Технологическая карта урока по теме Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте


Технологическая карта урока
Учителя: Федорова Т. Н.
Предмет: русский язык, 5 класс
УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение; 2014
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал для групповой работы.
Тема урока Место урока по теме
Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте 2-й урок по теме «Лексика. Культура речи»
Тип урока Формы, приемы, методы
Практикум формы работы: фронтальная, групповая (парная)
методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия; творческая мастерская
приемы: конструирование, словотворчество, анализ текста
Цель урока Задачи урока
Научиться разграничивать
изобразительно-выразительные средства языка, находить их и определять роль в тексте.
I. Личностные результаты:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- формировать чувство самоуважения у учеников;
- формировать чувство уважения к мнению других.
II. Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
- осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка;
- знать основные изобразительные свойства русского языка;
- закреплять умение перерабатывать информацию по алгоритму;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, делать выводы.
2. Регулятивные УУД:
- формулировать тему, проблему урока; искать пути ее решения;
- соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе (в паре);
- учить приемам представления результата своей деятельности и деятельности группы.
III. Предметные:
1. Добиваться осознания понятий выразительные средства языка, эпитет,
сравнение, олицетворение.
2. Закреплять умение находить тропы в тексте, создавать их самим – обогащать свою речь.
3. Определять роль тропов в создании художественного образа.
4. Учить применять знания в повседневной жизни.



Предполагаемый результат
Знать Уметь
Ученики в конце урока должны иметь четкое определение об эпитете, олицетворении, сравнении. Выработают алгоритм по созданию данных тропов. Определят их роль в художественном тексте. Ученики в течение и в конце урока смогут применять (-ить) на практике теоретические сведения о выразительных средствах языка.
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/
УУД Оценивание/
формы контроля Результат
I этап: мотивация к учебной деятельности - 3 мин.
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока.
Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Беседа.
- Зачем нам необходимо изучать художественно-изобразительные средства языка?
- Как может пригодиться умение работать с художественно-изобразительными средствами в жизни?
Проблемный вопрос. Анализ 2-х предложений (одно из которых содержит тропы, другое – нет).
- Какое предложение вам понравилось больше? Почему?
- Хотите ли вы выражать свои мысли так же красиво? Волевая саморегуляция.
Ответы на вопросы. Проявление интереса к изучению материала.
Ответ на вопрос. Анализ предложений, разрешение проблемной ситуации. Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку.
Коммуникативная: соблюдение норм речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Осуществление анализа материала с учетом заданных условий общения. Самоконт-роль, словесное поощрение учителя.
Внутренняя и внешняя готовность обучающихся
к учебной деятельности на уроке.
II этап: актуализация знаний - 5 мин.
Актуализировать изученные понятия и способы действий,
активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения.
Уточнение определений художественно-изобразительных средств (эпитет, олицетворение, сравнение).
- Вспомним определения эпитета, сравнения, олицетворения.
Анализ подобранных учителем предложений с точки зрения наличия в них тропов.
Организация деятельности по фиксации индивидуального затруднения.
Актуализация знаний и способов действия, выполнение пробного учебного действия и фиксация собственного затруднения.
Коммуникатив-ная (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Учебно-познавательна: использование информации для решения учебных задач. Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконт-роль Актуализация изученных знаний и способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений.
III этап: построение плана достижения цели - 3 мин.
Уточнить тему, определить цель урока, составить план учебных действий, направленных на реализацию цели.
Организация работы обучающихся по постановке цели урока и путей ее достижения.
- Давайте проанализируем, почему вы не можете точно сформулировать понятия эпитет, сравнение, олицетворение? Почему не сразу нашли их в тексте?

- Уточните (сформулируйте) цели нашего сегодняшнего урока.
- Каков план ваших действий? Уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения.
Коммуникатив-ная: взаимодействие
Регулятивные:умение определять цель деятельности на уроке
Учебно-познавательная:планирование.
Самоконт-роль, внешний контроль
Готовность к восприятию новых знаний
Физкультминутка
IV этап: фиксация нового знания в речи по усложняющейся модели - 10 мин.
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, направленного на достижение цели урока
Создание условий для реализации построенного проекта. Организация работы в парах (группах).
1) Конструирование словосочетаний и предложений, содержащих художественно-изобразительное средство (например, эпитет).
Представление и анализ результатов.
2) Словотворчество (конкурс на самый оригинальный троп)
- Что значит слово оригинальный?
- Придумайте 3 эпитета, 3 сравнения, 3 олицетворения, используя любое из понравившихся слов: солнце, луна (месяц), дождь.
Представление результатов.
- Солнце лизало горячим, шершавым языком лужи, покрытые хрупким ледком. Мне очень нравится этот пример олицетворения. Вот она, магия слова!
3) Творческая лаборатория «В гостях у М. М. Пришвина»
Работа с отрывком из были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: портрет Насти.- Ребята, а сейчас мы оправляемся в творческую мастерскую замечательного русского писателя М. М. Пришвина. Нам предстоит выяснить, а как работал со словом он.
Чтение текста. Беседа.
- Кого автор описывает в этом тексте?
- Какие средства художественной выразительности использует автор для описания Насти?
- Почему автор сравнивает девочку с золотой курочкой?
- Какое слово встречается в тексте несколько раз? Почему?
- Как сам автор относится к Насте? Что позволяет вам делать такие выводы? Устанавливают закономерности; делают выводы; формулируют эталон выполнения задания, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
Самостоятельно конструируют художественно-изобразительные средства из предоставленного языкового материала. Проводят лексический анализ слов. Составляют примерный эталон построения тропов. Представляют результаты.
Обсуждают, анализируют, обобщают, создают собственный продукт деятельности, делают выводы.
Слушают и анализируют текст, отвечая на вопросы учителя. Коммуникатив-ная: работа в группах, взаимодействие
Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям.
Работать в группе, участвовать в выработке решения.
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям
Информационная: сбор информации, обработка и передача.
Владение приемами изучающего чтения.
Учебно – познавательнаяи исследовательская деятельность.
Самоконт-роль.
Взаимоконтроль.
Оценка учителем работы групп.
Взаимоконтроль.
Оценка учителем работы групп. Выводят алгоритм построения и нахождения тропов. Развивают творческие способности.
Конструируют тропы. Развитие творческих способностей.
Умение выделять в системе знаний изученные единицы языка; определять роль тропов в тексте.
V этап: включение в систему знаний
Организовать усвоение детьми нового знания о тропах, зафиксировать его в знаковой, вербальной форме. Обобщение материала о роли изобразительно-выразительных средств языка в тексте и в устной речи
Фиксация обобщения в таблице (схеме) «Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте и в устной речи»
Проговаривают выводы вслух, строят схему, фиксируя данные выводы в письменной (знаковой) форме. Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной задачи.
Коммуникатив-ная: работа в парах, взаимодействие Внешний контроль,
взаимоконт-роль,
самоконтроль.
Четкое представление о выразительных средствах языка и их роли в устной и письменной речи.
VI этап: рефлексия
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся Организует рефлексию и самооценку:
- Какую цель на уроке перед собой ставили?
- Добились ли мы поставленной цели?
- Какие способы реализации нашей цели вам особенно понравились, запомнились?
- Какой вид деятельности вас особенно заинтересовал? Дети соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень несоответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности.
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку. Учебно-познавательная:самооценка, взаимооценка.
Информационная: обработка и передача информации.
Коммуникативная: взаимодействие Самооценка. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Определение уровня усвоения нового способа действий (с переводом в оценку).