так как это может затруднить понимание учащимися и без того не простого материала. Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Будущему учителю важно усвоить все типы норм (Таблица 1).
Таблица 1. Примеры типичных ошибок
Типы норм Примеры типичных ошибок
Акцентологические (правила ударения) Сложности возникают со словами, имеющими подвижное ударение – среда́ (вещество) – среде́ – сре́дам – сре́дами.
Орфоэпические (правила произношения) В словах иноязычного происхождения согласные [т], [з], [с], [н], [р] перед е обычно произносятся твердо: герц, децибел, тесла. А согласные [б], [в], [м], [п] перед е произносятся мягко: Беккерель, вебер.
Лексические (правила словоупотребления) Смешение разных по значению слов – руководитель представил (предоставил) полную свободу в выборе темы физического эксперимента. Большинство (большая часть времени) времени.
Словообразовательные (правила образования слов) Жаргонные «усечения» - «телик», «велик», «кило».
Грамматические (правила образования слов) Морфологические нормы:
Затруднения в существительных вызывают вариативные формы родительного падежа множественного числа: в разговорной речи уместны – грамм, килограмм, а в письменной речи предпочтительнее – граммов, килограммов.
Синтаксические нормы:
Неправильное построение с предлогами: «доклад по работе» вместо «доклад о работе».
Весом в 2 кг, вместо весом 2 кг.
Орфографические (правила написания слов) Из-за орфографических ошибок, слово может иметь совсем другой смысл. Например, обучение физики (не обучение по предмету, а обучение самой физики).
Пунктуационные (правила постановки знаков препинания) При оформлении письменной речи учителя очень важно знать правила постановки знаков: «,», «?», «!», «…», «.», «;», «:», «( )».
Точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Если учитель физики не знает свой предмет (предмет речи), то он исказит ее и речь не будет точной. Знание предмета речи (физических законов, понятий, теорий, формул и т.п.) - условие экстралингвистическое, т.е. лежит за пределами языка, но оно обязательно. Например, уран – химический элемент, Уран – планета.
Выразительная речь – это речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. При объяснении учителем физики абстрактного понятия можно использовать метафору.., что помогает сделать понятной позицию педагога. Например, построить схему, раскрыть вопрос. Закономерно использование в речи учителя эпитета. Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Например, стекание электрического заряда, чувствительность прибора.
Чистая речь – это речь, в которой нет чужих литературному языку элементов. Трудно уследить за мыслью учителя, если его речь засорена словами-паразитами: значит, ну, вот, так сказать, как бы… Говоря о засорении речи учителя, следует заметить, что в этом проявляется неумение ясно мыслить, подбирать нужные слова. Учителю необходимо понимать, что слово – это дело, оно требует большой работы, усилий, строгого, критического отношения.
Логичная речь – это речь, состоящая в соответствии связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности. Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.
Уместная речь – это речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Уместность требует от учителя физики гибкости его речевого поведения: умения определить пригодность, целесообразность слов, форм и оборотов. Молодые учителя любят иногда блеснуть перед учащимися своей «ученостью», часто это происходит не намеренно: просто привыкли выражаться научным языком вузовского учебника.

Проблемы развития культуры речи
Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий публичного общения: отмена цензуры, возможность высказать личное мнение, возможность для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.
Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:
закрепление грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений;
неточное употребление лексики, искажение значений слов;
стилистические нарушения речи.
Грамматическими недостатками современной речи являются:
замена личных форм глаголов отглагольными существительными с суффиксами -ация, -ение, -ание (регионализация, фермеризация, криминализация, спонсирование, лоббирование, инвестирование);
утрата словами определённого значения (подвижки, панацея, импульс, стабилизация, эксклюзивный);
нагромождения падежных форм (во время проведения операции по задержанию вооружённого преступника, корректировка курса будет проводиться в сторону ужесточения реформ, о плане мероприятий, проводимых в связи с празднованием…);
замена падежного управления предложным (конференция показала о том, что…);
замена косвенного падежа сочетанием с как (иногда это является как уступка, он назван как лучший игрок);
неправильный выбор падежа (на основании каких-то материалах).
Лексическими недостатками речи являются:
распространение слов с узким (ситуативным) значением (бюджетник, контрактник, льготник, отраслевик, силовик); употребление заимствований непонятных многим, иногда и самому говорящему (брифинг, дистрибьютор, киднепинг);
употребление аббревиатур (УИН, ОБЭП, ООДУУМ и ПДН УВД, ГО и ЧС);
идеологизация некоторых пластов лексики, изобретение новых ярлыков (групповой эгоизм [о требованиях людей соблюдать их права при застройке территорий, своевременно выплачивать зарплату], потребительский экстремизм [о желании граждан получать качественные услуги]).
Стилистика речи (практически во всех функциональных стилях) сегодня характеризуется такими отрицательными чертами:
превращение метафор в новые шаблоны (вертикаль власти, оздоровление экономики), иногда бессмысленные (предвзятые барьеры, Россия больна сегодня здоровьем людей, Россия занимает здесь главное лицо, местные власти борются с нехваткой средств [здесь хочется добавить: нехватка пока побеждает в этой неравной борьбе]);
употребление категоричных слов (например, знаменитое однозначно);
употребление слов, скрывающих суть явлений (социальная незащищённость [нищета], привлечение фирм к благотворительной деятельности [незаконные поборы с предпринимателей]);
проникновение жаргона в публицистическую и устную официальную речь;
злоупотребление эмоционально окрашенной лексикой в официальной публичной речи.

Выводы
Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В данной работе сформулировано понятие «культура речи», приведены некоторые работы в области исследования специфики речевого взаимодействия. Так же рассмотрены основные качества, которыми должна обладать речь учителя физики, приведены основные типы ошибок в речи. Рассмотрены основные проблемы развития культуры речи на современном этапе.

Список используемой литературы
Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005
Мурашев А.А. Культура речи учителя. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.